Судьи 17 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Жил на Ефремовом нагорье человек по имени Миха.1
2 Он однажды сказал своей матери: « Когда пропали у тебя тысяча сто шекелей серебра, я слышал, как ты проклинала вора. Но вот видишь — это серебро у меня, это я его взял». Мать ответила: «Да будет сын мой благословен ГОСПОДОМ!»2
3 Миха возвратил матери тысячу сто шекелей серебра, и она сказала: «Я посвятила это серебро ГОСПОДУ — посвятила ради тебя, чтобы сделать из него резное изображение и литую статую.3 Поэтому передаю их тебе!»
4 Но сын вернул4 серебро матери, и та передала двести шекелей серебряных дел мастеру, который сделал из них резное изображение и статую. Их поставили в доме Михи.
5 Было у этого человека, Михи, святилище.5 И он сделал эфод и домашних божков,6 а одного из своих сыновей сам посвятил в священники.
6 Не было в то время царя в Израиле, каждый делал то, что считал правильным.
7 Был тогда в Ханаане юноша из Вифлеема Иудейского,7 из колена Иуды (он был левитом, но некоторое время жил как человек пришлый в Вифлееме).
8 Оставил он Вифлеем Иудейский и стал искать, где бы ему еще пожить человеком пришлым. В своих странствиях он пришел на Ефремово нагорье, к дому Михи.
9 Миха спросил его: «Откуда ты?» Он ответил: «Я левит из Вифлеема Иудейского, хожу, ищу, где поселиться».
10 Миха сказал ему: «Оставайся у меня, будь мне отцом и священником! Я буду платить тебе по десять шекелей серебра в год и еще обеспечу одеждой и едой». Левит согласился
11 и решил остаться у этого человека. И стал левит ему как сын.
12 Миха посвятил левита, он стал у него священником и жил в доме Михи.
13 А Миха говорил: «Теперь я знаю, что ГОСПОДЬ даст мне успех, ведь у меня левит служит священником».

Комментарии МакДональда

III. РЕЛИГИОЗНЫЙ, МОРАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ УПАДОК (Гл. 17−21)

Эта последняя часть книги Судей выглядит почти как дополнение к книге. Главы 17−21 не продолжают повествование во времени. Скорее, они помогают нам бросить мимолетный взгляд на пугающе низкое религиозное, моральное и политическое положение, до которого опустился Израиль в период правления судей. Небольшая книга Руфь также не продолжает изложение истории судей, а, в качестве контраста, помогает нам увидеть замечательный благочестивый остаток, сохранившийся в этот темный период еврейской истории.

A. Религиозные основания Михи (Гл. 17)

17:1−4 Первый рассказ повествует о религиозном упадке. Миха, из колена Ефрема, украл у своей матери тысячу сто сиклей серебра. Она, в свою очередь, прокляла вора, не подозревая о том, что им был ее собственный сын. Очевидно, он испугался последствий этого проклятия, поэтому вернул ей серебро. Тогда она сняла проклятие и благословила своего сына за то, что он вернул серебро. Теперь она могла его использовать для того, для чего оно предназначалось. Она взяла две сотни серебряных сиклей и заказала изготовление двух идолов. Один был вырезан из дерева и покрыт серебром. Другой был полностью отлит из серебра.

17:5−6 Миха поместил идолов в дом Божий вместе со своими домашними богами (терафим). Он также решил, что его семье необходимо получить священство, поэтому он изготовил ефод (одежду священника) и посвятил одного из своих сыновей должности священника. Это, конечно же, противоречило закону Божьему, запрещавшему человеку из колена Ефрема быть священником. На самом деле, вся эта процедура противоречила Закону Моисея.

17:7−13 Спустя какое-то время, левит, живущий в Вифлееме среди людей из колена Иуды, отправился в горную страну Ефрема, в поисках жилья. (Он должен был служить Иегове и получать материальную поддержку из десятины, приносимой нацией. Но так как закон не исполнялся, он был вынужден искать себе место для проживания). Миха предложил ему чин священника в своей семье. Несмотря на то, что этот человек был левит, он не был потомком Аарона и поэтому не мог служить священником. Но, как бы то ни было, Миха предложил ему жалование, пропитание, одежду, и левит согласился служить. Левит должен был обличить Миху в том, что все это противоречило порядку, установленному Богом. Вместо этого он дал свое молчаливое согласие, приняв жалование и другие дополнительные льготы, этим запечатав свои уста от провозглашения полного совета Божьего.

Слово, которым лучше всего можно описать положение дел в этой главе, это «замешательство». Украденные деньги используются для изготовления идолов, а Господа просят благословить вора (ст. 2), отдельно стоящие святыни замещают поклонение в скинии, левитов и простых людей посвящают в сан священника; а идолов используют для поклонения Иегове. И Миха полагал, что Господь его в этом всем благословит (ст. 13)! Это заблуждение произросло из сердца человека (ст. 6). Если бы в это время в Израиле соблюдался закон Божий, ничего бы из вышеперечисленного не произошло. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.» (Прит. 14:12), как мы увидим из следующей главы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. Михайху; то же в ст. 4.
2  [2] — Вероятно, этими словами мать Михи пытается отменить проклятие.
3  [3] — Или: изображение, (то есть) литую статую; то же в ст. 4.
4  [4] — Или: «Я возвращаю тебе серебро» — (с такими словами) Миха вернул…
5  [5] — Букв.: дом Божий; или: место поклонения.
5  [6] — Букв.: терафимов, т. е. идолов, «хранителей и покровителей дома».
7  [7] — Другой одноименный город Вифлеем находился в Завулоне.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.