Деяния 12 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В те дни царь Ирод начал жестоко преследовать некоторых членов церкви.
2 Так, он обезглавил1 Иакова, брата Иоанна.
3 Увидев, что этим он угодил иудеям, Ирод приказал схватить и Петра. Это было во время праздника Пресных Хлебов.2
4 Схватив Петра, он заточил его в темницу, поручив стеречь его воинам, четырем сменам из четырех человек в каждой, намереваясь после Пасхи судить его принародно.3
5 Пока Петра держали в темнице, церковь усердно молилась за него Богу.
6 В ночь, накануне того дня, когда Ирод собирался вывести его к народу, Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями. И стража у дверей охраняла темницу.
7 Внезапно явился ангел Господень, и свет озарил темницу. Ангел, растолкав Петра, разбудил его, говоря: «Вставай скорее». И цепи упали с его рук.
8 Ангел сказал ему: «Повяжись поясом и надень сандалии свои». Он так и сделал. Тогда ангел сказал ему: «Набрось свой плащ и следуй за мной».
9 Петр вышел из темницы и следовал за ним, не понимая, что всё, совершаемое ангелом, наяву происходит — он думал, что это видение.
10 Миновав первый и второй сторожевые посты, они подошли к железным воротам, ведущим в город, и те сами отворились перед ними. Они вышли через эти ворота, и, как только прошли одну улицу, ангел внезапно исчез.
11 Придя в себя, Петр сказал: «Теперь я точно знаю, что Господь послал ангела Своего и избавил меня от рук Ирода и от всего, чего ожидал народ иудейский».
12 Когда он понял это, 4 то пошел прямо к дому Марии, матери Иоанна, называемого также Марком. Многие собрались там и молились.
13 Когда Петр постучал в ворота, на стук его5 вышла служанка по имени Рода.
14 Узнав голос Петра, она так обрадовалась, что, даже не открыв ему, вбежала в дом объявить, что Петр стоит у ворот.
15 «В своем ли ты уме?» — сказали ей в ответ. Но она стояла на своем. Тогда ей возразили: «Это, наверно, его ангел».
16 А тем временем Петр продолжал стучать. Отворив калитку, они увидели его и изумились.
17 Он же, сделав им знак рукою, чтобы успокоились, рассказал [им], как Господь вывел его из темницы. Затем он попросил: «Сообщите об этом Иакову и братьям». Покинув этот дом, он пошел в другое место.
18 Когда же наступило утро, солдаты пришли в большое смятение: они не могли понять, что случилось, где Петр.
19 Ирод приказал разыскать его. И когда его не нашли, Ирод, допросив тех, кто стерег темницу, велел казнить их.
После этих событий Ирод отправился из Иудеи в Кесарию, чтобы пожить там.
20 В то время он был сильно разгневан на жителей Тира и Сидона. А они, договорившись между собой, явились к нему и, склонив на свою сторону управляющего царским двором Власта, просили мира, так как область их во всем, что касалось продовольствия, зависела от царской.
21 В назначенный день Ирод, надев царские одежды, воссел на троне и обратился к собравшимся.
22 Народ же, в угоду ему, восклицал: «Это не человек говорит, а Бог».6
23 И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями.
24 А весть Божия продолжала распространяться, и ее последователей становилось всё больше.7
25 Варнава же и Савл, выполнив порученное им дело, вернулись в Иерусалим,8 взяв с собой Иоанна, называемого также Марком.

Комментарии МакДональда

В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12:1−23)

12:1−2 Сатана без устали продолжал нападки на Церковь. В этот раз преследования начал царь Ирод. Это был Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого. Римский император Клавдий назначил его царем Иудеи. Ирод соблюдал закон Моисея и шел на все, чтобы угодить иудеям. Придерживаясь этой политики, он преследовал некоторых из принадлежащих к церкви и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

Это тот самый Иаков, который вместе с Петром и Иоанном был на горе Преображения с нашим Господом; и это его мать просила, чтобы ее два сына сидели рядом с Христом в Его Царстве.

Глава 12 позволяет провести интересное исследование путей Господних для Его народа. Иаков погиб от рук врага, а Петр чудесным образом был спасен. Человеческий разум задается вопросом, почему предпочтение было отдано Петру. Вера же основывается на любви и мудрости Божьей, зная, что:

Зло, что Господь благословил, нам благом обернется;
Добро, коль не освящено, лишь болью отзовется.
И справедливым будет то, что кажется обидой,
Все в воле Божьей, и она — сама тебе наградой.

(Фредерик В. Фабер)

12:3−4 Иудеи с такой радостью восприняли казнь Иакова, что Ирод решил сделать то же самое и с Петром. Однако к тому времени уже начались дни опресноков, а во время религиозных праздников не принято казнить. К тому же иудеи были слишком заняты своими обрядами и не оценили бы ту услугу, которую собирался им оказать Ирод. Поэтому он на время праздников приказал посадить Петра в темницу. Апостола охраняли шестнадцать солдат в четырех четверицах.

12:5 Церковь в Иерусалиме горячо молилась о Петре, особенно потому, что смерть Иакова была еще слишком свежа в их памяти. Дж. К. Морган пишет: «Сила прилежной непрестанной молитвы была могущественней Ирода, могущественней самого ада».

12:6−11 В ту ночь, когда Ирод решил вывести его, Петр крепко спал в оковах между двумя воинами. Кто-то назвал его сон триумфом веры. Он, вероятно, помнил Господне обетование о том, что доживет до старости (Ин 21:18) и поэтому знал, что Ирод не сможет убить его раньше. Внезапно явился Ангел Господень, и камера озарилась светом. Легко толкнув Петра в бок, ангел велел ему скорее встать. Тут же оковы упали с рук его. Затем коротко и четко ангел приказал Петру одеться, обуться, завернуться в плащ и идти за ним. Изумленный, Петр тем не менее следовал за ангелом, минуя первую и вторую стражу тюрьмы. Когда они пришли к железным воротам, те отворились сами, как будто в них был вставлен современный фотоэлемент. Лишь после того как они прошли одну улицу города и ангел исчез, Петр пришел в себя и осознал, что это не сон, но что Господь чудесным образом избавил его из руки Ирода и иудеев.

12:12 Когда Петр остановился, чтобы подумать, он вспомнил, что ученики молятся в доме Марии, матери Иоанна Марка. Вероятно, это было молитвенное собрание, длившееся всю ночь, так как спасение Петра из тюрьмы произошло в ранние утренние часы.

12:13−15 Петр постучался у ворот и стал ждать. Служанка по имени Рода (греч. «Роза») вышла послушать, но так разволновалась, когда услышала голос Петра, что забыла отворить ворота. Она вбежала в дом сообщить эту прекрасную новость молящимся. Те подумали, что она сошла с ума и, не колеблясь, сказали ей об этом, но она утверждала, что апостол действительно стоит у ворот. Они говорили: «Это, должно быть, его ангел», но она продолжала настаивать, что это Петр.

Этих христиан часто упрекают за неверие в силу молитвы: они действительно удивились, когда Бог ответил на их молитвы. Но такая критика, вероятно, вызвана нашей собственной неуверенностью. Вместо того чтобы упрекать других, нам следует радоваться, что Бог отвечает и на такую молитву, без веры. Все мы склонны быть «неверящими верующими».

12:16−17 Петр же в это время стоял у ворот, продолжая стучать. Когда они наконец отворили и он вошел, все их сомнения исчезли и они разразились криками радости. Он быстро успокоил их, коротко рассказал о своем чудесном спасении, попросил сообщить об этом Иакову (вероятно сыну Алфея) и братьям и затем вышел. Куда он отправился, неизвестно.

12:18−19 Когда наступило утро и отсутствие Петра было обнаружено, злополучных воинов охватила паника. Для Ирода же то, что его перехитрили, было весьма чувствительным ударом по самолюбию. Рассказ воинов звучал весьма неубедительно. На самом деле беспомощность их оправданий, вероятно, приводила царя в еще большую ярость, поэтому он приказал казнить их. После того он отправился в Кесарию лечить свое уязвленное самолюбие.

12:20 По какой-то неизвестной причине Ирод был раздражен на тирян и сидонян, жителей двух торговых портов на Средиземном море. Жители этих городов воспользовались пребыванием Ирода в Кесарии, чтобы вновь снискать его расположение, поскольку им жизненно необходимо было ввозимое из Иудеи зерно. Поэтому они склонили на свою сторону Власта, постельника царского, и через него добивались восстановления дипломатических отношений.

12:21−23 В один из дней Ирод во всем своем царском великолепии вышел говорить с народом. Люди в исступлении кричали: «Это голос Бога, а не человека!» Он даже и не пытался уклониться от божественных почестей или воздать славу Богу. За то Ангел Господень поразил его ужасной болезнью, и он умер. Это произошло в 44 г. н.э.

Таким образом, казнивший Иакова в угоду иудеям сам был поражен рукой Того, Кто может погубить в аду не только тело, но и душу. Ирод пожал то, что посеял.

Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12:24 — 14:28)

12:24 Все это время Благая Весть неуклонно распространялась. Гнев человеческий Бог обращает Себе во славу, и остаток гнева Он укрощает (Пс 75:11). Он уничтожает замыслы народов, но совет Господень стоит вовек (Пс 32:10−11).

12:25 Исполнив поручение в Иерусалиме — передав дар антиохийцев, — Варнава и Савл возвратились в Антиохию, взяв с собой Марка, племянника Варнавы, который позднее написал второе Евангелие. (И в Александрийском, и в большинстве других текстов говорится «в Иерусалим». Так как в 13:1 Варнава и Павел снова в Антиохии, возможно, переписчики «исправили» это на «из»).

Неизвестно, были ли Варнава и Савл в Иерусалиме во время убийства Иакова, заточения Петра или смерти Ирода.

Многие комментаторы Библии считают, что глава 13 является своего рода переломным моментом в книге Деяний. Некоторые даже заходят так далеко, что называют ее и последующие главы вторым томом Деяний. На первый план в повествовании теперь выдвигается апостол Павел, а центром, из которого Благая Весть расходится во всех направлениях к язычникам, становится Антиохия в Сирии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: убил мечом.
3  [2] — Праздник Пресных Хлебов (опресноков) во времена НЗ отождествлялся с праздником Пасхи.
4  [3] — Букв.: вывести его к народу.
12  [4] — Или: осмотревшись.
13  [5] — Букв.: послушать; или: отворить (дверь).
22  [6] — Букв.: это голос Бога, а не человека.
24  [7] — Букв.: а слово Божие росло и распространялось.
25  [8] — В некот. рукописях: из Иерусалима.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.