Числа 12 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Во время их пребывания в Хацероте Мариам с Аароном начали незаслуженно упрекать Моисея. Они осуждали его за то, что он был женат на кушитке.1
2 При этом они открыто выражали свое недовольство: «С одним ли Моисеем на самом деле говорил ГОСПОДЬ? Не говорил ли Он и с нами?» И услышал это ГОСПОДЬ.
3 (Моисей был человеком, перенесшим множество нападок,2 пострадавшим более чем кто-либо другой на земле.)
4 Немедля сказал тогда ГОСПОДЬ и Моисею, и Аарону с Мариам: «Идите все трое к Шатру Откровения». Когда они шли,
5 ГОСПОДЬ сошел в столпе облачном и, став у входа в Шатер, подозвал Аарона и Мариам. Они прошли вперед,
6 и тогда ГОСПОДЬ сказал:

«Выслушайте, что Я говорю вам:
всякому пророку ГОСПОДНЮ среди вас
открываюсь Я в видении
или во сне говорю с ним.

7

Но не так Я это делаю с Моим слугой Моисеем, —
как никто во всем он верен Мне в Доме Моем.3

8

Потому говорю с ним лицом к лицу,
прямо, а не притчами.
Дано ему видеть образ Мой.
Как же не боитесь вы выступать
против слуги Моего Моисея?»

9 Разгневался на них ГОСПОДЬ и покинул их.
10 И как только облако отошло от шатра, тело Мариам оказалось покрыто проказою, как снегом. Повернувшись к ней, Аарон увидел, что стала она прокаженной.
11 Тогда Аарон принялся умолять Моисея: «Господин мой! Прошу, не наказывай нас за грех, который мы в неразумии своем совершили.
12 Пусть не уподобится Мариам мертворожденному, у которого при извержении из утробы матери тело наполовину истлело».
13 Моисей воззвал к ГОСПОДУ: «Боже, исцели ее!»
14 На это так ответил ГОСПОДЬ Моисею: «Если бы отец ее плюнул в лицо ей, разве не скрывалась бы она от стыда дней семь? Так пусть поживет она неделю вне стана, а потом ее можно будет принять».
15 Вывели Мариам на семь дней за стан, и народ не снимался с места, пока она не вернулась.
16 И только после того народ покинул Хацерот и направился в пустыню Паран.

Комментарии МакДональда

В. Ропот Аарона и Мириам (Глава 12)

12:1−2 Следующая прискорбная глава в истории Израиля повествует о двух лидерах народа, Мириам и Аароне. Несмотря на то, что они были сестрой и братом Моисея, они осуждали его за его брак с ефиоплянкой. По крайней мере, это было их предлогом. Но настоящая причина, кажется, раскрывается во втором стихе: они были возмущены тем, что власть была дана Моисею, и желали разделить ее, — ими овладела зависть. В то время не существовало закона, запрещающего жениться на ефиоплянках, хотя позднее, когда израильтяне войдут в Землю Обетованную, браки с не иудеями будут запрещены.

12:3 Моисей не пытался оправдать себя, но уповал на Бога, который сделал его предводителем народа. Его семья (гл. 12), начальники общества Израилева (гл. 16) и, в конечном итоге, весь народ (16:41−42) оспаривали его власть. Тем не менее, когда суд Божий сошел на противников Моисея, он не радовался их поражению, а ходатайствовал за них. Он воистину был самым кротким человеком из всех людей, живущих на земле. Тот факт, что он написал это о себе, не опровергает его смирения; скорее, это иллюстрирует сказанное в 2 Петра 1:21 — он писал, будучи движим Святым Духом.

12:4−8 Бог призвал Моисея, Аарона и Мириам к входу в скинию собрания, упрекнул Мириам и Аарона, и напомнил им, что Моисей был ближе к Богу, чем любой другой пророк до него. Бог говорил с другими косвенным образом, через сны и видения, но с Моисеем Он говорил напрямую, лицом к лицу, устами к устам. (Слово явно в ст. 8 означает «прямо, непосредственно», то есть, без посредников). Образ Господа подразумевает некое проявление или видимое явление. Хотя Мириам сама была пророчицей (Исход 15:20), Господь проводит явное различие между Его отношениями с Моисеем и с другими пророками. После этого случая единственным упоминанием о Мириам станет ее смерть (Числа 20:1).

12:9−10 Господь был разгневан на них, и Он отошел. В качестве наказания за свое непокорство, Мириам была поражена проказой. Поскольку Аарон не был наказан, некоторые полагают, что именно Мириам была инициатором происшедшего. Они указывают на то, что глагол в стихе 1 используется в единственном числе женского рода. Другие считают, что наказанием для Аарона было видеть свою сестру с проказой. Аарон был первосвященником и, будучи поражен проказою, не смог бы исполнять свое служение для народа. Возможно, его положение спасло его от того унижения, которое пришлось перенести Мириам.

12:11−16 Аарон исповедал свой грех перед Моисеем, прося его, чтобы Мириам не была «как мертворожденный младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела». В ответ на ходатайство Моисея Бог исцелил Мириам от проказы, но настоял на том, чтобы она прошла через обычный для прокаженных семидневный ритуал очищения. Господь напомнил Моисею, что она должна была быть изгнана из стана на семь дней, считаясь ритуально нечистою, как если бы отец ее плюнул бы ей в лицо.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Здесь Циппора, жена Моисея, отождествляется с женщиной из Куша, из чего можно заключить, что Куш был одним из городов или районов той территории на восточной стороне Акабского залива, где жили потомки Мидьяна, четвертого сына наложницы Авраама Кетуры.
3  [2] — Ключевое в этом стихе слово, определяющее характер или переживания Моисея, имеет в евр. такие значения, как: 1) «угнетенный, страдающий», 2) «смиренный, кроткий». Исходя из контекста и всего, что известно из Писаний о личности Моисея, в этом переводе предпочтительным признано первое значение этого слова. По мнению некоторых ученых, возможен и перевод: терпимый. Друг. возм. пер. этого стиха: Моисей был человеком необычайно кротким, более кротким, чем кто-либо другой на земле.
7  [3] — Или: во всем, что Я ему доверил.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.