Под редакцией Кулаковых
1 Земли, что по жребию достались потомкам Иуды и были поделены между семействами этого колена, простирались далеко на юг, до границы с Эдомом и пустыни Цин.1
2 Южная окраина их владений начиналась у южного берега Соленого моря2 (у простирающегося на юг залива).
3 Далее проходила она по южной части нагорья Акраббим ( Скорпионов ), затем по пустыне Цин, к югу от Кадеш-Барнеа, оттуда шла к Хецрону, потом поднималась к Аддару и поворачивала к Каркаа,
4 затем шла через Ацмон к руслу реки Египетской и заканчивалась у Великого моря.3 Таков их4 южный предел.
5 Восточной их границей было побережье Соленого моря до устья Иордана, а северная граница начиналась от берега моря, от устья Иордана.
6 Затем линия границы поднималась к Бет-Хогле, проходила вдоль северной стороны Бет-Аравы и восходила к Камню Бохана, сына Рувимова.
7 Потом она поднималась к Девиру из долины Ахор, сворачивала на север в сторону Гилгала, что напротив нагорья Адуммим, на юге долины. Затем граница подходила к водам Эн-Шемеша и простиралась5 до Эн-Рогеля.
8 Оттуда, пересекая долину Бен-Хинном вдоль южного склона города евусеев (то есть Иерусалима), поднималась она на вершину горы, что на западе долины Хинном, северной окраины долины рефаимов.
9 От горной вершины линия северной границы проведена была до водного источника Нефтоах и затем поднималась к городам горы6 Эфрон, сворачивая потом к Баале (или Кирьят-Еариму).
10 От Баалы же шла на запад, к горе Сеир, а потом вдоль северного склона холма, на котором стоял Еарим (или Кесалон), после чего спускалась к Бет-Шемешу и проходила через Тимну.
11 Затем линия границы шла по северному склону Экрона и поворачивала к Шиккероне, далее же доходила до горы Баала, потом — к Явнеэлю и заканчивалась у моря.
12 Западным пределом было побережье Великого моря. Таковы границы земли, поделенной между семействами потомков Иуды.7
13 А Халеву, сыну Ефуннэ, Иисус отдал часть земель среди владений, отведенных потомкам Иуды, как повелел ему ГОСПОДЬ, и прежде всего Кирьят-Арбу ( город Арбы, отца Анака), то есть Хеврон.
14 Халев изгнал оттуда трех правителей из рода8 Анака: Шешая, Ахимана и Талмая, потомков Анака.
15 Потом выступил он против жителей Девира (старое название Девира — Кирьят-Сефер).
16 Перед боем Халев объявил: «Тому, кто нападет на Кирьят-Сефер и возьмет его, я отдам в жены свою дочь Ахсу».
17 Отниэль, сын Кеназа, брат Халева, захватил этот город, и Халев отдал Отниэлю в жены свою дочь Ахсу.
18 Однажды она пришла, чтобы выпросить у отца еще земли.9 Когда сошла она со своего осла, Халев спросил ее о том, чего она желает.
19 «Прошу тебя о благословенном даре,10 — отвечала она, — ты дал мне земли в Негеве,11 так дай мне и водные источники». И он отдал ей верхние и нижние источники.12
20 Таково наследие колена Иуды, поделенное между семействами его потомков.
21 Вот селения, принадлежащие колену Иуды вдоль границы с Эдомом, на юге: Кавцеэль, Эдер13 и Ягур,
22 Кина, Димона, Адада,
23 Кедеш, Хацор и Итнан,
24 Зиф, Телем и Беалот,
25 Хацор-Хадатта, Керийот-Хецрон (то есть Хацор),
26 Амам, Шема и Молада,
27 Хацар-Гадда, Хешмон и Бет-Пелет,
28 Хацар-Шуаль, Беэр-Шева и Бизьйотея,14
29 Баала, Иим и Эцем,
30 Эльтолад, Кесиль и Хорма,
31 Циклаг, Мадманна и Сансанна,
32 Леваот, Шилхим, Аин и Риммон всего двадцать девять селений с окрестностями.15
33 Вот селения в низинах: Эштаол, Цора и Ашна,
34 Заноах, Эн-Ганним, Таппуах и Энам,
35 Ярмут, Адуллам, Сохо и Азека,
36 Шаараим, Адитаим, Гедера и Гедеротаим16 четырнадцать селений с окрестностями.
37 А также Ценан, Хадаша, Мигдаль-Гад,
38 Дилян, Мицпе и Йоктеэль,
39 Лахиш, Боцкат и Эглон,
40 Каббон, Лахмас и Китлиш,
41 Гедерот, Бет-Дагон, Наама и Маккеда шестнадцать селений с окрестностями.
42 Еще Ливна, Этер и Ашан,
43 Ифтах, Ашна и Нецив,
44 Кеила, Ахзив и Мареша девять селений с окрестностями.
45 Во владении потомков Иуды был и Экрон с подвластными ему селениями и окрестностями,
46 от Экрона в сторону моря17 все селения близ Ашдода с их окрестностями,
47 сам Ашдод с его селениями и окрестностями и Газа с подвластными ей селениями и окрестностями до самого потока Египетского и побережья Великого моря.18
48 В нагорьях: Шамир, Яттир и Сохо,
49 Данна, Кирьят-Санна (то есть Девир),
50 Анав, Эштемо и Аним,
51 Гошен, Холон и Гило одиннадцать селений с окрестностями.
52 Также Арав, Дума19 и Эшан,
53 Янум, Бет-Таппуах и Афека,
54 Хумта, Кирьят-Арба (то есть Хеврон) и Циор девять селений с окрестностями.
55 Еще Маон, Кармил, Зиф и Ютта,
56 Изреэль, Йокдеам и Заноах,
57 Каин, Гива и Тимна десять селений с окрестностями;
58 Халхул, Бет-Цур и Гедор,
59 Маарат, Бет-Анот и Эльтекон шесть селений с окрестностями.20
60 Кирьят-Баал (то есть Кирьят-Еарим) и Рабба еще два селения с окрестностями.
61 Города потомков Иуды, расположенные в пустыне: Бет-Арава, Миддин и Секаха,
62 Нившан, Город Соли21 и Эн-Геди всего шесть селений с окрестностями.
63 Однако не смогли потомки Иуды отвоевать Иерусалим у евусеев. Те и поныне живут в Иерусалиме, среди израильтян из колена Иуды.
Комментарии МакДональда
15:1−12 Границы Иуды описаны в стихах 1−12. В наше время очертить их с точностью не представляется возможным. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос, зачем все эти подробности изложены в Библии. Ответ конечно же состоит в том, что все эти подробности представляются важными в глазах Бога. Они богодухновенны и полезны, полны ценных духовных уроков.
15:13−20 В 14 стихе записан захват Халевом Хеврона. Он предложил свою дочь Ахсу любому, кто захватит Кириаф-Сефер (Давир) (ст. 16). Племянник Халева, Гофониил, захватил город и получил невесту (ст. 17). Позже он стал первым судьей Израиля (Суд 3:9). Ахса убедила Гофониила попросить у ее отца поле (ст. 18). Ее слова «ты дал мне землю полуденную» свидетельствуют о том, что Гофониил это сделал и получил поле. Затем Ахса попросила верхние и нижние источники, чтобы поливать эту землю.
Некоторые города, такие как Давир и Хеврон, пришлось завоевывать несколько раз из-за партизанского противостояния Хананеев (см. пояснения к 10 главе). Также стоит заострить внимание на том, что существовало несколько городов с одинаковым названием (напр.,
Давир).
15:21−63 Города, расположенные на территории Иуды, перечислены в стихах 21−63. Некоторые из этих городов должны быть нам знакомы из нашего изучения патриархов: Хеврон (ст. 54) (также называемый Кириаф-Арба и Мамре) был известен Аврааму, Исааку и Иакову (Быт 13:18; Быт 35:27), и они все были там захоронены (Быт 23:17−20). Вероятно поэтому он был так дорог Халеву, обладавшему духовной проницательностью. Вирсавия (ст. 28) означает «колодец клятвы», патриархи проводили много времени в этом городе. Это было место обновления, восстановления и отдыха (Быт 21:31; Быт 26:33; Быт 46:1). Иерусалим (ст. 63) удерживался Иевусеями. Только во время правления Давида их наконец-то вытеснили из Иерусалима (2Цар 5:6−7).
Эти города стали для Иуды богатым наследием и послужили мощным стимулом к укреплению их веры. Бог Авраама, Исаака и Иакова находился среди их детей для того, чтобы исполнить Свое давнее обетование.
Пересчитав города, перечисленные в стихах 21−32, мы обнаружим, что там их тридцать восемь, хотя в 32-м стихе говорится, что их только двадцать девять. Девять из этих городов принадлежали Симеону, чей удел находился внутри границ Иуды (19:1−9). Поэтому остается двадцать девять городов, которые принадлежали Иуде. Подобная проблема с числами встречается в стихах 33−36, где перечислено пятнадцать городов, но возможно Гедера и Гедерофаим — это названия одного и того же города, таким образом в общем получается четырнадцать городов, упомянутых в стихе 36.
Обратите особое внимание на последний стих. Верхняя часть города, гора Сион, не была занята до времени правления Давида. Нижняя часть города Иерусалим, была занята Иудой (Суд 1:8), а впоследствии захвачена Иевусеями (Суд 1:21). Упоминается, что Иерусалим принадлежал как Вениамину (18:28), так и Иуде; он находился на границе, разделявшей эти два колена.