Деяния 24 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Пять дней спустя в Кесарию прибыл первосвященник Анания в сопровождении нескольких старейшин. С ними был и законовед,1 некий Тертулл. Они выдвинули перед прокуратором свои обвинения против Павла.
2 [2-3] После того, как ввели узника, Тертулл начал свою обвинительную речь: «Высокочтимый Феликс! Тебе обязаны мы прочным миром, и твоей предусмотрительности — теми улучшениями в жизни этого народа, которые мы всегда и повсюду принимаем с великой признательностью.
3
4 Не желая обременять тебя, прошу с присущей тебе снисходительностью уделить нам немного времени и выслушать нас.
5 Мы находим, что этот человек хуже всякой заразы: сеет он смуту среди всех иудеев по всему миру,2 он главарь секты3 назарян.
6 Мы задержали его при попытке осквернить Храм.
7 [отсутствует]4
8 Допросив его, ты сам сможешь убедиться в истинности всех этих обвинений, с которыми мы выступаем против него».
9 Иудеи поддержали его, говоря, что так всё и было.
10 Павел начал говорить, как только прокуратор знаком позволил ему. «Я знаю, — сказал он, — что ты уже много лет вершишь правосудие над этим народом, потому я спокойно могу приступить к своей защите.
11 Ты и сам можешь убедиться, что прошло не более двенадцати дней с тех пор, как я пришел в Иерусалим, чтобы поклониться Богу.
12 Вовсе неверно, что мои обвинители застигали меня с кем-либо спорящим или подстрекающим народ к мятежу в Храме, в синагогах или в городе.
13 Они никак не могут доказать тебе того, в чем сейчас обвиняют меня.
14 Но могу признаться тебе, что я служу Богу отцов наших, держась того Пути, который они называют сектой. Я верю всему тому, что написано в Законе и у пророков.
15 У меня та же надежда на Бога, которую и они разделяют, что Бог воскресит как праведных, так и неправедных.
16 Потому хочу я и всё делаю для того, чтобы совесть моя была всегда чиста перед Богом и людьми.
17 Спустя много лет я пришел в Иерусалим, желая передать пожертвования для народа моего и приношения.
18 И меня нашли в Храме, когда я уже совершил обряд очищения. Но не было вокруг меня ни толпы, ни беспорядков,
19 пока не пришли несколько иудеев из Асии, — они-то и должны были прийти к тебе и представить свои обвинения, если у них есть что-то против меня.
20 Может быть, присутствующие здесь скажут, какое преступление они нашли, когда стоял я перед Синедрионом.
21 Разве только в том, что сказал я во всеуслышание,5 когда стоял среди них: „За веру в воскресение мертвых я стою сегодня перед вашим судом!“»
22 Феликс, который лучше многих знал о вере, именуемой «Путь», приостановил расследование, сказав: «Когда прибудет трибун Лисий, я решу ваше дело».
23 И приказал центуриону держать Павла под стражей, но сильно его не ограничивать и не запрещать никому из его близких заботиться о нем.6
24 Несколько дней спустя Феликс пришел со своей женой Друзиллой7 (она была иудейкой). Он послал за Павлом и выслушал его рассказ о вере во Христа Иисуса.
25 Когда же Павел стал говорить о праведности, воздержании и о предстоящем суде, Феликсу стало страшно. «Ну ладно, теперь иди! — сказал он. — Я позову тебя, когда выберу время».
26 К тому же он надеялся, что Павел даст ему денег,8 поэтому часто посылал за Павлом и беседовал с ним.
27 Прошло два года, и Феликса в должности прокуратора сменил Порций Фест.9 Желая угодить иудеям, Феликс оставил Павла в узах.

Комментарии МакДональда

24:1 Через пять дней после того, как Павел оставил Иерусалим, отправившись в Кесарию, туда же пришел первосвященник Анания с несколькими членами синедриона. Представлять их в суде они наняли римлянина по имени Тертулл. Он должен был предстать перед Феликсом, выдвинув и поддержав обвинения против Павла.

24:2−4 Тертулл начал свою обвинительную речь с лести в адрес правителя. Разумеется, в том, что он говорил, была доля истины. Феликс поддерживал порядок, подавляя мятежи и восстания. Но слова Тертулла означали гораздо большее, чем просто констатацию факта, и, очевидно, были попыткой снискать милость наместника.

24:5−8 Затем он выдвинул четыре разных обвинения против апостола Павла:

1. Он был язвою, то есть надоедливым человеком.

2. Он был возбудителем мятежа между иудеями.

3. Он был представителем Назорейской ереси.

4. Он отважился осквернить храм.

24:9 После того как Тертулл выразил уверенность в том, что Феликс сможет рассудить, насколько справедливы обвинения против Павла, присутствующие при том иудеи поддержали обвинения, выдвинутые Тертуллом.

24:10 По знаку правителя в свою защиту выступил Павел. Прежде всего он выразил удовлетворение тем, что ему позволили выступить перед человеком, который, благодаря многим годам опыта, был знаком с традициями и образом жизни еврейского народа. Его слова могут показаться лестью, но на самом деле они лишь вежливо констатировали факт.

Затем апостол по порядку ответил на выдвинутые против него обвинения.

24:11 На обвинение в том, что он является нарушителем общественного спокойствия, Павел ответил, что прошло лишь двенадцать дней с тех пор, как он пришел в Иерусалим, и целью его прихода было поклонение, а не организация беспорядков.

24:12−13 Затем он опроверг обвинение в том, что подстрекал иудеев к мятежу Ни разу ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу он не заводил дискуссии с людьми и не пытался каким-либо образом возбудить их. Таковы были факты, и никто не смог бы опровергнуть их.

24:14−17 Павел не опровергал третье обвинение, состоявшее в том, что он вождь Назорейской ереси. Он сказал, тем не менее, что в этом качестве он служил иудейскому Богу, веруя всему написанному в ВЗ. Он разделял надежды ортодоксальных иудеев, в особенности фарисеев, на то, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных. Помня об этом грядущем воскресении, он во все времена пытался сохранить свои отношения с Господом и людьми ничем не замутненными. Павел не только был далек от мысли поднять бунт среди иудеев, он пришел в Иерусалим, чтобы доставить милостыню и приношения иудеям. Он имел в виду, разумеется, пожертвования от церквей Македонии и Ахаии, предназначенные нуждающимся христианам еврейского происхождения в Иерусалиме.

24:18−19 Что же касается четвертого обвинения — в том, что он осквернил храм, Павел ответил на него так когда он совершал приношения в храм, исполняя иудейский обет, некие асийские иудеи нашли его и обвинили в том, что он привел в храм нечистого язычника. В это время апостол был один и совершал обряд очищения. Этим асийским иудеям, которые подняли мятеж против него в Иерусалиме, надлежало бы прийти в Кесарию, чтобы обвинить его, если они что имели против апостола.

24:20−21 Затем Павел потребовал от присутствовавших иудеев ясно сказать, в каких преступлениях была доказана его виновность, когда он стоял перед синедрионом в Иерусалиме. Они не могли сделать этого. Они могли бы сказать лишь, что Павел громко произнес: «...за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами». Другими словами, выдвинутые против Павла обвинения в преступлениях ложны, а то, что было в них правдой, не являлось преступлением.

24:22 Выслушав дело, Феликс встал перед дилеммой. Он знал достаточно о христианской вере, чтобы понимать, кто прав. Узник, стоявший перед ним, явно не виновен в каком бы то ни было преступлении против римских законов. Тем не менее, если он оправдает Павла, то вызовет ярость иудеев. С политической точки зрения ему важно было снискать их расположение. Поэтому он нашел повод продолжить расследование дела. Он объявил, что подождет, пока в Кесарию придет тысяченачальник Лисий. На самом деле, это была лишь тактическая уловка, позволяющая отсрочить разбирательство. Нет никаких сведений о том, появился ли тысяченачальник в Кесарии.

24:23 Завершая дело, Феликс приказал содержать Павла под стражей, но не стеснять его, позволив его близким приходить к нему и снабжать его едой и одеждой. Это, несомненно, указывает на то, что правитель не считал Павла настоящим преступником.

24:24−25 Через несколько дней после публичного слушания Феликс и его жена Друзилла организовали личную встречу с апостолом, чтобы больше узнать о христианской вере. С абсолютным бесстрашием Павел говорил с распутным правителем и его незаконной женой о правде, о воздержании и о будущем суде. Ни в общественной, ни в личной их жизни не было правды. Незнакомы они были и с воздержанием, о чем свидетельствовал их нынешний греховный союз. Их следовало предупредить о будущем суде, так как лишь в том случае, если их грехи будут прощены благодаря Крови Христовой, им удастся избежать гибели в геенне огненной.

24:25−26 Слова апостола, по-видимому подействовали на Феликса сильнее, чем на Друзиллу. Но он, хотя и пришел в страх, не уверовал в Спасителя. Он отложил принятие решения, сказав: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». Как ни печально, такое время так и не наступило, насколько об этом можно судить по Библии. Но это было не последнее свидетельство Павла Феликсу. В течение двух последующих лет, которые Павел провел в Кесарии узником, правитель не раз вызывал его к себе. В действительности Феликс надеялся, что друзья Павла дадут ему крупную взятку за освобождение этого узника.

24:27 По прошествии двух лет, в 60 г. н.э., на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие иудеям, Феликс оставил Павла узником в Кесарии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: наемный адвокат/юрист.
5  [2] — Греч. ойкумэнэ — мир, обитаемая земля, вселенная.
5  [3] — Или: ереси; то же в ст. 14.
7  [4] — Некот. рукописи добавляют: и хотели было судить его по нашему Закону. 7 Но трибун Лисий вмешался и, пользуясь властью, вырвал его из наших рук, 8 и приказал нам, его обвинителям, идти к тебе.
21  [5] — Или: кроме одного возгласа моего.
23  [6] — Или: служить ему.
24  [7] — Друзилла — сестра Ирода Агриппы II.
26  [8] — Некот. рукописи добавляют: чтобы Феликс отпустил его.
27  [9] — Порций Фест был назначен на должность прокуратора около 60 г. и умер в 62 г. по Р.Х.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.