Второзаконие 15 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В конце каждых семи лет совершайте прощение долгов.
2 Это происходит следующим образом: всякий, кто давал ближнему своему взаймы, отказывается от своего требования к нему, более не взыскивает с ближнего своего его долг, ибо прощение долгов было провозглашено перед ГОСПОДОМ.
3 Можно взыскивать долги с чужеземцев, но то, что было дано взаймы братьям вашим, израильтянам, надо прощать.
4 Только тогда и не будет бедных среди вас, потому что ГОСПОДЬ обильно благословит вас в той земле, которую Он дарует вам в наследство,
5 если будете послушны ГОСПОДУ, Богу своему, усердно исполняя каждую заповедь, которую я ныне возвещаю вам.
6 О да, благословит вас ГОСПОДЬ, Бог ваш, как и обещал, и вы сможете давать взаймы другим народам, не нуждаясь в том, чтобы самим делать долги. Вы будете господствовать над многими народами, они же над вами господствовать не смогут.
7 А если и случится такое, что в одном из ваших городов, в той земле, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам, обеднеет один из братьев ваших, тогда не оставайся безучастным и скупым не будь1 к бедному брату своему.
8 Нет, ты щедрость свою прояви и охотно дай ему взаймы столько, сколько нужно ему.
9 Пусть же не овладеет тобой недобрая мысль: мол, близок седьмой год, год прощения долгов, чтоб не стал ты из-за этого недружелюбно смотреть на бедного брата своего и не дал ему ничего. Ибо он скажет о тебе ГОСПОДУ, и грех будет на тебе!
10 Охотно давай ему, без досады на себя за свою щедрость, ведь именно за эту щедрость ГОСПОДЬ, Бог твой, и будет благословлять тебя во всех делах и трудах твоих.
11 Бедные люди в стране не переведутся, и вот тебе на сей счет мой наказ: всегда будь щедрым, не зажимай деньги в кулаке — открывай его для брата своего, израильтянина, и для всякого, кто в стране твоей живет в бедности и нужде.
12 Если кто-то из общины твоей — еврей или еврейка — продаст себя2 в рабство тебе и проработает на тебя шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить его или ее на волю.
13 Но такого человека отпускай не с пустыми руками!
14 Щедро отдели для него что-то из стада своего, сколько-то со своего гумна, из-под давильного пресса — от всего, чем благословил тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, дай ему.
15 Помни, что и ты был рабом в Египте и что ГОСПОДЬ, Бог твой, выкупил3 тебя. Потому я и велю тебе так поступать.
16 Но если твой раб по любви к тебе и твоей семье и потому, что ему было хорошо у тебя, скажет: „Не хочу уходить от тебя!“ —
17 тогда, взяв шило, проколи ему ухо у дверного косяка. Это будет знаком того, что он остается рабом у тебя навсегда; так же следует тебе поступать и с рабыней своей.
18 А когда тебе придется отпускать раба на свободу, не возмущайся, ведь он отработал у тебя шесть лет за половину той платы, которую ты должен был бы дать наемному работнику. И ГОСПОДЬ, Бог твой, благословит тебя во всех делах твоих.
19 Посвящай ГОСПОДУ, Богу твоему, всякого первенца мужского пола из твоего крупного рогатого и мелкого скота. Первенцев из стада коров не используй в работе, а первенцев мелкого скота не стриги.
20 Они для того, чтобы из года в год ты и семья твоя ели их перед ГОСПОДОМ, Богом твоим, на том месте, какое ГОСПОДЬ изберет.
21 А если у такого животного обнаружится какой-то изъян: хромота, слепота или другой какой недостаток, в жертву ГОСПОДУ, Богу твоему, приносить его нельзя.
22 Мясо такого животного ешь у себя дома. И тот, кто ритуально нечист, и кто чист могут есть его, как и мясо серны и оленя.
23 Только кровь в пищу не употребляй; выливай ее на землю, как воду.

Комментарии МакДональда

К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)

15:1−3 В конце каждого седьмого года все долги израильтян должны были быть прощены. Седьмой год, вероятно, совпадал с субботним годом. От иудеев не требовалось отменять долги иноплеменников; этот закон относился к долгам между евреями. Мэттью Генри комментирует:

«Каждый седьмой год был годом прощения, когда земля отдыхала от возделывания, и слуги отпускались на свободу. Также, помимо остальных проявлений благодати, всякий, кто занял деньги в долг и не смог выплатить их до этого времени, освобождался от своего долга. С этого момента, даже если он оказывался в состоянии, и был побуждаем совестью выплатить свой долг, тем не менее, кредитор не мог потребовать возвращения этих денег по закону». Семь является в Писании числом полноты или завершенности. Когда настала полнота времени, Бог послал Своего Сына и через Него объявил прощение грехов — «год прощения» не только для иудеев (ст. 3), но для всего человечества.

15:4−6 Стих 4, на первый взгляд, противоречит 11-му стиху. Он говорит о времени, когда в земле Израиля не будет нищих, тогда как 11 стих утверждает, что нищие будут всегда. Понять это несоответствие помогает комментарий Буллингера. Он предполагает, что стих 4 означает «не будет нищего среди вас». Иначе говоря, израильтяне должны были отпускать своих братьев по крови, оказавшихся у них в долгу, каждые семь лет, чтобы в земле не было людей, находящихся в постоянной нищете. Кредитор при этом не пострадает, потому что Господь обильно благословит его. Стих 11 указывает на то, что нищие будут среди народа всегда, отчасти в качестве наказания, отчасти — для того, чтобы научить других сострадать и делиться.

15:7−11 Тот факт, что в седьмой год все долги должны быть отменены, не должен был побуждать человека отказывать дать взаймы бедному израильтянину при приближении «года прощения». Отказать нуждающемуся было беззаконной, нечестивой мыслью, как говорится об этом в 9-м стихе. В связи с этим еврейский народ на протяжении истории был заслуженно хорошо известен заботой о своих по крови. Апостол Павел во 2 послании Коринфянам 9:7 говорит то же, что Моисей сказал в 10 стихе: «Доброхотно дающего любит Бог». Этот стих служит не только заповедью, но и обетованием, ибо Бог никогда не остается у человека в долгу. «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи 11:25).

15:12−15 Раб из евреев также должен быть отпущен в седьмой год (ст. 12−18). Но хозяин не должен был отпускать его, не снабдив его всем необходимым. Бог в изобилии обеспечил Свой народ, когда вывел его из рабства в Египте (Исх 12:35, 36), и поэтому освобожденный раб не должен был уходить с пустыми руками. Господь желает, чтобы Его люди следовали Его примеру, или, если перефразировать известную поговорку, «Поступай с ближним так, как Господь поступил с тобой».

15:16−18 С другой стороны, раб мог отказаться принять свободу и решить стать «вечным рабом по любви». Он символизировал это, позволив проколоть свое ухо шилом на косяке двери дома своего хозяина. Ценность такого служителя была в два раза выше обычного наемника.

15:19−23 Начиная со стиха 19 и до 16:17, мы читаем установления о действиях, которые должны были совершаться в месте, которое изберет Иегова, чтобы поместить там Свое имя:

1. Освящение и отделение первородного от скота (15:19−23).

2. Пасха и Праздник Опресноков (16:1−8).

3. Праздник Седмиц, или Пятидесятница (16:9−12).

4. Праздник Кущ (16:13−17).

Первенец от чистого скота должен быть принесен Господу. Людям было позволено есть свою часть жертвы, но не кровь. Животное должно было быть без пятна или порока — Богу приносилось только самое лучшее.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: не ожесточи сердца своего и не сожми руку свою.
12  [2] — Или: будет продан.
15  [3] — Или: избавил.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.