Деяния 20 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Когда же беспорядки улеглись, Павел, собрав учеников, ободрив и наставив их, попрощался с ними и отправился в Македонию.
2 Он шел через те края, постоянно ободряя верующих, и, наконец, пришел в Грецию,
3 где пробыл три месяца. Когда он хотел отплыть в Сирию, иудеи стали готовить покушение на него. Узнав об этом, он решил возвращаться через Македонию.
4 Павла сопровождали Сопатр, сын Пирра, родом из Верии, фессалоникийцы Аристарх и Секунд, Гаий из Дервии, Тимофей, а также Тихик и Трофим из Асии
5 (они вышли раньше и ожидали нас в Троаде).
6 Мы же после дней праздника Пресных Хлебов1 отплыли из Филипп и через пять дней присоединились к ним в Троаде. Там мы пробыли неделю.
7 В субботу вечером,2 когда мы собрались для преломления хлеба, Павел, который готовился на следующий день отправиться в путь, начал беседу, которая продлилась до полуночи.
8 В верхней комнате, где мы собрались, было душно и жарко — там горело много светильников.
9 Павел говорил довольно долго, и юношу по имени Евтих, сидевшего на подоконнике, начало клонить в сон. Заснув, он выпал из окна третьего этажа. Когда спустились к нему, он был мертв.
10 Павел, сойдя вниз, простерся над телом юноши, обхватил его руками. «Не тревожьтесь, — сказал Павел, — он жив».3
11 После этого он поднялся наверх, преломил хлеб и ел его со всеми вместе, затем он долго еще говорил, пока не рассвело, и, наконец, отправился в путь.
12 А юношу проводили домой, радуясь тому, что он жив.
13 Мы же пошли и сели на корабль и прежде Павла отплыли в Асс, где должны были взять его на борт, поскольку он так распорядился, решив идти до Асса пешком.
14 Встретившись с ним в Ассе, мы взяли его на борт и достигли Митилины.
15 Оттуда мы отплыли и уже на другой день поравнялись с Хиосом, а день спустя причалили к Самосу, а через день уже были в Милете.
16 Павел решил плыть без остановки в Эфесе, чтобы не задерживаться надолго в Асии, потому что торопился, по возможности, вовремя попасть в Иерусалим на праздник Пятидесятницы.
17 Из Милета он послал за пресвитерами эфесской церкви.
18 И когда они пришли к нему, он сказал: «Вам известно, как я жил среди вас всё это время с первого дня моего пребывания на асийской земле.
19 В полном смирении, часто со слезами совершал я свое служение Господу4 среди испытаний, постигших меня из-за козней, что строили против меня иудеи.
20 И, как вы знаете, я не упустил ничего из того, что могло быть полезным для вас, когда проповедовал вам и учил вас всенародно и по домам,
21 призывая как иудеев, так и язычников обратиться к Богу с покаянием и поверить в Господа нашего Иисуса.
22 А теперь вот, ведомый Духом, иду я в Иерусалим, не зная, что ждет меня там.
23 Знаю только то, что в каждом городе Дух Святой ясно показывает5 мне: тюрьма и тяжкие испытания ждут меня.
24 Но жизнью я не дорожу. Только бы с радостью6 завершить мне свой путь7 и служение, которое я принял от Господа Иисуса: возвещать Благую Весть о благодати8 Божией.
25 Я жил среди вас, возвещая вам Царство Божие, но теперь знаю, что никто из вас никогда более не увидит меня.
26 Поэтому заверяю вас ныне: гибель ни одного из вас не будет поставлена мне в вину.9
27 Призванный возвестить вам всю волю Божию, я никогда от этого не уклонялся.
28 Смотрите за собой и за всей паствой вашей, попечителями10 которой сделал вас Дух Святой, чтобы вы как пастыри пеклись о Церкви Божией,11 которую Он приобрел Себе кровью Собственного12 Сына.
29 Я знаю, что после моего ухода придут к вам волки лютые и стада не пощадят.
30 Даже среди вас появятся люди, которые станут извращать истину, чтоб увести за собой учеников,
31 а потому будьте бдительны. Помните, как я, иногда даже со слезами, неутомимо наставлял каждого из вас днем и ночью все три года.
32 И ныне вверяю вас Богу и слову Его благодати, слову, что может укрепить вас и дать вам наследие, обещанное всем, кого Бог освятил.
33 Никогда я не просил для себя ни серебра, ни золота, ни одежды.
34 Вы сами знаете, что своими руками зарабатывал я и содержал себя и своих спутников.
35 Я тем самым показал вам, что, так трудясь, надо поддерживать немощных13 и что мы должны помнить слова, сказанные Господом Иисусом: „Блаженнее14 давать, чем получать“».
36 С этими словами Павел преклонил колени и помолился со всеми вместе.
37 Поднялся громкий плач, все обнимали Павла и горячо целовали его.
38 Особенно огорчили их слова Павла о том, что им никогда уже не придется увидеть его. Затем они проводили его на корабль.

Комментарии МакДональда

20:1 Стих 1 как будто утверждает, что из Ефеса апостол направился непосредственно в Македонию. Однако из 2 Коринфянам мы узнаем, что сначала он пошел в ТРОАДУ. Там он нашел отверстую дверь для проповеди Евангелия, но основной его целью было встретиться с Титом и узнать, как коринфяне восприняли первое послание. Не найдя Тита в Троаде, Павел, направляясь в МАКЕДОНИЮ, пересек северо-восточную часть Эгейского моря. Без сомнения, он высадился в НЕАПОЛЕ, а затем отправился вглубь материка, в ФИЛИППЫ. В Македонии, возможно в Филиппах, Павел встретился с Титом и получил от него обнадеживающие новости из Коринфа. Вероятно, именно в это время он написал Второе послание к Коринфянам (56 г. н.э.). (См. 2Кор 1:8−9; 2:12−14; 7:5−7.)

20:2−3 Проведя некоторое время в служении в Македонии, Павел отправился на юг, в ЕЛЛАДУ, или АХАИЮ. Большую часть трех месяцев, которые апостол пробыл там, он, без сомнения, провел в КОРИНФЕ и именно в это время написал послание к Римлянам. Некоторые исследователи считают, что в это время также было написано послание к Галатам.

20:3 Первоначально Павел планировал отправиться прямо из Коринфа, через Эгейское море, в Сирию. Но когда он узнал, что иудеи сговорились убить его по дороге, он изменил свой маршрут и направился снова на север, через МАКЕДОНИЮ.

20:4 Здесь мы знакомимся с некоторыми спутниками Павла. В этом стихе утверждается, что они сопровождали его лишь до Асии, но мы знаем, что некоторые из них были вместе с Павлом даже в Риме.

Сосипатр Пирров, Вериянин, возможно, был тем самым Сосипатром, родственником Павла, который упоминается в Римлянам 16:21.

Аристарх из Фессалоники, который едва не погиб во время мятежа в Ефесе (Деян 19:29). Позднее упоминается, что он вместе с Павлом был заключен в темницу в Риме (Флм 1:23; Кол 4:10).

Секунд, также уроженец Фессалоник, сопровождал Павла до Асии, вероятно до Троады или Милита.

Гаия Дервянина не следует смешивать с македонянином, который был схвачен толпой в Ефесе (Деян 19:29). В НЗ упоминается еще об одном Гаие — жителе Коринфа, в доме которого останавливался Павел, когда был там (Рим 16:23). Третье послание Иоанна адресовано человеку по имени Гаий, вероятно жившему в каком-то городе недалеко от Ефеса. Имя Гаий было широко распространено.

Тимофей не только сопровождал Павла до Асии, но был с ним и в Риме во время первого его заключения. Впоследствии он путешествовал вместе с Павлом по проконсульской Асии. Во Втором послании к Тимофею Павел выразил желание вновь увидеться с ним, но мы не знаем, сбылось ли оно когда-нибудь.

Тихик, уроженец Малой Асии, по-видимому, сопровождал апостола до Милита. Позднее он присоединился к Павлу в Риме и, как упоминается, трудился с ним вплоть до (и во время) его второго заключения.

Трофим, очевидно, был язычником, жившим в Ефесе в Малой Азии. Вместе с Павлом он пошел в Иерусалим и стал невольной причиной ареста апостола. Он также упоминается в 2 Тимофею 4:20.

20:5−6 По-видимому, вышеперечисленные семеро братьев отправились в Троаду раньше, а Павел и Лука тем временем посетили ФИЛИППЫ. (Мы считаем, что Лука был вместе с апостолом, поскольку в этом отрывке используется местоимение первого лица: «нас» в стихе 5, «мы» в стихе 6 и т.д.) После дней опресночных, или иудейской Пасхи, Павел и Лука отплыли из Македонии в Троаду. Обычно такое путешествие не занимало пяти дней. Такая задержка здесь никак не объясняется.

20:7−9 При сравнении стихов 6 и 7 кажется, что апостол намеренно ждал в Троаде семь дней, чтобы присутствовать на преломлении хлеба в воскресенье. Из стиха 7 совершенно ясно, что у первых христиан существовал обычай собираться в первый день недели и совершать Вечерю Господню.

То, что Павел говорил до полуночи, не должно вызывать у нас удивления. Когда накал духовной жизни Церкви велик. Дух Божий может не подчиняться владычеству времени. Ночь тянулась медленно, в горнице стало жарко и душно, чему, возможно, способствовали светильники, которых было довольно много, а также большое количество людей. Один юноша, именем Евтих, сидевший на открытом окне, уснул и камнем упал вниз, на землю. Он упал с третьего этажа и разбился насмерть.

20:10 Но Павел сошел вниз и распростерся над телом юноши, обнимая его, как некогда делали пророки. Затем он сказал людям, что им больше не стоит беспокоиться, так как Евтих жив. Из слов Павла может показаться, что беспокойство собравшихся было излишним, так как юноша не умер; душа его была все еще в нем. Но из стиха 9 ясно, что он действительно был мертв. Властью, данной апостолам, Павел чудесным образом воскресил его.

20:11−12 Когда Павел вернулся наверх, они преломили хлеб (ст. 11), то есть совершили Вечерю, ради которой и собрались (ст. 7). Затем они приступили к общей трапезе, возможно, это была агапе, или вечеря любви. В раннехристианской Церкви хлебопреломлению сопутствовала трапеза, в которой принимала участие вся община, но постепенно эта традиция прекратилась, так как начались злоупотребления (1Кор 11:20−22).

После этого собрания, продолжавшегося всю ночь и ставшего незабываемым, апостол попрощался с троадскими христианами.

20:13−15 Павел оставил Троаду и прошел пешком около тридцати километров через перешеек в АСС. Его спутники обогнули мыс морем и взяли его на корабль на южной стороне. Возможно, он хотел побыть некоторое время в одиночестве, чтобы поразмышлять над Словом Божьим.

Плывя на юг вдоль западного побережья Малой Азии, они сначала прибыли в МИТИЛИНУ, главный город острова ЛЕСБОС. Следующим вечером они стали на якорь у острова ХИОС. Еще один день плавания — и они оказались на острове САМОС и побывали в ТРОГИЛЛИИ. Наконец путешественники прибыли в МИЛИТ, порт на юго-западном побережье Малой Азии, в пятидесяти четырех километрах к югу от Ефеса.

20:16 Павел намеренно не зашел в Ефес, так как боялся, что это может его надолго задержать, а он спешил, чтобы ко дню Пятидесятницы попасть в Иерусалим.

20:17 Высадившись в Милите, Павел послал в Ефес к пресвитерам, прося их прийти к нему. Прошло какое-то время, прежде чем они получили послание, и им понадобилось время, чтобы дойти до Милита. Однако они были вознаграждены великолепной речью, прозвучавшей из уст великого апостола. В ней изображен прекрасный портрет идеального служителя Господа Иисуса Христа. Мы видим человека, безраздельно преданного Спасителю. Он трудился неустанно, был неутомим и неустрашим. Его отличало истинное смирение. Никакое испытание не было для него слишком великим. Его служение исходило из глубины сердца. Он был бесстрашен и исполнен святого дерзновения. Для него неважно было, будет он жить или умрет, но важно, чтобы исполнялась Божья воля и люди слышали Благую Весть. Все его поступки были бескорыстны. Он предпочитал давать, а не принимать. Трудности его не пугали. Он на практике осуществлял то, о чем проповедовал.

20:18−19 Апостол напомнил ефесским пресвитерам о том, как он жил, когда был с ними. С первого дня, проведенного в Асии, и все время, пока он там находился, он служил Господу с искренним смиренномудрием и самоотверженностью. В служении Павла возникали ситуации, которые держали его в постоянном эмоциональном напряжении; были слезы, скорби и искушения. Постоянно он подвергался гонениям по злоумышлениям иудеев. И тем не менее, несмотря на все эти неблагоприятные обстоятельства, его служение было мужественным и бесстрашным.

20:20−21 Павел не утаил от ефесян ничего, что могло бы быть полезным в их духовной жизни. Он проповедовал им всенародно и по домам, побуждаемый к этому любовью Христовой. То есть он не проводил собрания время от времени, а использовал всякую возможность, чтобы способствовать духовному росту христиан. Обращаясь ко всем, независимо от национальности или предыдущего религиозного опыта, он проповедовал о необходимости покаяния перед Богом и веры в Господа нашего Иисуса Христа. Таковы два самых важных элемента Евангелия. В каждом обращении, если оно искреннее, присутствуют и покаяние, и вера. Это две стороны одной медали. Если человек не покаялся должным образом, спасительная вера невозможна. С другой стороны, покаяние было бы бесполезным, если бы за ним не следовала вера в Сына Божьего. Покаяние — это переворот в душе грешника, признающего, что он обречен на гибель, и склоняющегося перед судом Божьим. Вера — это решение обратиться к Христу, приняв Его как Господа и Спасителя.

Во многих стихах НЗ утверждается, что единственным условием спасения является вера. Однако вера предполагает покаяние. Как может человек искренне уверовать в Христа как Спасителя, если он не осознал еще, что нуждается в Спасителе? Понимание своей нужды, к которому приводит грешника Дух Святой, и есть покаяние.

20:22−23 Напомнив о том, как он вел себя среди ефесян в прошлом, апостол теперь заглядывает в будущее, говоря о страданиях, ожидающих его. Дух побуждал его идти в Иерусалим. Его звал туда внутренний голос, которому, очевидно, он не мог не повиноваться. Хотя ему не было точно известно, какой оборот примут события в Иерусалиме, он знал, что узы и скорби станут его уделом. Дух Святой свидетельствовал ему об этом по всем городам, может быть, устами пророков или непосредственно ему самому в откровении, ниспосланном свыше.

20:24 Обдумывая это пророчество, Павел не считал, что стоит принять во внимание опасность, угрожающую его жизни. Его цель — повиноваться Богу и быть угодным Ему. Если бы для исполнения этой цели от него потребовалось принести в жертву свою жизнь, он был готов сделать это. Не было такой жертвы, на которую он не пошел бы ради Того, Кто умер за него. Единственно важным для него было совершить свое поприще и завершить служение, которое он принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божьей. Никакими другими словами невозможно лучше выразить суть Благой Вести, которую проповедовал Павел: Евангелие благодати Божьей. Это радостная весть о незаслуженной милости Божьей по отношению к преступным, нечестивым грешникам, которые достойны лишь вечного пребывания в аду. Это весть о том, как возлюбленный Божий Сын спустился с сияющих небес, где царит высочайшее блаженство, чтобы пострадать, пролить Свою Кровь и умереть на Голгофе, дабы те, кто уверует в Него, могли получить прощение грехов и жизнь вечную.

20:25−27 Павел был уверен, что больше никогда не увидит своих возлюбленных ефесских братьев, но его совесть была перед ними чиста, так как он знал, что не упустил ни единой возможности открывать им всю волю Божью. Он учил их не только основам Евангелия, но и всем истинам, необходимым для праведной жизни.

20:28 Так как ему не суждено было еще раз встретить этих пресвитеров на земле, он возложил на них священное обязательство прежде всего блюсти чистоту собственных душ. Лишь живя в общении с Господом, они могли быть духовными вождями церкви.

Как пресвитеры, они должны внимать всему стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями. Как уже упоминалось выше, блюстители в НЗ также называются епископами, старейшинами и пресвитерами. В этом стихе подчеркивается, что пресвитеры не назначаются и не избираются поместной общиной. Их поставил блюстителями Дух Святой, и это должны признавать все христиане, среди которых они трудятся.

Кроме этого, они должны пасти Церковь Бога. Важность этой задачи подчеркивается в следующих словах: «...которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Последнее выражение стало причиной многих дискуссий и споров среди толкователей. Проблемным пунктом в нем стало утверждение, что Бог пролил Свою Кровь. Однако Бог — это Дух (т.е. имеет нематериальную сущность). Свою Кровь пролил Господь Иисус, и хотя Иисус и является Богом, тем не менее нигде в Библии не говорится, что Бог пострадал и умер.

В большинстве манускриптов написано: «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею». Из этих слов следует, что пролившей Свою Кровь была вторая Божественная Личность (Господь).

Так называемый Эльберфельдский перевод Библии стоит, пожалуй, ближе всех к подлинной сути настоящего отрывка, выражая ее словами: «Церковь Божья, которую Он приобрел Себе Кровью Своего собственного (Сына)». Бог здесь представлен искупителем Церкви, совершившим это искупление Кровью Своего Сына, благословенного Господа Иисуса.

20:29−30 Павел хорошо знал, что по его отшествии Церковь будет подвергаться атакам и извне, и изнутри. Лжеучителя, волки в овечьих шкурах, будут безжалостно терзать стадо. И внутри самой Церкви люди будут домогаться высокого положения, искажая истину и пытаясь увлечь учеников за собою.

20:31 Ввиду этих грозящих опасностей пресвитеры должны быть настороже и постоянно помнить, как три года Павел предостерегал их день и ночь со слезами.

20:32 Теперь Павел мог лишь предать их Богу и слову благодати Его. Заметьте, что он передавал их не в руки других людей, предполагаемых апостольских преемников. Он вверял их, скорее, Богу и Библии. Это красноречивое свидетельство достаточности богодухновенного Писания. Именно оно может назидатъ христиан и дать им наследие со всеми освященными.

20:33−35 В завершение своей речи апостол Павел еще раз вернулся к примеру своей собственной жизни и служения. Не кривя душой, он мог сказать, что ни от кого не пожелал ни серебра, ни золота, ни одежды. Не стремление улучшить свое материальное положение побуждало его к труду во имя Господа. В сущности, в материальном отношении он был бедняком, но общение с Богом делало его богачом. Протянув к ним свои руки, он мог напомнить им, что эти руки много потрудились, чтобы обеспечить нужды и его самого, и бывших при нем. Более того, он работал, изготовляя палатки, чтобы иметь возможность помогать слабым — больным, слабым морально или духовно. Пресвитеры должны помнить это и, что бы они ни делали, заботиться прежде всего о благе других, памятуя о словах Господа Иисуса: «Блаженнее давать, нежели принимать». Интересно, что этих слов нашего Господа нет ни в одном из Евангелий. Они действительно являются сутью Его учения, но здесь приводятся как богодухновенное дополнение к Его словам в Евангелиях.

20:36−38 В конце своей проповеди Павел опустился на землю и, преклонив колена свои, помолился с пресвитерами. Для них это были минуты глубокой скорби. Они проявили свою привязанность к любимому ими апостолу, падая на выю Павла и целуя его. Особенно печалило их то, что, как Павел сказал им, они уже не увидят лица его. С тяжелым сердцем они провожали его до корабля, на котором он отправился в Иерусалим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Праздник Пресных Хлебов (опресноков) во времена НЗ отождествлялся с праздником Пасхи.
7  [2] — Или: в воскресенье вечером; букв.: один (день после) субботы/недели.
10  [3] — Букв.: ибо душа его в нем.
19  [4] — Или: был рабом Господу.
23  [5] — Или: свидетельствует.
24  [6] — Многие древн. рукописи опускают: с радостью.
24  [7] — Или: бег.
24  [8] — Букв.: засвидетельствовать Благую Весть благодати.
26  [9] — Букв.: чист я от крови всех.
28  [10] — Букв.: блюстителями, греч. эпископос — блюститель, смотритель, надзиратель.
28  [11] — В некот. рукописях: о Церкви Господа и Бога.
28  [12] — Или: Своей Собственной кровью.
35  [13] — Букв.: слабых.
35  [14] — См. в Словаре Блаженный.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.