Второзаконие 25 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Положим, два человека обращаются в суд со своей тяжбой, и одного из них там признают правым, а другого виновным.
2 Если виновный подлежит телесному наказанию, его по распоряжению судьи и на глазах у того кладут вниз лицом и дают ему столько ударов, сколько заслуживает его преступление.
3 До сорока ударов ему могут присудить, но не более, чтобы из-за большего числа ударов, нанесенных твоему брату, израильтянину, он не оказался унижен пред всеми.
4 Не завязывай рта волу, когда он молотит зерно.
5 Когда братья живут вместе на одном и том же земельном участке и один из них умирает, не оставив после себя наследника, то его вдова не может выйти замуж на стороне, за чужого человека. Брат покойного мужа ее должен пойти к ней, взять ее в жены и выполнить по отношению к ней обязанности деверя.
6 Однако первенец, которого она родит в этом браке, продолжит род1 умершего брата, чтобы имя его не исчезло бесследно в Израиле.
7 Если же брат покойного не захочет взять невестку в жены, пусть она пойдет к городским воротам и скажет старейшинам города: „Деверь мой отказывается продолжить род брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне“.
8 Тогда старейшины того города должны будут позвать его и поговорить с ним. Если же он заупрямится и будет стоять на своем: не хочу, мол, брать ее,
9 пусть невестка подойдет к нему и на виду у старейшин снимет с ноги его сандалию, плюнет ему в лицо и скажет: „Вот так воздают тому, кто отказывается созидать семью брату своему“.
10 И род такого человека будет называться в Израиле „родом2 разутого“.
11 Если во время драки двух мужчин жена одного из них, пытаясь помочь своему мужу, схватит напавшего на него за причинное место,
12 следует отрубить ей руку — не жалейте ее.
13 Не носи в суме своей двух разных мер, гирь больших и малых.
14 Также и в доме твоем не должно быть двух разных эф, большей и малой.
15 Гиря у тебя должна быть всегда безупречно точного веса, и эфа ваша должна быть верного, точного размера; и тогда будешь наслаждаться долгою жизнью на земле, которую дарует тебе ГОСПОДЬ, Бог твой.
16 Всякий, кто это делает, кто допускает нечестность, мерзок ГОСПОДУ, Богу твоему.
17 Помните, как поступили с вами амалекитяне, когда шли вы из Египта,
18 как они напали на вас в пути, — на тех, что шли позади всех, слабых и измученных, и не побоялись они Бога!
19 Потому вы, когда ГОСПОДЬ, Бог ваш, даст вам покой, защитив со всех сторон от всех врагов ваших, в той земле, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам в наследство, сделайте так, чтобы нигде под небесами и памяти об амалекитянах не осталось. Не забудьте!

Комментарии МакДональда

25:1−3 Когда обидчик был признан виновным и приговорен к наказанию побоями, он не должен получить более сорока ударов. Иудеи обычно ограничивали наказание тридцатью девятью ударами, на тот случай, чтобы, если вдруг произойдет ошибка при счете, не преступить это установление (см. 2Кор 11:24).

25:4 Волу, который молотил зерно, не должны были закрывать рот, а, наоборот, разрешать съедать некоторое количества зерна при молотьбе. Апостол Павел цитирует этот стих в 1 Коринфянам 9:9−11, говоря о том, что человек, который трудится на духовном поприще, должен иметь обеспечение в материальных нуждах. Так Павел напоминает нам о том, что закон имеет и духовную сторону. Однако это не уменьшает прямого значения текста, а только показывает, что, зачастую, если посмотреть глубже, то можно увидеть и духовный урок. Усердный ученик будет искать, найдет и усвоит это важное духовное наставление.

13. Закон левирата (25:5−10)

Если израильтянин умирал, оставив свою вдову без сына, существовала опасность, что его имя могло исчезнуть из истории Израиля и его имущество уходило из семьи. Поэтому брат умершего должен был жениться на вдове. Такой обычай левирата — женитьбы на вдове покойного брата, — существовал у многих древних народов. Если же брат не соглашался сделать это, тогда вдова обращалась к старейшинам города и объявляла им об этом. Мужчину призывали перед старейшинами и давали возможность подтвердить свое нежелание. Если он настаивал на своем отказе, вдова снимала один из его сандалий и плевала ему в лицо. С того момента он был известен под прозвищем своего позора за свое нежелание продлить род брата.

Левит 20:21 запрещает мужчине жениться на жене своего брата; здесь Писание повелевает ему сделать это. Запрещение в книге Левит, несомненно, относится к тому случаю, когда муж женщины был жив, Второзаконие же говорит о том, когда муж умирал, не оставив наследника мужского пола.

14. Три особых закона (25:11−19)

25:11−12 Если женщина вмешивалась в драку, в которой участвовал ее муж, хватая мужчину бесстыдным образом, ее рука, совершившая это, должна быть отсечена. Подобное действие женщины могло поставить под угрозу способность мужчины произвести наследника, — именно поэтому следовало такое суровое наказание.

25:13−16 Закон требует честных мер и весов. Часто торговцы имели два набора гирь и весов: один для покупки, другой для продажи. Это было мерзостью пред Господом.

25:17−19 Потомки Амалика должны были быть полностью уничтожены за его обман и жестокость (Исх 17:8−16). Израилю заповедано не забыть уничтожить амаликитян, но, похоже, они все-таки забыли. Саул не повиновался Господу, не уничтожив их в свое царствование (1Цар 15). Более того, сыны Израилевы «побили уцелевший там остаток Амаликитян» только в дни Иезекии (1Пар 4:43).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: имя; то же в ст. 7.
10  [2] — Букв.: домом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.