Второзаконие 20 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Когда отправитесь в поход против врагов ваших и лицом к лицу встретите силу, вас превосходящую, — войско больше вашего, коней и колесницы, — не бойтесь, ведь с вами будет ГОСПОДЬ, Бог ваш, Который вывел вас из Египта!
2 Пусть перед сражением выйдет к войску священник и скажет, ко всем обращаясь:
3 „Слушай, Израиль! Сегодня в сражение вы вступаете с врагами вашими. Не падайте же духом! Не бойтесь, не трепещите перед ними и не страшитесь их!
4 На битву эту ГОСПОДЬ, Бог ваш, выходит вместе с вами, чтобы сразиться с врагами вашими и спасти вас“.
5 А приставники должны объявить воинам: „Если кто построил новый дом, но еще не начал жить в нем,1 пусть возвращается домой. Ведь может случиться, что он падет в сражении, и кто-то другой освятит дом — отметит в нем новоселье.
6 И кто насадил виноградник, но плодами его еще не воспользовался, пусть возвращается домой: ведь если падет он в сражении, достанутся те плоды другому.
7 И тот из вас, кто успел обручиться, но еще не взял свою суженую в жены, пусть домой возвращается: ведь если падет он в сражении, кто-то другой возьмет ее в жены“.
8 И вот что еще должны сказать приставники: „Кто малодушен и робок, пусть тоже домой возвращается, дабы робость эта не передалась братьям его“.
9 После этого обращения приставников к войску военачальники примут командование.
10 Подойдя к какому-либо городу, чтобы осадить его, сначала предложите ему мирные условия.
11 Если вам скажут: „Согласны на мир!“ — и добровольно откроют ворота, тогда все жители города должны будут нести трудовую повинность, работая на вас.
12 Если же горожане отвергнут предложение о мире и решатся воевать с вами, — начинайте осаду.
13 Когда ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам победу, поразите мечом всех мужчин в городе.
14 Однако вы можете взять себе как добычу женщин, детей, скот и всё, что ни есть в том городе, — всё его добро. Можете пользоваться всем, что возьмете как военную добычу у врагов ваших, — всем, что отдал вам ГОСПОДЬ, Бог ваш.
15 Вот так вы должны поступать с городами, находящимися далеко от вас, а не с теми, которые принадлежат здешним народам.
16 В городах этих народов, землю которых ГОСПОДЬ, Бог ваш, отдает вам в наследство, не оставляйте в живых никого.
17 По повелению ГОСПОДА, Бога вашего, вы должны предать заклятию и уничтожить хеттов, амореев, ханаанеев, периззеев, хиввеев и евусеев,
18 дабы они не научили вас тем мерзостям, что сами творили в угоду своим богам, и тем не ввели вас в грех против ГОСПОДА, Бога вашего.
19 Когда предпринимаете наступление на какой-нибудь город и приходится его долго держать в осаде, не вырубайте вокруг него деревья. Их плодами вы будете питаться и потому не должны предавать их топору. Такое дерево — не воин в поле, чтобы вам нападать на него.
20 Рубите лишь те деревья, которые, как вы знаете, съедобных плодов не приносят; такие можете использовать для осадных работ против города, ведущего с вами войну, пока не падет он.

Комментарии МакДональда

П. Законы о ведении войны (Гл. 20)

20:1−8 Глава 20 является инструкцией для Божьего народа о ведении военных действий. В обязанности священников входило ободрять людей, когда те будут сражаться с врагом. От военного служения освобождались несколько категорий людей: (1) те, кто недавно построил новый дом; (2) те, кто недавно насадил виноградник и не воспользовался его плодами; (3) те, чей брак еще не вступил в законную силу; (4) кто боязлив и малодушен.

«Иудейские толкователи соглашаются в том, что позволение вернуться назад являлось действительным только в тех войнах, в которые евреи вступали по собственной воле... но не в тех, которые были назначены божественным повелением, как например против Амалика и Хананеев, в которых должен был сражаться каждый мужчина».

20:9 Поскольку в любой хорошей армии должна существовать система организации и чинов, надзиратели назначили военных начальников, чтобы вести народ.

20:10−20 Израиль должен был отличаться от других народов еще и тем, как он вел военные действия под руководством Иеговы. Эти отличия должны были в еще большей мере выделить Израиль, как святой народ, находящийся под руководством любящего Бога. Войны были необходимы, но Господь контролировал их негативные последствия. Для того, чтобы в полной мере оценить эти установления, стоит лишь изучить жестокие обычаи других народов, например, ассирийцев. Наставления определяли методы ведения войны. Обратите внимания на следующие отличия:

1. Города ... дальние и близкие (ст. 10−18). Близлежащие города, расположенные непосредственно в Обетованной Земле, представляли собой реальную угрозу, были осуждены и должны были быть подвергнуты полному уничтожению. Городам вне пределов земли, но в границах остальной территории, обещанной Аврааму, должны быть изначально предложены мирные условия. Если же жители отказывались, уничтожению подвергались только мужчины; женщины и дети оставались в живых. Такие города не представляли собой такую огромную угрозу для заражения Израиля, как те, которые располагались на его территории.

2. Плодоносные и неплодоносные деревья (ст. 19−20). Принцип заключается в том, что Израиль не должен был вести «разрушительную войну». Вместо того, чтобы заниматься абсолютным разрушением всего, они должны были сохранить то, что было полезно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: не освятил его; возможно, имеется в виду некий торжественный обряд.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.