Откровение 22 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Показал мне ангел реку1 воды жизни, прозрачную, как кристалл.2 Она начинается от престола Бога и Агнца.
2 На обоих берегах реки, протекающей посередине улицы города Божия, растет древо жизни. Двенадцать раз в году приносит оно народам плоды (каждый месяц — новые) и целебные листья.3
3 Ничего не будет в том городе проклятого. Воздвигнется там престол Бога и Агнца, и будут служить и поклоняться Ему слуги Его.
4 Увидят они лицо Его, и имя Его будет на челе у них.
5 Ночей там больше не будет, и не понадобится людям уже ни светильников свет, ни свет солнца, ибо Господь Бог воссияет над ними. И будут царствовать они во веки веков.
6 «Верны эти слова, — заключил ангел, — и истинны. Потому и послал меня, ангела Своего, Господь Бог, вдохновлявший пророков,4 показать слугам Своим, чему надлежит произойти вскоре».
7 «Вот, Я скоро приду!говорит Иисус. — Блажен, кто в сердце хранит пророческие слова книги этой!»
8 Я, Иоанн, сам всё это слышал и видел. Потрясенный всем, что показал мне ангел, я у ног его пал на колени, чтобы поклониться ему.5
9 Но он удержал меня: «Не делай этого! Я ведь только соработник твой и твоих братьев-пророков и всех тех, кто в сердце хранит слова этой книги. Богу поклонись!»
10 И сказал мне: «Не запечатывай слов пророчества книги этой, ибо время их исполнения близко!
11 А пока грешник пусть еще грешит и порочный продолжает дальше пребывать в своих пороках, но праведный пусть и впредь поступает праведно и святой не перестает освящаться!»
12 «Вот, Я скоро приду,сказал Иисус, — награда и возмездие Мое будет со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
13 Я — Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец.
14 Блаженны те, кто кровью Моей одежды свои омывает:6 имеют они право на древо жизни и в город могут войти через врата.
15 А псы и чародеи, блудники и убийцы, идолопоклонники и все, кто любит ложь и ложью живет, — не попадут они в город.7
16 Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это в церквах.8 Я — Потомок Давидов, Побег от корня его,9 Звезда сияющая, Звезда утренняя.
17 И Дух, и Невеста взывают: „Приди!“ И всякий слышащий это пусть тоже скажет: „Приди!“ И да придут все жаждущие и чающие:10 пусть пьют они воду жизни, Богом даруемую!
18 Но всякому, кто слышит слова этой книги пророчеств, свидетельствую: если кто добавит что-то к ним, пошлет Бог на того бедствия, описанные в книге этой.
19 И если отнимет кто от слов пророчества этого,11 не допустит Бог того к древу жизни12 и в город святой не войдет он, не обретет он ничего из того, что описано в книге этой».13
20 Обо всем этом Свидетельствующий говорит: «Вот, Я скоро приду!»

Аминь, приди, Господь наш Иисус!

21 Благодать Господа Иисуса да будет со всеми!14

Комментарии МакДональда

22:1−2 Чистая река воды живой течет среди улицы его от престола Бога и Агнца. По обеим сторонам реки растет дерево жизни с двенадцатью различными плодами, есть которые более не запрещено. Это дает основание предполагать, что Бог обеспечивает питание на каждый сезон. Листья дерева — для исцеления народов — метафорическое выражение, говорящее о том, что они будут вечно здоровы.

22:3−5 А. Т. Пиерсон дает такое обобщение: «И ничего уже не будет проклятого» — полное отсутствие греха; «но престол Бога и Агнца будет в нем» — совершенное правительство; «и рабы Его будут служить Ему» — совершенное служение; «они узрят лицо Его» — совершенное общение; «имя Его будет на челах их» — совершенное сходство; «и ночи не будет там» — совершенное блаженство; «и будут царствовать вовеки веков» — совершенная слава. (Pierson, The Ministry of Keswick, First Series, p. 144.)

П. Заключительные предупреждения, утешения, приглашения и благословения (22:6−21)

22:6 Ангел-истолкователь опять напоминает Иоанну об истинности всего откровения. Господь Бог послал ангела Своего показать рабам Своим панораму событий, которые должны совершиться вскоре.

22:7 Кульминационным моментом, вершиной всего этого будет славный приход Спасителя. Он уверяет нас, что придет скоро. Это может означать, что Он придет или скоро, или вдруг; «скоро» здесь более подходит. Особое блаженство будет даровано каждому, соблюдающему слова пророчества сего.

Мы делаем это, когда живем надеждой на Его пришествие.

22:8−9 Когда Иоанн увидел и услышал это, он пал к ногам ангела, но ангел запретил ему это делать. Ангел — всего лишь творение; поклоняться же нужно только Богу.

22:10 Иоанну не следовало запечатывать это пророчество, ибо время исполнения его близко. Запечатать — значит отложить его провозглашение.

22:11 Когда наступит время его исполнения, неправедные еще больше укоренятся в своей нераскаянности.

Нечистые лишатся возможности исправиться, когда Господь вернется на землю. Но праведные будут продолжать жить праведно, и святые будут продолжать жить свято.

22:12−13 И вновь Господь объявляет о Своем скором пришествии, на этот раз с обещанием воздать каждому по делам его. Опять Он говорит о Себе как об Альфе и Омеге. Тот же, Кто сотворил все, задернет занавес на арене времени.

22:14 Есть два варианта этого стиха: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его» и «Блаженны омывшие одежды свои». Нигде мы не читаем, что спасение можно заслужить делами; скорее, дела служат плодом и доказательством спасения. Только истинные верующие имеют доступ к древу жизни и право на вход в вечный город.

22:15 Псы, чародеи, любодеи, убийцы, идолослужители и лжецы навсегда будут изгнаны с неба. Под псами здесь могут подразумеваться блудники (Втор 23:18), нечистые язычники (Мф 15:26) или обрезанные по еврейскому обычаю (Флп 3:2).

22:16 Господь послал Своего ангела с вестью к церквам. Он говорит о Себе как о корне и потомке Давида. Что касается Его Божественной природы, то Он Творец Давида; что касается Его человеческой природы, Он — потомок Давида. Звезда светлая и утренняя появляется на небе до восхода солнца. Как Звезда светлая и утренняя, Христос сначала придет к Церкви; это произойдет во время восхищения.

Позже Он придет на землю как Солнце правды с исцелением в Его лучах (Мал 4:2).

22:17 Этот стих можно понимать двояко. Это может быть евангельский призыв ко всем, когда и Дух, и Невеста, и слышавший умоляют жаждущих прийти к Христу за спасением.

Или же все три личности, которые повторяют слово «приди», умоляют Христа прийти, а вслед за этим приглашают неспасенных прийти к Нему, получить воду жизни (спасение) и таким образом приготовиться к Его пришествию.

22:18−19 Если люди добавят что-нибудь к написанному в этой книге Откровения, они будут страдать от язв, описанных в ней. Так как темы этой книги тесно связаны со всей Библией, то этот стих служит обвинением всякой попытке исказить Слово Божье. Такое же наказание объявляется всякому, кто отнимет что-то от этого пророчества.

Это относится не к незначительным различиям в переводе, но к прямому отрицанию богодухновенности и завершенности Библии. Наказание за это — вечная смерть. У того Бог отнимет участие в древе жизни. Это значит, что он никогда не разделит блаженство тех, кто имеет жизнь вечную. («Книга жизни», как читаем здесь, не подтверждается в греческом! Последние шесть стихов отсутствовали в греческой копии Откровения у Эразма, поэтому он перевел эти стихи из латинской Вульгаты. Это самый неудачный вариант перевода. Он искажает весь «цикл», то есть Божий план отлучения человека от древа жизни в Бытие 3, а затем восстановления древа для святых Его в конце последней главы Библии.)

22:20 Откровение заканчивается обетованием и благословением. Обетование заключается в том, что Господь Иисус грядет скоро. Как уже отмечалось, это может означать «скоро» или «неожиданно». Надежда на неожиданное возвращение не возбудит такого ожидания или бдительности, как надежда на скорое возвращение. Всякий искупленный отзывается на блаженную надежду: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» Как Бытие — книга начала, так Откровение — книга завершения. Темы, представленные в первой книге, достигли осуществления в последней.

Обратите внимание на следующее:

БЫТИЕОТКРОВЕНИЕ
Сотворение неба и земли (Быт 1:1).Уничтожение неба и земли (Откр 21:1).
Начало царствования сатаны на земле (Быт 3:1−7).Сотворение нового неба и новой земли (Откр 21:1).
Грех входит в мир (Быт 3:17−19).Сатана ввержен в озеро огненное (Откр 20:10).
Проклятие творения (Быт 3:17−19).Грех изгнан (Откр 21:27).
Право на древо жизни утеряно (Быт 3:24).Проклятие снято (Откр 22:3).
Изгнание человека из Едемского сада (Быт 3:24).Доступ к древу жизни восстановлен (Откр 22:2.19).
Смерть входит в мир (Быт 4:1).Человек приглашается назад (в рай) (Откр 22:1−7). Смерти уже не будет (Откр 21:4).
Брак первого Адама (Быт 4:1).Брак последнего Адама (Откр 19:7).
Скорбь входит в мир (Быт 3:16).Скорби уже не будет (Откр 21:4).

22:21 А теперь мы подошли к последнему благословению этой чудной книги Откровения и Слова Божьего.

Это мирное окончание книги, наполненной громами святого наказания.

Иоанн желает, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывала с Божьим народом. В манускриптах есть три интересных варианта этого стиха:

1. Согласно критическому тексту, Иоанн желает, чтобы благодать Христа пребывала со всеми, что едва ли соответствует представленной в Откровении теме о гневе, который угрожает большинству.

2. Традиционные варианты (TR, KJV,) лучше. Благодать Христа желается «всем вам». Большинство слушающих и читающих Откровение — истинные верующие.

3. В свете острых контрастов между святыми и грешниками в этой книге самый лучший вариант находим в большинстве текстов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми. Аминь».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: чистую реку.
1  [2] — Или: сверкающую, ка к хрусталь.
2  [3] — Букв.: дерево жизни, приносящее плоды двенадцать (раз; или: сортов); каждый месяц дающее плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.
6  [4] — Букв.: Бог духов/проявлений Духа (или: духа) пророков. В некот. рукописях: Бог святых пророков.
8  [5] — Букв.: и когда услышал и увидел (всё это), я пал, чтобы поклониться перед ногами ангела, показывающего мне это.
14  [6] — В некот. рукописях: исполняет заповеди Его.
15  [7] — Букв.: кто любит и творит ложь, те — вне.
16  [8] — Или: для церквей/о церквах.
16  [9] — Друг. возм. пер.: Я — Корень, из которого (род) Давида вырос, а также Потомок Давида.
17  [10] — Букв.: желающие.
19  [11] — Букв.: от слов книги пророчества этого.
19  [12] — В некот. рукописях: Бог отнимет у того участие в Книге Жизни.
19  [13] — Букв.: отнимет Бог у него долю его в древе жизни и в граде святом, описанных в книге этой.
21  [14] — В некот. рукописях: Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.