«Из Арама привел меня Балак,
царь Моава, — от гор восточных:
„Приди и проклятье призови на Иакова,
приди и на погибель обреки Израиль“.
Как прокляну, если Бог не проклинает?!
Как погибели предам, если ГОСПОДЬ не предает?
С вершины скалы вижу его,
с холмов взираю на народ Израиля:
народ сей живет отдельно от других
и особым считается среди прочих народов.
Кто исчислит песок этот — этих потомков Иакова?
И кто пересчитает хотя бы четверть Израиля?
Пусть и я умру, как будут умирать эти праведники!
И да будет кончина моя такой же, как у них!»
«Встань, Балак, и прислушайся,
внимай мне, сын Циппора!
Бог не человек, чтобы Он мог лгать,
и не подобен смертным, чтобы передумывать.
Разве Он тот, кто скажет и не сделает?
Пообещает — и не исполнит?
Мне велено благословлять,
и я благословлять должен —
не мне отменять это.
Никакой беды не видно у Иакова
и несчастья какого-либо в Израиле.4
С ними ГОСПОДЬ, их Бог,
провозглашенный как Царь среди них.
Что мощные рога для быка дикого,
то для них Бог, выведший их из Египта.
Потому и нет колдовства против Иакова
и ворожбы нет против Израиля.5
Ныне и должно быть сказано об Иакове и Израиле:
„Чего только не сделал для них Бог!“
Как львица, этот народ поднимается,
как лев, он встает!
Не ляжет он, пока не поглотит добычу
и крови убитых не напьется».
2. Предсказания Валаама (22:41 — 24:25)
22:41 — 23:12 Утром на следующий день Валак отвел Валаама на вершину горы Фасги, откуда был хорошо виден стан Израилев. Позднее, с этой же самой горы Моисей единственный раз окинет взором Обетованную Землю и после этого умрет (Второзаконие 34:1, 5). Эта и следующая главы содержат четыре знаменательных прорицания Валаама об Израиле. Первым трем из них предшествовали приношения семи тельцов и семи овнов в качестве всесожжения. Первое изречение выражало неспособность Валаама проклясть народ, который Бог не проклинает. Оно предсказывало Израилю жизнь, отделенную от языческих народов, и многочисленное потомство. Израиль в нем представлялся праведным народом, будущему которого стоило позавидовать (ст. 7−10). Протесты Валака против этого благословения не принесли никаких результатов. Пророк должен был произнести слово Господа.
23:13−15 Тогда Валак отвел Валаама на другую точку обзора в надежде, что пророк увидит народ в менее благоприятном свете (ст. 13−14).
23:16−26 Второе прорицание уверяло Валака в том, что изначальное Божье благословение на Израиль останется неизменным (ст. 18−20). Первая часть 21-го стиха описывает положение народа, а не его поступки. Израиль был назван праведным через веру. Так же верующие нашего времени предстоят перед Богом, облаченные в совершенства Его Возлюбленного Сына. Господь был с Израилем, и народ мог восклицать и трубить в трубы, потому что Бог правил над ним, став его Царем (ст. 21б). Он вывел их из Египта и даровал им силу. Никакое проклятие, произнесенное против них, не будет исполнено. Вместо того, видя грядущие скоро победы Израиля, окрестные народы будут говорить: «Вот что творит Бог!» (ст. 22−24). Поскольку Валаам отказался проклясть Израиль, Валак приказал ему не благословлять их (ст. 25), но пророк заявил, что может делать только то, что сказал ему Господь.
23:27−30 В третий раз Валак пытается выжать из Валаама проклятие, на этот раз с вершины Фегора.