Числа 5 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ сказал Моисею:
2 «Вели сынам Израилевым выслать за стан всех страдающих каким-либо кожным заболеванием1 или имеющих выделения и любого, кто стал ритуально нечист, прикоснувшись к мертвому телу.
3 Да будут удалены все такие: и мужчины, и женщины. Вышлите их всех за пределы стана: они не должны делать нечистым свой стан, где Я среди них обитаю».
4 Сыны Израилевы исполнили это повеление: удалили их за пределы стана. Они сделали всё так, как повелел ГОСПОДЬ Моисею.
5 ГОСПОДЬ дал Моисею
6 для сынов Израилевых также такие указания: «Если мужчина или женщина причинит какой-либо вред ближнему своему,2 — а это вероломство и по отношению к ГОСПОДУ, — сделавшие это навлекают на себя вину,
7 они должны сознаться в совершённом грехе и полностью возместить убытки,3 причиненные их прегрешением, прибавив сверх того еще пятую часть, и отдать это тому, кому они нанесли ущерб.
8 Если же пострадавший не оставил после себя наследников,4 которые могли бы получить возмещение ущерба, тогда оно становится ГОСПОДНИМ: его следует отдать священнику, так же как и барана — необходимую жертву примирения, чтобы привести виновного в единение с Богом.
9 Всякое возносимое приношение5 сынов Израилевых из всех святынь, которые они приносят священнику, ему и должно принадлежать.
10 Священник вправе пользоваться приносимыми ему священными дарами; и то, что ему отдано, у него и остается».
11 ГОСПОДЬ дал Моисею
12 для сынов Израилевых и такие указания: «Случись, что чья-то жена собьется с пути и станет неверна мужу,
13 переспав с другим мужчиной втайне от мужа своего,6 который ничего не знает о том, что она осквернилась, хотя при этом не было свидетеля и она не была уличена,
14 но ее мужем овладел дух подозрения: он не верит жене, ставшей нечистой, или, положим, заподозрит жену в неверности и будет ревновать ее, даже когда она не виновна,
15 тогда муж должен прийти с ней к священнику и принести за нее соответствующий дар — десятую часть эфы7 ячменной муки. Но нельзя лить на муку оливковое масло и ладана нельзя класть, ибо это хлебный дар, ревностью вызванный, хлебный дар-напоминание, беззаконие изобличающий.
16 Священник велит женщине подойти и предстать пред ГОСПОДОМ.
17 Зачерпнув священной воды в сосуд глиняный, священник возьмет горсть пыли с пола Скинии и бросит ее в тот сосуд.
18 Затем обнажит он голову женщины, поставленной им перед ГОСПОДОМ, и положит ей на ладони хлебный дар-напоминание, хлебный дар, ревностью вызванный. В руках у священника будет горькая вода, проклятие наводящая.
19 Священник призовет женщину дать клятву, уверяя ее: „Если ты не спала с другим мужчиной и, оставаясь преданной мужу, не осквернялась, вода сия горькая, проклятие наводящая, не причинит тебе вреда.
20 Но если предавалась разврату и нечистой стала, поскольку другой какой-то мужчина, кроме твоего мужа, спал с тобой, —
21 и здесь священник велит женщине поклясться, призывая на себя несчастья, и скажет ей: — Да сделает ГОСПОДЬ так, что от тебя отвернутся и проклинать тебя будут в народе твоем, когда чрево твое станет неспособным к зачатию, бесплодным.
22 И эта вода, проклятие несущая, пусть теперь войдет в утробу твою и сделает чрево твое бесплодным, к зачатию неспособным“. А женщина должна будет сказать: „Аминь, да будет так“.
23 Священник напишет слова эти на свитке, а потом смоет их в горькую воду
24 и напоит женщину этой горькой водой, проклятие несущей, чтобы эта вода вошла в нее и вызвала горькие страдания.
25 Но сначала возьмет священник из рук женщины хлебный дар, с которым она пришла из-за ревности к ней, вознесет его пред ГОСПОДОМ и поднесет к жертвеннику.
26 И, взяв определенную для аромата часть дара,8 в дым обратит ее на жертвеннике, а потом даст женщине выпить эту воду.
27 Напоит он ее водою, и если осквернилась она, изменила мужу своему, то вода, проклятие несущая, войдет в нее и принесет ей горечь: сделает чрево ее бесплодным, к зачатию неспособным, и вызовет отвращение к ней в народе ее.
28 Если же не осквернена женщина, если чиста она, то может пить эту воду безбоязненно: вреда ей не будет и зачинать она сможет.
29 Таков закон о том, как следует поступать в случае ревности: что делать, когда женщина, будучи замужем, сбивается с пути и оскверняет себя
30 или когда мужем овладевает чувство ревности, побуждающее его подозревать свою жену. Тогда он должен поставить ее перед ГОСПОДОМ, а священник обязан сделать всё, что по этому закону полагается.
31 Этим муж не навлечет на себя вины, а жена, если она виновата, должна будет ответить за грех свой».

Комментарии МакДональда

В. Чистота и исповедание (5:1−10)

Эта часть повествования посвящена мерам предосторожности, которые должны были предпринимать израильтяне, чтобы хранить свой стан от осквернения. Причину Божьего повеления, данного в стихе 3, можно найти во Второзаконии 23:14 — Бог ходил посреди стана.

5:1−4 Прокаженные, люди с гноящимися язвами и осквернившие себя прикосновением к мертвому телу, должны были быть высланы за стан. В стан входила территория скинии, а также земля вокруг нее, занимаемая шатрами израильтян.

5:5−10 Если мужчина или женщина совершали какой-либо грех против другого человека, он (или она) должны были исповедаться в грехе своем, принести жертву повинности и возвратить сполна то, в чем они виновны, прибавив к этому пятую часть. Если человек, против которого было совершено прегрешение, умер, или его нахождение было неизвестно, и у него не было наследника, тогда возмещение отдавалось священнику.

Г. Закон о ревности (5:11−31)

5:11−15 Этот отрывок описывает ритуал обнаружения лжи, который также назывался судом ревности. Эта церемония предназначалась для того, чтобы выявить вину или невиновность женщины, которую заподозрили в неверности своему мужу. Женщина должна была выпить воду, смешанную с землей с пола скинии. Если она была виновна в неверности, это наводило на нее проклятие, от которого лоно ее опадало, и живот ее опухал. В случае невиновности это не приносило никаких пагубных последствий. Из стихов 12−14 становится очевидным, что муж не знал, действительно ли жена была неверна ему. Прежде всего, ему было заповедано привести жену его к священнику, вместе с приношением ячменной муки.

5:16−31 Священник смешивал воду с землей в глиняном сосуде. Он ставил женщину перед жертвенником, приводя ее перед Господом, обнажал ее голову, и давал ей в руки хлебное приношение. Потом он призывал ее согласиться с клятвой проклятия, которое сойдет на нее в том случае, если она виновна. Записав эти заклятия на свитке и смыв их в горькую воду, он возносил хлебное приношение пред Господом, сжигал горсть приношения на жертвеннике, и затем давал жене выпить воды. Утверждение в 24 стихе о том, что священник давал женщине выпить воды, повторяется в 26 стихе, но вода выпивалась только один раз. Если она была виновна, обещанные проклятия сходили на нее, включая бесплодие. Если же женщина была невиновна, она объявлялась чистою, освобождалась от наказания, и могла жить нормальной жизнью в браке и рожать детей. Стихи 29−31 обобщают суд ревности.

Ревность может уничтожить брак, независимо от того, имеет ли она под собой достаточные основания или нет. Данный ритуал позволял решить этот вопрос раз и навсегда. Провинившаяся женщина испытывала суд Божий, а невиновная освобождалась от подозрений своего супруга.

Некоторые исследователи Писания полагают, что этот отрывок будет иметь особое применение в будущем, когда народ Израильский будет судим за свою неверность Иегове.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: проказой; евр. слово, используемое для обозначения разных кожных болезней, а не только собственно лепры, болезни Хансена.
6  [2] — Друг. возм. пер.: причинит вред, как то свойственно людям.
7  [3] — См. примеч. к Лев 5:14.
8  [4] — Букв.: выкупающего, т. е. ближайшего родственника, считающего себя обязанным выступать поручителем и готового отдать долг.
9  [5] — Или: всякая часть (жертвы, евр. терума), которую приносят, подняв ее и размахивая ею. Ниже в книге Числа это жертвенное приношение переводится выражениями «приношение / дар возносимый» или «особый дар / даяние».
13  [6] — Букв.: другой мужчина переспит с ней втайне от мужа ее.
15  [7] — Эфа — мера объема сыпучих тел, около 22 л.
26  [8] — Евр. азкара; см. примеч. к Лев 2:2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.