По Марку 7 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Фарисеи и несколько книжников, пришедших из Иерусалима, собрались как-то вокруг Иисуса,
2 и увидели они, что некоторые из учеников Его едят пищу «нечистыми», то есть неомытыми, руками.
3 (Ведь фарисеи, как и все иудеи, не приступают к еде, если определенным образом1 не вымоют рук, следуя преданиям отцов,
4 и, возвратившись с рынка, они не начинают есть, пока не омоются.2 Так держатся они и многих других предписаний, которые им были переданы, например: омовение чаш, кружек и медной посуды.)3
5 Фарисеи и книжники спросили Его: «Почему ученики Твои не поступают по преданию отцов, а едят пищу нечистыми руками?»
6 Он же ответил им: «Верно пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, когда писал:

Народ этот чтит Меня лишь устами,
но сердцем своим далек он от Меня.

7

Тщетно их богопочитание:
человеческим заповедям учат они, как Моим“.4

8 Оставив заповедь Божию, вы держитесь предания человеческого.5
9 Как искусно вы обходите заповедь Божию, — продолжал Иисус, — чтоб сохранить свое предание.
10 Моисей сказал: „Почитай отца своего и мать свою!“6 и „Злословящий отца или мать должен быть предан смерти!“7
11 Вы же говорите: „Если человек скажет отцу или матери: „Корбан“ (что значит: „Я принес в дар Богу то, чем мог бы тебе помочь“)…“, —
12 вы уже позволяете ему ничего не делать для отца или матери.
13 Так преданием вашим, от вас же и исходящим, вы ни во что превращаете слово Божие. Да и много еще подобного этому делаете».
14 И вновь, подозвав к Себе народ, сказал: «Слушайте Меня все и поймите:
15 ничто из того, что входит в человека извне, не может его осквернить,8 но исходящее из человека оскверняет его».
16 [отсутствует]9
17 Когда Иисус, оставив народ, вошел в дом, ученики стали спрашивать Его о значении сказанного Им.
18 И Он ответил им: «Неужели и вы столь же непонятливые, как и прочие? Разве не знаете, что всё, входящее в человека извне, осквернить его не может?
19 Проникает-то оно не в сердце его, а в чрево и потом выходит наружу».10 ( Тем самым Он пояснил, что вся пища сама по себе «чиста».)
20 «То, что исходит из человека, — продолжал Он, — сквернит его.
21 Ведь это изнутри, из сердца человеческого, исходят недобрые помыслы, распутство, воровство, убийства,
22 супружеские измены, алчность, злые намерения, коварство, необузданность, зависть,11 злоречие,12 гордыня, безрассудство.
23 Всё это зло исходит изнутри и оскверняет человека».
24 Покинув то место, Он пошел в область Тира.13 Там Он вошел в один дом и хотел, чтобы никто не знал о Его присутствии, но сделать это было невозможно.
25 И тотчас некая женщина, чья дочка была одержима духом нечистым, услышала об Иисусе и, придя, пала к Его ногам.
26 Эта женщина была язычницей, сирофиникиянкой по происхождению. Она стала просить Иисуса изгнать беса из ее дочери.
27 Он же сказал ей: «Дай прежде насытиться детям. Нехорошо взять хлеб у детей и бросить собакам».14
28 «Господин, — ответила она, — и собаки едят крошки, упавшие со стола детей».
29 Тогда Он сказал ей: «Ты права,15 можешь спокойно идти домой — вышел из твоей дочери бес».
30 И когда она вернулась домой, то нашла свое дитя, спокойно лежащим в постели: бес вышел.
31 Затем Иисус ушел из земель Тира, прошел через Сидон и вышел к морю Галилейскому со стороны Десятиградия.
32 И привели к Нему человека, который был глухим и косноязычным, и просили, чтобы Иисус возложил на него руки.
33 И, отведя его в сторону от толпы, Иисус вложил Свои пальцы ему в уши, затем, смочив их слюной, коснулся языка его.
34 Взглянув на небо, Он вздохнул и сказал ему: «Эффата!» (что значит: «Откройся»).
35 И [в тот же миг] уши глухого открылись, скованность языка его исчезла, и речь его стала ясной.
36 Иисус велел людям никому про это не говорить, но чем больше Он настаивал, тем больше они рассказывали.
37 Их изумлению не было границ, с восхищением они говорили: « Как хорошо Он всё делает: и глухие у Него начинают слышать, и немые — говорить!»

Комментарии МакДональда

С. Традиции против Слова Божьего (7:1−23)

7:1 Фарисеи и книжники были иудейскими религиозными лидерами, которые создали громоздкую систему строго соблюдаемых традиций, настолько переплетенных со Словом Божьим, что они приобретали почти тот же авторитет, что и Писание. На самом деле в некоторых случаях эти традиции противоречили Писанию или ослабляли закон Божий. Религиозные лидеры с удовольствием навязывали правила, и люди смиренно принимали их, удовлетворенные системой ритуалов, далеких от реальности.

7:2−4 В этом месте Писания мы встречаем фарисеев и книжников, критикующих Иисуса за то, что Его ученики ели неумытыми руками. Это не означало, что ученики не помыли руки, прежде чем приступить к еде, но что они не совершили тщательно разработанного ритуала, предписанного традициями. Например, человек считался ритуально нечистым до тех пор, пока не умыл руки до локтей. Если они побывали в людном месте, им требовалось совершить ритуальное омовение.

Эта сложная система омовений включала в себя даже омовение котлов и чашек. О фарисеях Е. Стенли Джоунс пишет:

«Они проделали весь длинный путь из Иерусалима, чтобы встретиться с Иисусом, но их отношение к жизни было настолько негативным и придирчивым, что все, что они увидели, были немытые руки. Они не могли заметить величайшей волны покаяния, которое когда-либо происходило на планете, — волны, очищающей умы, души и тела людей... Они смотрели широко открытыми глазами на мелочное и незначительное и не видели главного. История не помнит о них; их негативизм вспоминается лишь как фон для позитивного влияния Христа. После себя они оставили критицизм — Он оставил духовное покаяние. Они собирали слабые места и ошибки — Он собирал последователей». (E. Stanley Jones, Growing Spiritually, p. 109.)

7:5−8 Иисус сразу же указал на лицемерие этих людей. Они вели себя так, как предостерегал Исаия. Они претендовали на большую посвященность Господу, но внутри были испорченны.

Тщательно следуя традициям, они делали вид, что поклоняются Богу, однако заменили библейское учение своими ритуалами. Вместо того чтобы признать Слово Божье духовным руководством в делах веры и морали, они уклонились от четких требований Писания и находили оправдание в своих традициях.

7:9−10 Иисус привел пример того, как традиции аннулируют закон Божий. Одна из Десяти заповедей требовала, чтобы дети почитали своих родителей (что включало в себя и заботу о них).

Смертью наказывался всякий, кто злословил своих отца или мать.

7:11−13 Но иудеи ввели традицию, известную как Корван, что означает «данный» или «посвященный».

Предположим, что родители в иудейской семье испытывали нужду. У их сына были деньги, позволяющие позаботиться о них, но он не хотел делать этого. Все, что от него требовалось, это сказать «корван», имея в виду, что его деньги предназначались Богу или для храма. Это освобождало его от всякой дальнейшей помощи своим родителям и ответственности за них. Он мог оставить себе неограниченную сумму денег и использовать их для своих целей. Было неважно, потратит ли он эти деньги когда-нибудь на нужды храма или нет. Келли отмечает:

«Лидеры придумали схему, позволяющую охранять собственность и предназначенную для религиозных целей, чтобы успокоить в людях совесть после чтения Слова Божьего... Именно Бог призывал человека почитать своих родителей, и Он осуждал любое неуважение к ним. Но нашлись люди, которые, прикрываясь религиозностью, преступали обе заповеди Божьи! Господь относится к этому традиционному слову «корван» не только как к неправильному поступку по отношению к родителям, но и как к непослушанию заповеди Божьей». (Kelly, Mark, p. 105.)

7:14−16 Начиная со стиха 14, Господь делает революционное заявление о том, что человека оскверняет не то, что входит в его уста (например, пища, которую ели неумытыми руками), но все то, что исходит от человека (например, традиции, отвергающие Слово Божье).

7:17−19 Даже учеников озадачило это заявление. Воспитанные на учении ВЗ, они всегда считали, что определенные виды пищи, например, свинина, кролик и креветки, нечисты и могут осквернить их. Сейчас же Иисус прямо заявил о том, что человек не оскверняется ничем, входящим в него.

До известной степени это означало конец законничества.

7:20−23 Оскверняет же человека все исходящее из него: злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. С этой точки зрения человеческие традиции следовало бы также включить в данный список. Традиция корвана была равносильна убийству. Родители были обречены на голод, пока этот безнравственный обет не был бы уничтожен.

Один из величайших уроков, извлеченных из этого отрывка, такой: нам необходимо сверять все учения и традиции со Словом Божьим, повинуясь всему, что от Бога, и отвергая все человеческое. Вначале человек может учить и проповедовать чистые духовные истины, добиваясь того, чтобы его приняли люди, верящие в Писание.

Достигнув этого, он начинает добавлять к учению человеческие измышления. Преданные ему последователи, считающие, что он не может ошибаться, слепо идут за ним несмотря на то, что его учение притупляет остроту Слова или размывает его четкое содержание.

Итак, книжники и фарисеи приобрели себе авторитет учителей Слова. Но сейчас они сводили на нет сущность Слова. Господь Иисус должен был предостеречь народ о том, что Слово Божье руководит людьми, а не люди Словом. Для нас главным критерием истинности должно быть правило: «Что говорит об этом Слово Божье?»

Т. Язычница, по вере получившая благословение (7:24−30)

7:24−25 В предыдущих стихах Иисус показал, что всякая еда чистая. Здесь Он показывает, что язычников не следует больше презирать и считать нечистыми. Иисус отправился на северозапад, в пределы Тирские и Сидонские, местность, известную также под названием Сирофиникия. Он пытался войти в дом неузнанным. Но Его слава шла впереди Него, и о Его присутствии скоро стало известно. К Нему пришла языческая женщина с просьбой оказать помощь ее одержимой дочери.

7:26 Мы подчеркиваем тот факт, что она была язычница, а не иудеянка. Иудеи, Богом избранный народ, занимали у Бога особое, привилегированное положение. Он установил с ними удивительные заветы, вверил им Писание и обитал с ними в скинии, а затем в храме. В противоположность этому язычники были отчуждены от общества Израилева, чужды заветов обетования, без Христа, без надежды, безбожники в мире (Еф 2:11−12). Господь Иисус пришел прежде всего к народу израильскому. Он представил Себя как Царя этого народа. Евангелие было прежде проповедано дому Израилеву. Важно помнить все это, чтобы понимать Его беседу с сирофиникиянкой. Когда она просила Его изгнать беса из ее дочери, Он, по-видимому, резко отказал.

7:27 Иисус сказал, что прежде должны насытиться дети (израильтяне) и что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (язычникам). Его ответ не был отказом. Он сказал: «Дай прежде насытиться детям». Эти слова могли показаться резкими. Фактически они служили проверкой ее раскаяния и веры. Его служение в это время было прежде всего направлено евреям. Как язычница, она не могла рассчитывать на Него или на Его блага. Признает ли она эту истину?

7:28 И она признала ее, сказав: «Так, Господи. Я всего лишь собачонка-язычница. Однако я заметила, что даже щенки под столом едят крохи у детей. Я прошу лишь об этом — о крохах, оставшихся от Твоего служения евреям!»

7:29−30 Это замечательная вера. Господь тотчас вознаградил ее, на расстоянии исцелив девочку. Когда женщина пришла домой, ее дочь была полностью здорова.

У. Исцеление глухонемого (7:31−37)

7:31−32 От берега Средиземного моря наш Господь вернулся на восточный берег моря Галилейского — в область, известную под названием Десятиградие. Здесь произошло событие, записанное только в Евангелии от Марка. Заботливые друзья привели к Нему глухого косноязычного. Возможно, косноязычие было вызвано физическим изъяном или же тем, что, никогда не слышав четких звуков, он не мог правильно их воспроизвести. Во всяком случае, здесь представлена картина грешника, глухого к голосу Бога и, следовательно, неспособного рассказывать о Нем другим.

7:33−34 Сначала Иисус отвел человека в сторону. Он вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его, тем самым на языке жестов сказал человеку, что намерен открыть ему уши и развязать ему язык. Затем Иисус посмотрел вверх на небо, указывая, что Его власть от Бога. Своим вздохом он выразил соболезнование страданиям, в которые грех вовлек человечество. И, наконец, Он сказал «еффафа», арамейское слово, означающее «отверзись».

7:35−36 Человек тотчас получил нормальные слух и речь. Господь просил людей не разглашать об этом чуде, но они не послушались Его указаний. Непослушанию никогда нет оправдания, какими бы хорошими ни были намерения человека.

7:37 Присутствующие удивлялись Его чудесным делам. Они говорили: «Все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых — говорящими». Они не знали истины, о которой говорили. Если бы они жили по эту сторону Голгофы, то их слова были бы наполнены еще более глубоким чувством и убеждением.

С тех пор, как наши души узнали о Его любви,
Какое милосердие Он явил нам,
Милосердие, которое выше всей нашей хвалы;
Все сделал хорошо наш Иисус.

(Семюэл Медли)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Значение этого выражения в оригинале неясно. В некот. рукописях: часто/тщательно.
4  [2] — В некот. рукописях: пока не очистятся.
4  [3] — Некот. рукописи добавляют: и лож, на которых возлежали за столом.
7  [4] — Букв.: уча учениям, предписаниям человеческим.Ис 29:13 (LXX).
8  [5] — Некот. рукописи добавляют: омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
10  [6] — Исх 20:12.
10  [7] — Исх 21:17.
15  [8] — Или: сделать его (ритуально) нечистым; то же и в ст. 18, 20 и 23.
16  [9] — Некот. рукописи добавляют: у кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
19  [10] — Букв.: в отхожее место.
22  [11] — Букв.: злое око.
22  [12] — Или: богохульство.
24  [13] — Некот. рукописи добавляют: и Сидона.
27  [14] — Букв.: собачкам; в оригинале здесь и в ст. 28 используется уменьшительное существительное, указывающее на маленьких домашних собак в отличие от тех больших и злых, что бродили по улицам.
29  [15] — Букв.: за это слово.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.