Числа 11 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В то время израильтяне повели себя подобно тем людям, которые выражают свое недовольство ГОСПОДУ по поводу любых неприятностей.1 Услышал это ГОСПОДЬ и вознегодовал. И тогда огонь, Им ниспосланный, вспыхнул среди возроптавших и начал бушевать на краю стана.
2 Люди возопили и бросились к Моисею. Воззвал Моисей к ГОСПОДУ — и погас огонь.
3 (Место это назвали Тавера,2 пожарище, ибо там среди них вспыхнул огонь ГОСПОДЕНЬ.)
4 Люди пришлые, примкнувшие к израильтянам при исходе из Египта, стали выказывать вожделение лучшей пищи. Вслед за ними возопили вновь и сыны Израилевы. «О если бы у нас было мясо! — стенали они. —
5 Мы же помним, как ели рыбу в Египте — она доставалась нам даром, — и огурцы, и арбузы,3 и лук-порей, и чеснок, и лук репчатый.
6 А теперь в пустыне мы совсем иссохли — ничего, кроме манны, не видим».
7 (Эта манна была похожа на семя кориандра, молочно-белого цвета.4
8 По утрам люди собирали ее, чтобы молоть в жерновах или в ступках толочь, а потом варили в котлах или делали из нее лепешки, по вкусу как оладьи с маслом.
9 Манна выпадала на стан вместе с ночной росой.)
10 Моисей слышал ропот и вопли людей: каждая семья плакала у входа в шатры свои. Велико было негодование ГОСПОДА, и Моисей был сильно огорчен.5
11 Поэтому сказал он ГОСПОДУ:

«Зачем Ты навел беду эту на раба Своего?
Чем провинился я перед Тобой,
что Ты оставляешь меня одного нести бремя всего народа?

12

Разве я мать им? Разве я родил их,
что Ты обязал меня нести их на руках, —
как кормилица носит младенца, — в ту страну,
которую Ты отцам их пообещал?

13

Да откуда же мне взять столько мяса,
чтобы накормить весь народ?
А они плачутся: „Дай нам мяса, накорми нас!“

14

Весь народ сей — слишком тяжкое бремя для меня,
не понести мне его одному!

15

Если Ты хочешь и впредь так со мной поступать,
тогда убей меня поскорее!
Сделай это, коли обрел я благоволение Твое,
дабы мне избавиться от горя, меня терзающего ».

16 ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Собери семьдесят человек из числа старейшин Израиля, о которых знаешь, что они мудрые старейшины и приставники народа; призови их к Шатру Откровения, пусть станут они там вместе с тобой.
17 Тогда сойду Я к вам и буду говорить там с тобою. Возьму от Того Духа, Который на тебе, и ниспошлю Его на этих семьдесят человек. Они помогут тебе нести бремя народа сего, чтобы ты не один это делал.
18 А народу скажи: „Освятитесь, чтобы быть вам готовыми к завтрашнему дню, — будете есть мясо. Вы же хотели, чтобы услышал вас ГОСПОДЬ, когда вопили: „Если бы только было у нас мясо! И точно — в Египте жилось нам лучше!“ Вот и даст вам ГОСПОДЬ мясо, накормит вас.
19 И не один день будете есть это мясо, не два, не пять, не десять, не двадцать дней,
20 а целый месяц, до тех пор, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, пока тошнить вас не станет. Это будет вам за то, что пренебрегли вы ГОСПОДОМ, живущим среди вас, и плакались пред Ним, говоря: „Ради чего мы вышли из Египта?““»
21 «Как? — удивился Моисей. — Только взрослых мужчин6 вокруг меня шестьсот тысяч, а Ты говоришь: „Дам им мяса на целый месяц“.
22 Даже если всех быков и овец заколоть, достанет ли этого для них? Или если выловить всю рыбу морскую, будет ли для них ее вдоволь?»
23 А ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Разве коротка рука ГОСПОДНЯ?7 Ныне же увидишь, сбудется слово Мое или нет».
24 Моисей вышел к народу и пересказал ему то, что услышал от ГОСПОДА. Затем созвал он семьдесят человек из старейшин народа и поставил их вокруг Шатра Откровения.
25 Там явился им ГОСПОДЬ в облаке и говорил с Моисеем. Взял ГОСПОДЬ от Того Духа, что был на Моисее, и наделил Им всех собравшихся здесь старейшин. И когда низошел8 на них Дух, стали они пророчествовать, однако не делали этого вновь.9
26 В то время двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, оставались в стане. Но и на них низошел Дух, ибо они тоже были записаны, к семидесяти причислены. Потому и эти двое, хоть и не вышли к Шатру, стали пророчествовать в стане.
27 Некий юноша прибежал к Моисею и сказал ему: «Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане!»
28 Тогда Иисус Навин, служитель Моисея, один из самых близких ему молодых людей, вмешался: «Моисей, повелитель мой, останови их!»
29 Но Моисей сказал ему: «Не ревнуешь ли ты из-за меня? Пусть бы все в народе ГОСПОДНЕМ становились пророками и ГОСПОДЬ мог бы ниспослать Дух Свой на каждого из них!»
30 И тогда возвратился Моисей вместе с избранными старейшинами Израиля в стан.
31 Поднялся ветер, посланный ГОСПОДОМ, и принес со стороны моря тучи перепелов и разбросал их по земле — и в стане, и поодаль от него на расстоянии, которое можно было пройти за день во всех направлениях. Почти на два локтя10 покрыли они землю.
32 Весь день и всю ночь и весь следующий день сыны Израилевы выходили и собирали этих перепелов. И у тех, кто собрал меньше всех, птиц было не менее десяти хомеров.11 И разложили все собранное вокруг стана.
33 Случилось же так, что, не успели еще израильтяне и прожевать как следует то мясо, прогневался на них ГОСПОДЬ — поразил Он великим бедствием народ израильский.
34 Потому и назвали то место Киврот-Хаттаава, гробницей вожделений, ибо похоронили там народ, вожделению предавшийся.
35 А потом от Киврот-Хаттаавы народ двинулся в Хацерот и, достигнув его, остановился.

Комментарии МакДональда

Б. Ропот в лагере (Глава 11)

11:1−3 Читателя поражает готовность народа роптать против Бога после всего того, что Он для них сделал. Секрет недовольства находим в первом стихе: «...начал истреблять край стана». Все недовольные находились в отдалении от ковчега. Огонь от Бога истребил край стана, дав этому месту название Тавера («пожар»). Некоторые переводы Библии гласят, что огонь истребил некоторых недовольных. В других переводах говорится, что огонь просто сжег самую отдаленную часть стана. Так или иначе, это было милостивое предостережение всему народу в целом о суде, который будет намного более строгим.

11:4−9 Второй ропот зародился прямо посреди стана, но на этот раз объяснение находим в слове «пришельцы» или «толпа». Некоторое число неверующих вышло вместе с Израилем из Египта, и это смешанное сообщество стало источником постоянной скорби для Израиля. Их недовольство оказалось заразительным для израильтян, побуждая их, изнывая, жаждать египетские яства, пренебрегая манной. Псалом 77:17−33 представляет нам Божественный комментарий этих событий.

Как странно, что душа,
которую Христос кормит небесной манной,
Готова опечалить Его своим нечестием и согрешить против Его любви.
Но еще большее чудо, что Тот, от Кого они отошли,
Станет терпеть их непокорную волю, и омоет их грехи.

11:10−15 Моисей сначала воззвал к Господу, рассказав Ему о своей неспособности заботиться о таком народе в одиночку; затем он описал свою полную неспособность найти достаточное количество мяса для такого множества. И, наконец, он попросил у Бога смерти, чтобы избавиться от этих проблем.

11:16, 17 Первый ответ Господа заключается в назначении семидесяти старейшин Израилевых, чтобы разделить с Моисеем бремя народа. Многие исследователи Писания ставят под сомнение тот факт, было ли это действительно Божьей волей для Моисея. Они полагают, что, поскольку Бог всегда наделяет человека достаточной силой для исполнения Своих повелений, в Моисее с уменьшением его обязанностей эта божественная сила уменьшилась. Ранее Моисей по совету своего тестя уже назначил людей для несения обязанностей гражданской власти (Исход 18:25; Второзаконие 1:9−15). Возможно, семьдесят старейшин были назначены для того, чтобы разделить духовное бремя. Эти два назначения являются отдельными и независимыми друг от друга.

11:18−23 Что касается народа, Бог сказал, что они получат достаточно мяса для еды. Он пошлет им столько мяса, что оно станет для них отвратительным. Израильтяне будут есть его целый месяц. Моисей сомневался, что это возможно, но Бог обещал исполнить Свои слова. По пути к горе Синай Бог чудесным образом даровал мясо сынам Израилевым (Исход 16:13). Моисей должен был помнить об этом и не сомневаться в Божьем могуществе. Как быстро, оказавшись в стесненных обстоятельствах, мы забываем былые проявления Божьей милости в нашей жизни!

11:24−30 Когда семьдесят мужей старейшин были официально помазаны на служение, Дух Божий почил на них и они стали пророчествовать; то есть, произносить откровения от Бога. Даже те двое из них, которые оставались в стане, пророчествовали. Иисус Навин, судя по всему, решил, что это представляет угрозу лидерству Моисея, и пытался запретить им. Но в своем благородном ответе в стихе 29 Моисей проявил величие духа.

11:31−35 Обещанное мясо появилось в виде тучи перепелов. Стих 31 может означать, что перепела летали на высоте двух локтей от земли, или покрыли землю слоем в два локтя. Второе вполне возможно; известны случаи, когда перепела, изнеможенные перелетом, опускались на палубу корабля в количестве, достаточном для того, чтобы потопить судно. Люди пустились пировать, насыщаясь мясом, но многие вскоре были поражены язвой. Это место было названо Киброт-Гаттаава («могилы прихоти»), потому что прихоти людей довели их до могилы. Следующим местом стоянки Израиля назван Асироф (ст. 35).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или (ближе к букв.): люди проявляли недовольство и говорили злое в уши Господа. В подлиннике евр. ра («зло / неприятность») может относиться как к тому, что они говорили, так и к тем трудностям, на которые они жаловались.
3  [2] — Евр. Тавера созвучно евр. глаголу ваара (опалил).
5  [3] — Или: дыни.
7  [4] — Евр. бдолах — возможно, ароматическая смола, ср. Быт 2:12. В связи с описанием манны в Исх 16:31 можно предполагать, что по цвету она была похожа на молочно-белый опал (ср. Откр 2:17).
10  [5] — Букв.: и в глазах Моисея (это было) зло.
21  [6] — Букв.: пеших (воинов).
23  [7] — Или: есть ли предел силы Господней?
25  [8] — Здесь это указание на временное пребывание и на чудесное дарование особых способностей.
25  [9] — Букв.: они не добавляли.
31  [10] — Т. е. высотой около метра.
32  [11] — Хомер — мера объема, равная приблизительно 220 л.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.