Малахия 3 глава

Книга пророка Малахии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 «Вот посылаю Я вестника Моего, чтобы он приготовил путь для Меня. И Владыка, Господь, Которого вы ищете, внезапно придет в Храм Свой. Грядет Вестник Завета, столь вами желанный», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
2 Но кто не убоится1 дня пришествия Его и кто устоит при Его появленье?
Он — будто пламя в плавильне или щелок при стирке!
3 Примется Он за дело, как тот, кто плавит и очищает серебро, плавить будет сынов Левия, очищать их, словно золото или серебро, доколе не станут они приносить ГОСПОДУ жертву в праведности.
4 Угодна будет ГОСПОДУ жертва Иуды и Иерусалима, как было в дни древние, в годы давно минувшие.
5 «Я иду, близок час суда Моего, и Я немедля обличу чародеев и прелюбодеев, тех, кто ложно клянется и угнетает наемных работников, обижает вдову и сироту, странника гонит и не благоговеет предо Мною», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
6 «Я ГОСПОДЬ, и Я вовеки Тот же,2 потому и вы, сыны Иакова, не погибли.3
7 Со времен отцов ваших вы отвратились от установлений Моих и не соблюдали их. Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. — Вы спросите: „Как нам вернуться?“
8 Может ли человек красть у Бога? А вы обкрадываете Меня! Спросите: „Что мы крадем?“ Десятины и приношения.
9 Проклятие лежит на вас, но вы — весь народ — продолжаете обкрадывать Меня!»
10 «Десятину сполна принесите, в хранилище храмовое возвратите ее, чтобы в Доме Моем была пища, и так испытайте Меня, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. — Разве не открою для вас окон небесных, не изолью благословение в избытке?»
11 «Не позволю вредителям уничтожать урожаи ваши, и лоза в винограднике вашем не останется без плода», — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
12 «Блаженными будут называть вас все народы, страна ваша будет желанной»,4 — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
13 «Слова ваши обо Мне дерзости полны! — говорит ГОСПОДЬ. — Спросите: „Что же дерзкое сказали мы о Тебе?“
14 Говорили вы: „Тщетно, бесполезно — Богу служить! Что за выгода нам Его постановления блюсти и с покаянным видом пред ГОСПОДОМ Воинств ходить?
15 Нет, для нас кто надменен безмерно, тот и счастлив, ведь твердо стоят творящие зло, даже Бога искушают и без наказания остаются“».
16 Но совсем иное говорят друг другу боящиеся Бога, ГОСПОДЬ им внимает, Он слышит их, и пишется пред Ним памятная книга о тех, кто благоговеет пред ГОСПОДОМ и чтит имя Его.
17 «Станут они для Меня, — говорит ГОСПОДЬ Воинств, — драгоценным достоянием в тот День, когда Я избавлю их;5 сохраню их и явлю им сочувствие Свое, как отец сыну, который преданно служит ему».
18 И тогда вы снова увидите, в чем различие между праведником и нечестивцем, между служившим Богу и не служившим Ему.

Комментарии МакДональда

Е. Пророческая вставка: пришествие Мессии-Судии (3:1−6)

3:1 Отвечая на высказанное в предыдущем стихе обвинение, Бог обещает, что пошлет Своего ангела (вестника). Это обетование нашло свое частичное исполнение в Иоанне Крестителе, но в полноте исполнится, когда Илия (4:5) приготовит путь Господу, как ангел завета. Фраза «которого вы желаете» звучит иронично потому, что когда пришел Мессия (Первое Пришествие), то оказалось, что народ Израиля этого прихода совсем не желал — даже распял Христа.

3:2−4 День пришествия Его — это день вторичного прихода Мессии на Землю. Он придет, чтобы осудить грех; но кто устоит, когда Он явится? Это служение очищения от скверны, символом которого стало очищение храма Христом, ожидает своего окончательного завершения во время Его второго пришествия. Сыны Левия (священники) также будут очищены, чтобы приносить жертвы в святости и праведности — только такие жертвоприношения будут благоприятны Господу, как в лета прежние.

3:5 Господь также накажет чародеев, прелюбодеев, клятвопреступников, беспощадных эксплуататоров, притеснителей вдов (и сирот) и всех, кто изгоняет пришельцев.

3:6 Тот факт, что Господь никогда не изменяется, гарантирует спасение сынов Иакова от гибели.

Ж. Отступничество народа (3:7)

Господь призывает народ обратиться к Нему, но евреи не признают своего отступничества и лицемерно спрашивают: «Как нам обратиться?»

З. Обкрадывание Бога — удержание десятин и нежелание приносить жертвы (3:8−12)

По закону Моисея израильтяне должны были отдавать Господу десятую часть урожая и скота (или же могли заплатить в размере стоимости этой десятины плюс пятая часть). Помимо десятины существовало немало других разных приношений, цель которых — смиренное осознание, что все принадлежит Богу, что Он даятель всех благ.

Новый Завет учит верующих жертвовать регулярно, добровольно, радостно и «сбалансированно», т.е. в соответствии с доходом, которым благословил их Господь — о десятине же ни слова! Скорее предполагается, что если живший под законом еврей отдавал десятую часть, то насколько же больше следует жертвовать христианину, живущему под благодатью!

В Ветхом Завете, наградой за верное служение десятиной было материальное богатство; в Новом Завете награда за верное служение — духовное богатство.

Итак, Господь указывает Своему народу на его нежелание служить Ему десятиной и приношениями — этим они обкрадывали Его, навлекая на себя проклятие. Если бы они регулярно приносили десятину, Бог послал бы им такое невероятное изобилие, что некуда было бы девать собранный урожай. Он избавил бы их от засухи, чумы, врагов и саранчи; сделал бы благословением для всей земли.

И. Несправедливые обвинения против Бога (3:13−15)

Снова Господь обвиняет евреев за брошенные в Его адрес дерзостные слова — они заявляли, что служение Богу и повиновение Ему не приносит никакой пользы. Более того учили других, что по-настоящему счастливы лишь надменные грешники и все кто искушает Бога, ведь они не только процветают, но и остаются безнаказанными.

II. БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ОСТАТКА» И СУД НАД НЕЧЕСТИВЦАМИ (3:16 — 4:6)

А. Возрождение «верного остатка» (3:16−18)

Но в Израиле сохранился «верный остаток» — все те, кто не отступили от Иеговы. Бог спасет их и благословит, ведь они принадлежат Ему. Это Его собственность, великая драгоценность.

Вильям Келли комментирует этот отрывок следующим образом:

«Сами иудеи больше не захотят гордиться своим еврейским происхождением. Они поймут, что тщетно «просто быть иудеем» и возжаждут подлинного богопознания; почувствуют отвращение к тем, кто называясь евреем, остается нечестивцем (ст. 18).»

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: кто может выдержать.
6  [2] — Букв.: не изменяюсь.
6  [3] — Друг. возм. пер.: но вы, сыны Иакова, не прекратили (изменяться).
12  [4] — Или: благодатной.
17  [5] — Или: будут Моими… в день, когда Я приготовлю Свое достояние.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.