Второзаконие 21 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Если тело убитого будет найдено в поле, в той стране, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, дает вам во владение, и неизвестно, кто убил того человека,
2 старейшины ваши и судьи должны будут пойти и замерить расстояние от тела до городов той местности.
3 После того старейшины города, который окажется ближе всех других к найденным останкам, возьмут из стада молодую корову, которую еще не использовали в работе и на которую не надевали ярмо,
4 и отведут ее в долину с текущим по ней потоком, в такую долину, где никто не пахал и не сеял, и там этой корове свернут шею.
5 Священники, сыны Левия, должны быть там впереди других (ведь их избрал ГОСПОДЬ, Бог ваш, чтобы они служили Ему и благословляли именем Его; и их слово должно быть решающим и в любой тяжбе, и во всяком деле об увечьях).
6 Тогда старейшины этого города, ближайшего к найденному телу, омоют руки над коровою, которой свернули шею у потока,
7 и клятвенно заявят: „Не проливали руки наши крови этого человека, и глаза наши не видели, как это случилось.
8 Прости, ГОСПОДИ, народу Твоему,1 Израилю, за освобождение которого Ты выкуп отдал, и пусть не ляжет вина на народ Твой, Израиль, за пролитие невинной крови сей“. Тогда не будет на вас вины в пролитии той крови.
9 Вот так среди вас будет покончено с невинной кровью, ведь вам надлежит быть людьми, которые делают то, что верно в очах ГОСПОДА.
10 Когда ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам победу над врагами вашими при каком-то сражении с ними, и вы возьмете невольников в плен,
11 может такое случиться, что ты, увидев среди пленных красивую женщину, полюбишь ее и захочешь взять ее в жены себе.
12 Ты можешь привести ее в свой дом. Пусть она острижет голову2 и обрежет ногти свои,
13 расстанется с той одеждой, в которой взята была в плен, и, живя отдельно в доме твоем, в течение полного месяца оплакивает разлуку со своими родителями. Только после этого ты можешь войти к ней, стать ее мужем и сделать ее женою своей.
14 Но если сочтешь дальнейшую жизнь с ней неприятной, пусть уходит она и живет, где сама пожелает. Ты не имеешь права ни за какие деньги продать ее или жестоко обходиться с ней, так как ты заставил ее подчиниться твоему произволу.
15 Если у человека две жены: одна любимая, а другая нелюбимая, — и обе родят от него сыновей, при этом первенцем окажется сын нелюбимой, —
16 тогда при разделе имущества между своими сыновьями человек этот не должен отнестись к сыну любимой жены как к первенцу, предпочтя его сыну нелюбимой, тому, кто действительно первенец.
17 Нет, он обязан признать первенцем сына той женщины, которую он недолюбливал, выделив ему двойную долю из всего имущества своего, ведь этот сын — первый плод его зрелости, и ему принадлежат права первенца.
18 Если у кого сын строптив и непокорен, увещеваниям отца и матери не внемлет и, как ни наказывали они его, не исправляется,
19 родителям надлежит, взяв его с помощью приставников, привести к старейшинам, к городским воротам,
20 и сказать отцам города: „Сын наш строптив и непокорен, не внемлет нашим увещеваниям. Он мот и пьяница“.
21 Тогда мужчины того города должны побить его камнями до смерти. Зло сие надлежит вам искоренить; и когда о случившемся узнают все израильтяне, это послужит для них предостережением.
22 Если кто-либо совершит преступление, караемое смертью, и будет казнен, а затем повешен на дереве,3
23 тело его нельзя оставлять на дереве на всю ночь. Следует непременно захоронить его в тот же день, ибо Богом проклят всякий повешенный на дереве. 4 Вы не должны, лишив захоронения хотя бы даже и преступника, осквернять землю, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, дает вам как наследство.

Комментарии МакДональда

Р. Различные законы (Гл. 21−25)

1. Искупление нераскрытого убийства (21:1−9)

Если был найден убитый человек, а убийца был неизвестен, старейшины ближайшего города должны были совершить обряд омовения. Они приводили телицу в дикую долину с проточной водой и там закалывали ее. Омывая руки свои над головой телицы, они провозглашали свою невиновность в совершенном преступлении и просили, чтобы вина за кровопролитие не была взыскана с них. Даже когда вина отдельного человека не могла быть определена, существовала вина всего общества, которую было необходимо смыть: земля должна была быть очищена от осквернения кровью. Это становилось обязанностью ближайшего города.

Кто-то назвал стихи 1−9 «Великим Божьим судом о Его Сыне». Израиль виновен в пролитии крови при смерти Христа и должен быть очищен праведным образом.

2. Пленницы, захваченные в военных действиях (21:10−14)

Израильтянам было позволено брать в жены женщину, красивую видом, захваченную в войне, после того, как она прошла обряд церемониального очищения и отделения. (Но этот отрывок не относится к женщинам-обитательницам Ханаана). Этот брак был, своего рода, испытательным: позднее мужчина мог отпустить свою жену, если она была ему не угодна. Однако он не мог продать ее или сделать ее рабыней.

3. Права перворожденного (21:15−17)

Сын нелюбимой жены не мог быть лишен своего права первородства, если он был первенцем. Эти стихи не являются доказательством того, что Бог одобряет многоженство, но лишь указывают на то, что Он защищает право первородства даже при существовании нескольких брачных связей. Иногда Бог Своей суверенной властью избирал благословить младшего в семье, оставляя первенца в стороне, как, например, в истории с Иаковом и Исавом, или Ефремом и Манассией. Тем не менее, такие случаи являются исключениями, основанными на особом Божьем избрании, а не правилом, которое установлено в этих стихах.

4. Упрямые и непокорные сыновья (21:18−21)

Буйный и непокорный сын должен был быть побит камнями до смерти, если был признан виновным старейшинами города. Сравните это с приемом, оказанным блудному сыну в Евангелии от Луки 15.

5. Тела повешенных преступников (21:22−23)

Этот текст, несомненно, указывает на будущее, на Христа. Будучи невинным, Он был повешен на дереве. Он понес на Себе проклятие, которое должно было быть возложено на нас. Его тело не осталось ночевать на кресте (см. Иоанна 19:31).

Тому, кто пострадал на древе, Чтобы ценой Своей души нас искупить,

Благословение, хвала и слава, Достоин Агнец, ибо заклан был!

Тому, кто Сыном на престол взошел Все силы на земле и небесах поют Честь и величие, и силу, Достоин Агнец, ибо заклан был! Джеймс Монтгомери

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Или: восстанови, Господи, нарушенное грехом единение (с Тобой) народа Твоего; здесь используется евр. кафар — см. примеч. «б» к Лев 1:4.
12  [2] — Предъявляемое к пленнице требование остричь голову, как и остальные требования, возможно, было знаком того, что она порывает с прошлой жизнью и обычаями, готовясь быть сопричисленной к народу Господнему. Уже одно это может говорить о том, что город, где она жила, находился за пределами земли ханаанской и не относился к числу тех городов, жители которых подпадали под заклятие, т. е. истребление (см. 20:15).
22  [3] — Или: на столбе; то же в ст. 23.
23  [4] — Букв.: проклятие Божье (на всяком)… — вероятно, имеется в виду, что не одно лишь повешение было следствием проклятия: оно, как и потеря права на жизнь, лежит на каждом нарушителе Закона Божьего. По мнению некоторых комментаторов, слова «проклятие Божье» могут пониматься как «оскорбление Бога», наносимое Ему всякий раз, когда обезображенное тело человека, созданного по образу Божьему, выставляли всем напоказ. Такое унижение (хотя бы и преступника) имело свои пределы. Тело требовалось захоронить, чтобы приостановить осквернение всего того, что его окружало. И дело здесь главным образом не в том, что оно разлагается, а в том, что оно, продолжая напоминать о преступлении и наказании, символически переносит это и на всю страну.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.