По Марку 6 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Уйдя оттуда, Иисус, сопровождаемый учениками Своими, пришел в город, где Он вырос.
2 Наступила суббота, и Он начал учить в синагоге, и многие из тех, кто слушал Его, с удивлением спрашивали: «Откуда всё это у Него? Что за мудрость дана Ему, и как может Он творить такие чудеса?
3 Разве Он не плотник, не сын Марии1 и брат Иакова, Иосита,2 Иуды и Симона? Не здесь ли, среди нас, сестры Его?» И не захотели они принять Его.
4 Иисус же говорил им: «Не почитают пророка только в его отечестве, среди его родственников и в доме его».
5 И не мог Иисус сотворить там ни одного чуда: исцелил только немногих больных, возложив на них руки.
6 Их неверие удивляло Его.
Иисус шел из селения в селение и учил.
7 И, призвав двенадцать Своих учеников, начал посылать их по двое и дал им власть над нечистыми духами.
8 И наказал Он ученикам ничего не брать с собой в дорогу, кроме посоха: ни хлеба, ни сумы, ни денег в поясе.
9 Сандалии они могли носить, но не должны были брать одежды на смену.
10 Он так напутствовал их: «В каком доме вас примут, оставайтесь там, пока не покинете ту местность.
11 А если в каком месте не примут вас и не станут слушать, то, уходя оттуда, отряхните пыль с ног ваших. Пусть это будет свидетельством против них».3
12 И они пошли и проповедовали о том, что всем людям нужно покаяться.
13 Они изгнали много бесов и многих больных исцелили,4 помазав их елеем.
14 Царь Ирод услышал об Иисусе, ибо имя Его стало повсюду известно: одни говорили, что это Иоанн Креститель воскрес5 из мертвых, и потому совершаются им такие чудеса,
15 другие утверждали, что это Илия, третьи — что это пророк, подобный одному из прежних пророков.
16 А Ирод, услышав это, сказал: «Это Иоанн, которого я обезглавил, это он воскрес!»
17 Ведь в свое время Ирод послал схватить Иоанна и, связав, бросить его в темницу. Случилось это всё из-за Иродиады, бывшей жены Филиппа, брата Ирода, на которой он женился.
18 Иоанн говорил Ироду: «Ты не вправе жить с женой брата твоего».
19 За это Иродиада затаила злобу на Иоанна и хотела убить его, но сделать этого не могла,
20 потому что Ирод боялся и уважал Иоанна, зная его как человека праведного и святого. Ирод оберегал Иоанна и любил его слушать, хотя то, что он слышал, всегда приводило его в сильное смущение.6
21 Удобный случай представился Иродиаде, когда Ирод в день своего рождения устроил пир для вельмож, военачальников и влиятельных людей Галилеи.
22 К собравшимся на пир вышла дочь его Иродиада, танцевала перед ними и доставила Ироду и гостям такое удовольствие,7 что царь сказал девушке: «Проси у меня всё, что ты хочешь, и я дам тебе».
23 И [даже] поклялся ей: «Дам тебе всё, что ни попросишь, хоть полцарства моего!»
24 Выйдя оттуда, она спросила у своей матери: «Чего же мне просить?»
И мать ответила: «Голову Иоанна Крестителя!»
25 Девушка тут же поспешила к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты сейчас же дал мне голову Иоанна Крестителя на блюде!»
26 Царь огорчился, но, помня о клятве и о гостях, не решился отказать ей,
27 а сразу же послал палача и приказал ему принести голову Иоанна. Тот пошел и обезглавил Иоанна в темнице,
28 принес голову его на блюде и отдал девушке, а та отнесла ее матери своей.
29 Ученики Иоанна, услышав об этом, пришли, забрали тело его и похоронили.
30 Апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему обо всем, что делали и чему учили.
31 И Он сказал им: «А теперь пойдите в какое-нибудь пустынное место, побудьте там одни и отдохните немного». Ибо приходило и уходило так много людей, что ученикам даже некогда было поесть.
32 Тогда они отправились на лодке в пустынное место, чтобы побыть там одним.
33 Но многие видели, как они удалялись. И, узнав, куда они отправились, люди из разных городов поспешили туда пешком и пришли раньше их.
34 Иисус, сойдя на берег, увидел великое множество людей и сжалился над ними, ибо были они как овцы без пастыря, и долго учил их.8
35 Когда было уже поздно, ученики подошли к Иисусу и сказали: «Место это пустынное, и час уже поздний.
36 Отпусти людей, чтобы они пошли в окрестные усадьбы и селения и купили себе поесть».
37 Тогда Иисус сказал им в ответ: «Вы дайте им есть!»
Они же возразили Ему: «Не пойти ли нам купить хлеба денариев9 на двести и дать им всем поесть?»
38 «Сколько у вас хлеба? — спросил Он у них. — Идите, посмотрите!»
«Пять хлебов, — сказали они, узнав о том, — и две рыбы».
39 Тогда Иисус велел им рассадить всех отдельными группами на зеленой траве.
40 И люди расположились рядами по сто и по пятьдесят человек.
41 Иисус взял пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небу, произнес благодарственную молитву; затем стал разламывать хлеб и давать ученикам [Своим], чтобы те разносили его людям, и две рыбы Он тоже разделил на всех.
42 Все ели и насытились;
43 и двенадцать корзин были наполнены оставшимися кусками хлеба и рыбы.
44 И тех, кто ел [хлеб], одних только мужчин было пять тысяч человек.
45 Сразу после этого Иисус настоял, чтобы ученики сели в лодку и переправились на другой берег, к Вифсаиде, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
46 Расставшись с народом, Иисус ушел на гору помолиться.
47 Когда наступил вечер, лодка была посреди моря, а Он — один на суше.
48 Увидев, что ученики Его гребут из последних сил, борясь со встречным ветром, Иисус на исходе ночи10 пошел к ним по морю и собирался пройти мимо них.
49 Они же, увидев, как Он идет по морю, подумали, что это призрак, и закричали.
50 Ибо все они испугались, когда увидели Его.
Но Он тут же сказал им: «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!»
51 Затем Иисус вошел к ним в лодку, и ветер стих. Ученики были поражены:
52 они не поняли чуда с хлебами, и умы их оставались закрытыми.11
53 Переправившись, они пристали к берегу в Геннисарете.
54 Когда они вышли из лодки, люди, сразу узнав Иисуса,
55 обежали все окрестности, и туда, где, по слухам, был Иисус, стали на носилках приносить больных.
56 Всюду, где Он появлялся — в селах, городах, деревнях, — клали на площадях больных людей и просили позволить им прикоснуться хотя бы к краю одежды Его; и все, кто прикасался к Нему, исцелялись.12

Комментарии МакДональда

Л. Слуга отвергнут в Назарете (6:1−6)

6:1−3 Иисус со Своими учениками вернулся в Назарет. Это было Его отечество, где Он трудился как плотник. В субботу Он учил в синагоге. Изумленные люди не могли отрицать мудрости Его учения и необычайности Его чудес. Однако они нисколько не желали признать Его как Сына Божьего. Они думали о Нем как о плотнике, сыне Марии, братья и сестры Которого все еще были здесь. Вот если бы Он вернулся в Назарет как могущественный герой-завоеватель, тогда они приняли бы Его с большей готовностью. Однако Он пришел скромным и смиренным. Это соблазняло их.

6:4−6 Именно тогда Иисус заметил, что пророку обычно оказывают лучший прием вдали от дома. Его родственники и друзья были слишком близко к нему, чтобы оценить Его личность или служение. «Нет более трудного места для служения Господу, чем дома». Сами назаряне были презираемыми людьми. Отношение к ним народа было таким: «Разве может что-нибудь доброе прийти из Назарета?» И все же эти презираемые обществом люди смотрели на Господа Иисуса Христа свысока. Какая картина гордости и неверия человеческого сердца! Именно неверие препятствовало работе Спасителя в Назарете. Он исцелил лишь немногих людей, и это было все, что Он мог там сделать. Его изумило неверие людей. Дж. Г. Миллер предупреждает:

«Последствия такого неверия умножают зло. Оно перекрывает каналы благодати и милосердия, и лишь струйка может пробиться к изнывающей в нужде человеческой душе». (J. G. Miller, более ранних документов нет в наличии.)

Опять Иисус испытал вкус одиночества; Он был не понят и пренебрежен. Многие Его последователи разделяют с Ним эту скорбь. Часто слуги Господа оказываются в очень униженном положении. Способны ли мы видеть дальше внешнего вида и узнавать истинную духовную ценность? Не утратив мужества из-за Своего отвержения в Назарете, Господь ходил по окрестным селениям и учил Слову.

М. Слуга посылает Своих учеников (6:7−13)

6:7 Настало время для двенадцати отправиться в путь. Они находились в несравненной школе Спасителя; теперь же им предстояло идти вперед как глашатаям славной вести. Иисус послал их по двое. Таким образом проповедь подтверждалась устами двух свидетелей. Это также давало силу и взаимопомощь в совместном путешествии. И, наконец, присутствие двух могло быть полезным в обстановке низкого морального состояния. Далее Он дал им власть над нечистыми духами. На это стоит обратить внимание. Изгнание демонов — дело Бога; только Бог может наделить людей подобной властью.

6:8 Если бы Царство нашего Господа было от этого мира, Он бы никогда не произнес наставлений, которые следуют в стихах 8−11. Они — прямо противоположны указаниям, которые мог бы дать обычный мирской руководитель. Ученики должны были выйти на труд без запасов — без сумки, без хлеба, без меди в денежном поясе. В получении всего необходимого им нужно было доверять Господу.

6:9 Он позволил им взять сандалии и посох, последний, возможно, для защиты от животных, и только одну смену одежды. Безусловно, никто бы не позавидовал имуществу учеников и не был бы привлечен в христианство перспективой стать богатым! А всякая власть, которой будут обладать ученики, должна исходить от Бога; они полностью предоставили себя Ему. Их материальное положение во время путешествия было весьма скудным, и все же они представляли Сына Божьего и были облечены Его властью.

6:10 Они должны были принимать гостеприимство там, где его предлагали, и оставаться в том доме до своего ухода из того места. Согласно этому наставлению, им нельзя было выбирать более комфортабельное жилище.

Их миссия заключалась в провозглашении вести о Том, Кто не угождал Себе и Кто не искал Своего. Они не должны были компрометировать проповедь поисками роскоши, комфорта и легкой жизни.

6:11 Если где-либо отвергали учеников и их слово, то им не следовало оставаться там. Делать так означало разбрасывать жемчуг перед свиньями. Уходя же, ученики должны были отряхнуть прах от своих ног — символ того, что Бог отвергает тех, которые отвергают Его возлюбленного Сына. Хотя некоторые указания носили временный характер и позже были отменены Господом Иисусом Христом (Лк 22:35−36), все же для служителя Христа в них воплощены непреходящие принципы на все времена.

6:12−13 Ученики пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов многих больных мазали маслом и исцеляли. Помазание маслом, на наш взгляд, было символическим актом, изображающим смягчающую, обличающую силу Святого Духа.

Н. Предтеча Слуги обезглавлен (6:14−29)

6:14−16 Когда царя Ирода достигла молва о том, что по стране ходит чудотворец, он тотчас заключил, что Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Некоторые говорили, что это Илия или один из пророков, но Ирод был убежден, что воскрес обезглавленный им человек. Иоанн Креститель был гласом Божьим. Ирод заставил умолкнуть этот голос. Теперь ужасные муки совести преследовали Ирода за содеянное им. Он понимал, как тяжек путь грешника.

6:17−20 В данном месте повествование возвращается ко времени казни Иоанна. Иоанн Креститель обличал Ирода за то, что он вступил в незаконный брак с женой своего брата Филиппа. Иродиада, жена Ирода, озлобилась и поклялась отомстить. Но Ирод уважал Иоанна, зная, что он муж праведный, и препятствовал ее усилиям.

6:21−25 Наконец у нее появился шанс. Во время празднования дня рождения Ирода, на котором присутствовали все местные знаменитости, Иродиада устроила так, что танцевала ее дочь. Она так угодила Ироду, что он пообещал дать девушке ни много ни мало, как половину своего царства. Наученная своей матерью, она попросила голову Иоанна Крестителя на блюде.

6:26−28 Царь попался в ловушку. Вопреки своему желанию и здравому смыслу, он исполнил просьбу. Грех сплел вокруг него паутину, и царь-вассал стал жертвой злой женщины и чувственного танца.

6:29 Когда верные ученики Иоанна услышали о случившемся, они взяли тело и положили его в гробе, а затем пошли и рассказали об этом Иисусу.

О. Насыщение пяти тысяч (6:30−44)

6:30 Это чудо описано во всех четырех Евангелиях. Оно произошло в начале третьего года публичного служения Иисуса. Апостолы как раз вернулись в Капернаум из своей первой миссии благовестия (см. ст. 7−13). Возможно, они были окрылены успехом, а может, утомились и натрудили ноги. Сознавая их нужду в покое и тишине, Господь повез их в лодке в пустынное место на берегу моря Галилейского.

6:31−32 Мы часто слышим, как словами «пойдите одни в пустынное место и отдохните немного» христиане оправдывают проведение роскошного отпуска. Келли написал:

«Для нас было бы благом, если бы мы нуждались в подобном отпуске, чтобы больше отдохнуть; то есть если бы наши труды были столь обильны, наше самоотвержение ради благословения другим таким постоянным, чтобы мы имели уверенность в том, что эти слова Господа относятся и к нам». (William Kelly, An Exposition of the Gospel of Mark, p.85.)

6:33−34 Множество народа последовало за Господом и Его учениками по берегу озера. Иисус сжалился над людьми. Они блуждали без духовного проводника, голодные и беззащитные. И Он начал учить их.

6:35−36 Долгий день утомил учеников Иисуса, и они стали беспокоиться о людях — их так много и нет никакой еды. Они стали убеждать Господа отпустить людей. Те же самые люди вызвали чувство сострадания у Спасителя и чувство раздражения у учеников. Как мы воспринимаем окружающих нас людей: как назойливых или нуждающихся в нашей любви?

6:37−38 Иисус повернулся к ученикам и сказал: «Вы дайте им есть». Ситуация казалась нелепой: пять тысяч мужчин, плюс женщины и дети, и ничего, кроме пяти хлебов, двух рыб и — Бога.

6:39−44 Благодаря совершенному чуду ученики увидели, как Спаситель отдаст Себя, чтобы быть хлебом жизни для изголодавшегося мира. Его тело будет ломимо, чтобы другие могли получить жизнь вечную. И действительно, слова, произнесенные Им, напоминают о Вечере Господней, которая совершается в память о Его смерти: Он взял, Он благословил, Он преломил, Он дал. Ученики также получили драгоценный урок служения Ему:

1. Ученики Господа Иисуса никогда не должны сомневаться в Его власти восполнить все наши нужды. Если Он может насытить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, то при любых обстоятельствах Он предусмотрит все необходимое для тех, кто с верой служит Ему. Они могут трудиться для Него, не заботясь о пропитании. Если они ищут прежде всего Царства Божьего и правды Его, все их нужды будут удовлетворены.

2. Каким образом евангелизировать погибающий мир? Иисус сказал: «Вы дайте им есть!» Если мы отдаем Ему все, что имеем, каким бы незначительным оно ни казалось, Он может превратить его в благословение для многих.

3. Он проделал эту работу упорядоченно, разделив людей на группы по сто и пятьдесят человек.

4. Он благословил и преломил хлебы и рыбу. Без благословения они не принесли бы никакой пользы. Без преломления их было бы недостаточно. «Причина, по которой мы недостаточно хорошо служим другим людям, заключается в том, что мы были недостаточно ломимы» («Избранные цитаты»).

5. Иисус не сам раздавал еду. Он позволил сделать это Своим ученикам. Его план состоит в том, чтобы насытить мир через Своих людей.

6. Пищи хватило всем. Если все верующие в наши дни поставят труд для Господа превыше своих каждодневных нужд, уже это поколение людей сможет услышать Благую Весть во всем мире.

7. Оставшейся еды (двенадцать полных коробов) было значительно больше, чем той еды, с которой Он начинал. Бог — щедрый Податель жизни. Но обратите внимание: ничто не было утеряно. Излишки собрали. Напрасная трата — грех.

8. Одно из величайших чудес не произошло бы, если бы ученики настояли на своем желании отдохнуть.

Как часто это случается с нами!

П. Иисус идет по морю (6:45−52)

6:45−50 Спаситель может позаботиться не только о средствах к существованию для Своих служителей, но и об их безопасности.

Отправив учеников назад, к западному берегу озера, на лодке, Иисус пошел на гору помолиться. Сквозь ночную тьму Он увидел, что ученики с трудом гребут против ветра. Он поспешил им на помощь, идя по морю.

Вначале они очень испугались, думая, что это призрак. Тогда Он заговорил с ними и вошел в лодку. Ветер сразу же утих.

6:51−52 Повествование завершается словами: «И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились. Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». Здесь сказано о том, что даже увидев проявление могущества Господа во время чуда с хлебами, они все еще не понимали, что для Иисуса нет ничего невозможного. Им не следовало удивляться, увидев Его идущим по воде. Это чудо было не больше, чем то, свидетелями которого они были ранее. Недостаток веры привел к окаменелости их сердец, и их духовное восприятие притупилось.

Церковь видит в этом чуде картину нынешнего века и его завершения. Иисус на горе символизирует Христа в Его нынешнем служении на небесах. Ученики олицетворяют Его служителей, борющихся со штормами и жизненными испытаниями. Вскоре Спаситель вернется к Своим, избавит их от опасности и страданий и надежным путем проведет к небесному берегу.

Р. Исцеления у Геннисаретского моря (6:53−56)

Когда Господь вернулся на западный берег моря, Его окружили больные люди. Куда бы Он ни приходил, люди приносили к Нему на подстилках нуждающихся в помощи. Рыночные площади становились импровизированными больницами. Люди хотели только приблизиться к Нему на достаточно близкое расстояние, чтобы прикоснуться хотя бы к краю Его одежды. Все, которые прикасались к Нему, исцелялись.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — В некот. рукописях: не Он ли плотников сын и Марии.
3  [2] — В некот. рукописях: Иосии/Иосифа.
11  [3] — Букв.: отряхните пыль с ног ваших во свидетельство им. Поступая так, ученики должны были показать, что считают жителей этого места язычниками, которые сами понесут ответственность за отвержение вести апостолов. Некот. рукописи добавляют: истинно говорю вам: Содому и Гоморре будет легче в День Суда, чем тому городу. См. в Словаре Содом и Гоморра.
13  [4] — Или: излечили.
14  [5] — Или: поднят/пробужден; то же в ст. 16.
20  [6] — В некот. рукописях: многое делал, слушая его.
22  [7] — Или: так понравилась Ироду и гостям (букв.: возлежащим с ним).
34  [8] — Или: учил их многому.
37  [9] — См. в Словаре Денарий.
48  [10] — Букв.: в четвертую стражу ночи, т.е. между тремя и шестью часами утра.
52  [11] — Букв.: но сердце их окаменело.
56  [12] — Или: были исцелены; или: были спасены.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.