Библия » Сравнение переводов

Судьи 1 глава

Книга Судей израилевых

Под редакцией Кулаковых

1 После смерти Иисуса Навина стали израильтяне1 вопрошать ГОСПОДА: «Какому из наших колен первым идти войной на ханаанеев?»
2 ГОСПОДЬ ответил: «Идти первым колену Иуды. Я отдаю в его руки эту страну».
3 Тогда воины из колена Иуды сказали своим братьям из колена Симеона: «Пойдемте вместе, отвоюем у ханаанеев удел, доставшийся нам по жребию, а потом отвоюем ваш удел». И колено Симеона примкнуло к колену Иуды.
4 Когда же племя Иуды пошло в наступление, ГОСПОДЬ отдал им в руки ханаанеев и периззеев, и десять тысяч из вражеского войска пало в Везеке.
5 Там столкнулись израильтяне и с самим правителем Везека,2 и вступили в бой с ним, и нанесли поражение ханаанеям и периззеям.
6 Правитель Везека бежал, но они пустились в погоню за ним и, поймав его, отрубили ему большие пальцы на руках и на ногах.
7 Тогда сказал правитель Везека: «Семьдесят царей, которым я отрубил большие пальцы рук и ног, кормились объедками с моего стола. Воздал мне Бог по моим делам!» Его увели в Иерусалим, там он и умер.
8 Иудеяне3 пошли войной на Иерусалим, овладели им, перебили жителей его мечом, а город предали огню.
9 Потом иудеяне двинулись на ханаанеев, которые населяли нагорье, пустыню Негев и предгорья.
10 Также пошли они войной против ханаанеев, живших в Хевроне (который прежде назывался Кирьят-Арбой), и поразили Шешая, Ахимана и Талмая.
11 Оттуда они пошли4 против жителей Девира (что прежде назывался Кирьят-Сефером).
12 Халев же пообещал: «Тому, кто нападет на Кирьят-Сефер и возьмет его, я отдам в жены свою дочь Ахсу».
13 Отниэль, сын Кеназа, младший брат Халева, захватил этот город, и Халев отдал ему в жены свою дочь Ахсу.
14 Однажды, когда они навещали Халева,5 Ахса уговорила Отниэля6 выпросить у ее отца земельный надел. Когда сошла она со своего осла, Халев спросил ее о том, чего она желает. Она ответила:
15 «Прошу тебя о благословенном даре!7 Ты дал мне земли в Негеве,8 так дай мне и водные источники!» И он отдал ей верхние и нижние источники.9
16 А кенеи, потомки тестя Моисея, отправились из Города пальм вместе с иудеянами в Иудейскую пустыню, то есть в Негев около Арада. Там они и поселились среди того народа.
17 Колено Иуды вместе с коленом Симеона, своими братьями, пошли войной на ханаанеев, что жили в Цефате, разбили их и предали Цефат заклятью. И стали с тех пор называть это место Хорма.10
18 Также захватили они и Газу с ее землями, и Ашкелон, и Экрон с их землями.
19 И ГОСПОДЬ был с коленом Иуды, и они завоевали земли нагорья. Но они не смогли одолеть жителей долин, потому что у тех были колесницы, окованные железом.
20 Халеву, как заповедал Моисей, отдали Хеврон, и он изгнал оттуда трех потомков11 Анака.
21 А евусеев, живших в Иерусалиме, вениаминитяне так и не изгнали, и живут евусеи с вениаминитянами по сей день.
22 Потомки Иосифа12 также пошли войной на Бет-Эль, и ГОСПОДЬ был с ними.
23 Когда их лазутчики осматривали укрепления Бет-Эля (прежнее имя этого города было Луз),
24 им попался человек, выходивший из города. Они попросили его: «Покажи нам, как пробраться в город, и мы отплатим тебе добром!»13
25 Он показал им, как пробраться в город, и они вошли и перебили жителей мечом, а человека того вместе со всей родней отпустили.
26 Отправился он в землю хеттов, и основал там город, и назвал его Луз. И это имя сохранилось за ним по сей день.
27 Но колено Манассии не сумело захватить Бет-Шеан и Таанах и их окрестные селения и изгнать жителей Дора и Ивлеама и Мегиддо и всех живущих в окрестностях этих городов, так как ханаанеи крепко держались за эти земли.
28 Когда же израильтяне прочно обосновались там, 14 то заставили ханаанеев работать на себя, так и не изгнав их полностью.
29 И потомки Ефрема тоже не изгнали ханаанеев, живших в Гезере, – они так и остались жить в Гезере среди ефремлян.
30 И потомки Завулона не изгнали обитателей Китрона и обитателей Нахалола и потому ханаанеи жили среди потомков Завулона15 и работали на них.
31 Также и потомки Асира не изгнали обитателей Акко, Сидона, Ахлава, Ахзива, Хелбы, Афика и Рехова.
32 И потомки Асира так и жили среди населявших ту землю ханаанеев, не сумев завладеть их землями.
33 Колено Неффалима не изгнало обитателей Бет-Шемеша и Бет-Аната – так и жили они среди ханаанеев, населявших ту землю, а обитателей Бет-Шемеша и Бет-Аната заставили работать на себя.
34 Амореи тем временем оттеснили потомков Дана в нагорье и не пускали их на равнину.
35 И амореям удалось закрепиться на склонах горы Херес, в Аялоне и Шаалвиме, но когда потомки Иосифа взяли верх и одолели их,16 то заставили амореев работать на себя.
36 (Пределы аморейские начинаются от подъема Акраббим,17 от Селы и далее.)

Комментарии МакДональда

I. ОБЗОР И ПРОСМОТР (1:1 – 3:6)

A. Оглядываясь назад (1:1 – 2:10)

1:1-3 После смерти Иисуса Навина (см. 2:8), колено Иуды возглавило войну с Хананеями на юге. Несмотря на Божье обещание победы, Иуда искал помощи у колена Симеона, этим показав, что их вера не полагалась полностью на Слово Божье.

1:4-7 Первую победу они одержали над жителями Везека. Убив десять тысяч людей, они отрезали царю большие пальцы на руках и ногах, как он это делал со своими врагами. Его нужно было предать смерти, как заповедал Господь (Втор. 7:24), но вместо этого его просто изувечили. Потом его отвезли в Иерусалим, где он и умер. Это предвестило непослушание Израиля по отношению к язычникам, находящимся на израильской земле. Вместо того, чтобы их полностью истребить, Израильтяне их только калечили. Такое частичное послушание являлось непослушанием и много стоило Иудеям впоследствии.

1. Благочестивое наследие Самсона (Гл. 13)

2. Праздник и загадка Самсона (Гл. 14)

3. Ответные меры Самсона(Гл. 15)

4. Самсон обманут Далидой(Гл. 16)

III.   РЕЛИГИОЗНЫЙ, МОРАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ УПАДОК (Гл. 17 – 21)

A. Религиозные основания Михи (Гл. 17)

Б. Миха и сыны Дана (Гл. 18)

B. Левит и его наложница (Гл. 19)

Г. Война с Вениамином (Гл. 20, 21)

1:8 В какой-то степени Иуде сопутствовал успех в захвате Иерусалима, когда они подожгли город. Но ни Иуде, ни Вениамину не удалось выдворить Иевусеев из их крепости (см. комментарий к Иисусу Навину 15:21-63). Это произошло только во время правления Давида (2 Цар. 5:6, 7).

1:9-15 Захват Хеврона здесь приписывается Иуде; 14 и 15 главы Иисуса Навина говорят о том, что Халев захватил этот город. Здесь нет никаких расхождений, так как Халев был из колена Иуды. Эти стихи (9, 10), вероятно, ссылаются на захват города Халевом (см. ст. 20), а не на военную операцию, последовавшую после смерти Иисуса Навина, так же как захват Кириаф-Сефера Гофониилом повторно описывается в стихах 11-15, хотя он произошел до этого (Ис. Нав. 15:16-19).

1:16 Кенеяне продолжали жить с детьми Иуды, несмотря на то, что они (Кенеяне), на самом деле, так и не обратились к Богу.

1:17-21 Другие завоевания Иуды включают города: Хорма, Газа, Аскалон и Екрон, но эти завоевания были не полными. У обитателей долин были железные колесницы, а у Иуды не хватило веры пойти в наступление. Они не захотели проявить стойкость в трудных обстоятельствах. Стих 21 указывает на то, что Книга Судей была написана до того, как Давид захватил Иерусалим.

1:22-26 Другие победы приписываются только двум коленам Иосифа. (Вероятно, эти стихи ссылаются на захват Вефиля еще при жизни Иисуса Навина (Ис. Нав. 12:16), так же, как и предыдущие стихи, касающиеся Хеврона и Кириаф-Сефера, возвращают нас к дням этого великого воеводы). Они напали на город Вефиль, ранее называвшийся Луз, и разрушили его. Но их ошибка заключалась в том, что они пообещали безопасность изменнику, работавшему на их стороне. Он сразу же начал строить еще один город под названием Луз в земле Хеттеев. Неосужденный грех выживает, и с ним придется столкнуться позже.

1:27-36 В оставшихся стихах этой главы говорится о том, как у семи центральных и северных колен не получилось выдворить Хананеев со своей территории: колен Вениамина (ст. 21), Манассии (ст. 27, 28), Ефрема (ст. 29), Завулона (ст. 30), Асира (ст. 31, 32), Неффалима (ст. 33) и Дана (ст. 34-36).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.