Под редакцией Кулаковых
1 Не может быть принят1 в общину ГОСПОДНЮ ни один мужчина, у которого повреждены яички или отрезан член.
2 И всякий незаконнорожденный тоже не может быть принят в общину ГОСПОДНЮ, также и все потомки его, вплоть до десятого поколения, не могут быть сопричислены к общине ГОСПОДНЕЙ.
3 Не могут быть приняты в общину ГОСПОДНЮ и аммонитянин, и моавитянин, равно и все потомки их вплоть до десятого поколения; и это на все времена.
4 Они ведь, когда вы шли из Египта, отказали вам в хлебе и воде; более того, наняли Валаама, сына Беора, из Петора месопотамского, чтобы призвал он на вас проклятия.
5 (Но ГОСПОДЬ, Бог ваш, не стал слушать его и обратил проклятия в благословения, ибо любит вас ГОСПОДЬ, Бог ваш.)
6 Во все дни ваши даже не пытайтесь ладить с ними или делать что-либо доброе для них.
7 А вот эдомитянина не презирайте, ибо он брат ваш. Также и египтянина, в стране которого вы были людьми пришлыми, — и его не презирайте.
8 Потомки египтян в третьем поколении могут быть приняты в общину ГОСПОДНЮ.
9 Когда вы разобьете стоянку, готовясь к сражению с врагом, остерегайтесь любого осквернения.
10 Если случится у кого-либо из вас извержение семени ночью и станет нечист он,2 должен тот выйти за стан и не возвращаться,
11 пока не наступят сумерки и он не омоет тело свое водой. После захода солнца он может вернуться в стан.
12 За станом у вас должно быть место, куда вы могли бы выходить по нужде.
13 Каждому в его снаряжении надо иметь лопатку, чтобы, выйдя за стан, он мог вырыть ямку для отправления нужды, а потом закопать в ней то, что извергнуто им.
14 Ведь ГОСПОДЬ, Бог ваш, идет вместе со станом вашим, чтобы спасать вас и даровать вам победу над врагами вашими; а потому стан ваш должен быть свят, чтобы не увидел Бог у вас чего-либо непристойного и не отвернулся от вас.
15 Не выдавай хозяину раба, который от него убежал к тебе, чтобы укрыться.
16 Позволь ему остаться среди вас в любом из ваших городов, по его выбору; не притесняй его.
17 Ни одной израильтянке нельзя быть жрицей любви в языческом святилище, и ни один израильтянин не должен продавать тело свое в капищах языческих.
18 Нельзя приносить в Святилище3 ГОСПОДА, Бога твоего, ни по какому обету деньги, заработанные продажной женщиной, как и плату, полученную таким же мужчиной,4 ибо ГОСПОДУ, Богу твоему, всё это отвратительно.
19 Давая в долг братьям своим, израильтянам, не требуй процентов с них — ни за серебро, ни за хлеб, вообще ни за какие иные вещи, которые дают под проценты.
20 С человека пришлого ты можешь взимать проценты, а с братьев своих никаких процентов не взимай; тогда ГОСПОДЬ, Бог твой, благословит тебя во всяком труде твоем в той стране, завладеть которой идешь.
21 Когда даешь обет ГОСПОДУ, Богу твоему, не медли с его исполнением; ГОСПОДЬ, Бог твой, не преминет спросить с тебя — удерживать обещанное грешно.
22 В том нет греха, если ты удержался от того, чтобы дать обет.
23 Но слово, слетевшее с языка, ты должен непременно исполнить; и исполнить это так точно, как ты своими собственными устами добровольно обещал ГОСПОДУ, Богу твоему.
24 Случись тебе оказаться в винограднике ближнего своего, есть виноград там можешь сколько угодно, пока не наешься, но класть себе в корзину нельзя.
25 И если будешь проходить по ниве ближнего своего, то опять же можешь срывать колосья руками, но пускать в ход серп, когда там хлеб на корню, нельзя.
Комментарии МакДональда
8. Отлучённые от общества (23:1−8)
Отлученные от вхождения в общество Господне не обладали полными правами гражданина и не могли принимать участие в общем поклонении Богу. К ним относились: (1) мужчина с поврежденными или уничтоженными детородными органами; (2) потомки блудницы, — то есть, дети от внебрачной связи; (3) аммонитянин и моавитянин; (4) идумеянин и египтянин. В стихе 4 сказано, что моавитяне «не встретили [израильтян] хлебом и водою на пути», в то время как Второзаконие 2:29 указывает на то, что некоторые моавитяне продавали иудеям продовольствие. «Встретить хлебом и водою» — идиоматическое выражение, означающее «оказать гостеприимство». Этого моавитяне не сделали.
Евнухи были отлучены от общества Господня. Незаконнорожденные дети, а также потомки моавитян и аммонитян были отлучены от общества до десятого поколения. Потомки идумеев и египтян могли войти в общество после третьего поколения. Тем не менее, у этих правил были свои исключения, когда отдельные личности обращались к Иегове. Среди отважных мужей царя Давида были и аммонитянин, и моавитянин (1Пар 11:39, 46). Некоторые полагают, что правила отлучения относились только к мужчинам, и поэтому были не применимы, например, к Руфь. Некоторые также считают, что «десятое поколение» является образным выражением, означающим неопределенно долгий срок.
9. Чистота в стане (23:9−14)
Стих 9 предостерегает против искушений, с которыми сталкиваются мужчины, находящиеся далеко от дома на военной службе. (Или, возможно, он служит вступлением к стихам 10−14).
Закон о ночном семяизвержении указывает на то, с каким священным благоговением должно почитаться воспроизводство жизни.
Каждый воин, вместе с оружием, должен был носить с собой лопатку для поддержания санитарии в лагере. Все экскременты должны были быть немедленно засыпаны землей. Если бы все армии на протяжении истории следовали этому простому правилу, человечество избежало бы распространения многих губительных эпидемий.
10. Социальные и религиозные законы (23:15−25)
23:15−16 Чужого слугу, убежавшего на свободу, иудеи не должны были возвращать к его хозяину. Таким образом Израиль должен был служить убежищем для притесненных.
23:17−18 Мужская или женская проституция была недопустима, и деньги, заработанные таким нечестивым образом, никогда не должны были вноситься в дом Господа Бога в качестве цены обета. «Псом» назывался мужчина, занимавшийся проституцией.
23:19−20 Иудеи не должны были взимать проценты с чего-либо, отданного ими взаймы другому иудею, хотя им разрешалось взимать проценты с иноземцев. Это более широкое истолкование установления, данного ранее в книге Исход 22:25, которое запрещало взимать проценты с бедных.
23:21−23 Обеты совершались добровольно. Человек не был обязан давать обет Господу Богу, но, дав его, был обязан исполнить его.
23:24−25 Путешественники могли насытиться плодами виноградника, чтобы утолить свой голод и жажду, но не имели права собирать что-либо в сосуд. По тому же принципу, они могли собирать колосья на поле для еды, но только то, что они могли собрать руками, не используя серпа. В дни Иисуса Христа Его двенадцать апостолов воспользовались этой привилегией (Марк 2:23).