Судьи 4 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Эхуд умер, и снова израильтяне стали творить зло пред ГОСПОДОМ.
2 Тогда ГОСПОДЬ предал их в руки Явина, царя ханаанского, что правил в Хацоре. Военачальником его был Сисера, живший в Харошет-Хаггойиме.
3 Было у Явина девятьсот колесниц, окованных железом, и он двадцать лет жестоко угнетал израильтян. И возопили израильтяне о помощи к ГОСПОДУ.
4 Судьей в Израиле в ту пору была пророчица Девора, жена Лаппидота.
5 Израильтяне приходили к ней за судом, и она разбирала их тяжбы, сидя под пальмой Деворы, между Рамой и Бет-Элем, на Ефремовом нагорье.
6 Она отправила вестника к Вараку, сыну Авиноама, что из Кедеша в земле Неффалима, с таким вопросом: «Не повелел ли тебе ГОСПОДЬ, Бог Израилев: „Взойди на гору Фавор и с собой возьми десять тысяч воинов из колен Неффалима и Завулона,
7 а Я приведу к потоку Кишон Сисеру, военачальника Явина, и предам его в твои руки со всеми его колесницами и воинами“?»
8 Варак ответил ей: «Если ты пойдешь вместе со мной, то пойду и я, а если нет, то и я не пойду».1
9 Она ответила ему на это: «Я пойду вместе с тобой, но тогда не тебе принесет славу этот поход, в который ты выступаешь, — предаст ГОСПОДЬ Сисеру в руки женщины». И Девора отправилась с Вараком в Кедеш.
10 Варак призвал в Кедеш воинов из колена Завулона и Неффалима, и десять тысяч воинов выступили с ним. Девора тоже отправилась с ним.
11 Тогда же Хевер-кеней, отделившийся от рода Каина (потомков из рода Ховава, шурина Моисея), разбил свой стан у дуба, что в Цаананниме, возле Кедеша.
12 И возвестили Сисере, что Варак, сын Авиноама, взошел на гору Фавор.
13 Собрал Сисера все свои колесницы — девятьсот колесниц, окованных железом, — и отправился с войском из Харошет-Хаггойима к потоку Кишон.
14 А Девора сказала Вараку: «Выступай, потому что сегодня предаст ГОСПОДЬ Сисеру в твои руки! Не Сам ли ГОСПОДЬ идет впереди?» Варак спустился с горы Фавор, и с ним десять тысяч воинов.
15 А ГОСПОДЬ острием меча поверг в смятение Сисеру, со всеми его колесницами и войском, при наступлении Варака.2 И бросил Сисера колесницу и бежал пешим.
16 Варак гнал его со всеми его колесницами и войском до самого Харошет-Хаггойима, и пало всё его войско от меча — ни один не спасся.
17 Сам Сисера прибежал к шатру Яэли, жены Хевера-кенея: между Явином, царем Хацора, и домом Хевера-кенея был мир.
18 Вышла Яэль навстречу Сисере со словами: «Сюда, господин мой, сюда, ко мне, не бойся!» Сисера вошел3 к ней в шатер, и она спрятала его под покрывалом.
19 Он попросил ее: «Дай мне немного воды. Мне хочется пить!» Она развязала мех с молоком, напоила его и опять укрыла.
20 И Сисера сказал ей: «Встань у входа в шатер и, если подойдут и спросят, нет ли здесь кого, отвечай: „Нет никого“».
21 А Яэль, жена Хевера, взяла молот и колышек, из тех, что служат для установки шатра, крадучись подошла к Сисере ( когда он задремал, изнуренный) и вогнала колышек ему в висок, пригвоздив голову к земле, — и он умер.
22 Когда Яэль увидела Варака, что гнался за Сисерой, она вышла ему навстречу и сказала: «Пойдем, я покажу тебе того, кого ты ищешь!» Он вошел в шатер и увидел, что Сисера лежит мертвый с колышком в виске.
23 В тот день посрамил4 ГОСПОДЬ Явина, царя ханаанского, перед израильтянами.
24 А израильтяне стали всё чаще одолевать Явина, царя ханаанского, пока не уничтожили его и его подданных.

Комментарии МакДональда

Г. Девора и Варак (Гл. 4−5)

1. Их история в прозе (Гл. 4)

4:1−3 Следующим захватчиком был Иавин, царь Ханаанской крепости в Асоре. Военачальником его армии был Сисара. Со своими девятью сотнями военных колесниц, предметом его гордости, он двадцать лет господствовал над Израильтянами.

4:4−9 На этот раз Бог не поставил мужчину. Он поставил у власти представительницу «слабого пола», пророчицу по имени Девора. (Обычно женщины не занимают такие посты духовенства, но это происходило во время упадка. Ее не нужно использовать как пример роли женщины в церкви в наши дни, т.к. она является не правилом, а исключением. Также, это происходило в Израиле, а не в церкви). Девора послала Варака на север, чтобы напасть на армию Сисары, но он отказался идти без нее. Так как он не захотел возглавить армию, ему было сказано, что Сисара будет побежден женщиной, а не им.

4:10−16 Девора проявила инициативу, призвав Варака и приказав ему вовлечь в бой Сисару согласно повелению Бога. Но в послании Евреям 11:32 восхваляется вера Варака, а не Деворы. Несмотря на то, что он вначале колебался, он верой послушался Господа и освободил Израиль. Ховав в 11 стихе является зятем Моисея, а не тестем, как значится в некоторых переводах Библии.

Варак показал в открытую свою десятитысячную армию на южном склоне горы Фавор. Сисара клюнул на приманку. Он и его колесницы перешли вброд по иссохшему дну реку Киссон чуть южнее Харошеф-Гоима. А затем помчались на юго-восток вдоль древней дороги, ведущей к Цаанниму. Израильтяне с юга страны, из колена Ефрема, зашли в долину у города Дженин (5:14) и объединили силы с Вараком и его северными войсками в долине под Цааннимом, южнее Киссона. Девора призвала к нападению (14). Пехота против колесниц! В решающий момент пошел дождь, превратив долину в болото, что привело колесницы и лошадей в полное замешательство (5:4). Теперь пехота имела полное преимущество. Варак перешел в наступление. Сисара оказался отрезанным от своей армии и бежал. Войско, оставшееся без командира и не привыкшее сражаться на ногах, бросилось в укрытие. Дождь продолжался, и река Киссон превратилась в мощный поток. Те, кто не погиб от рук Израильтян, бросившихся в погоню, были унесены течением Киссона, когда они пытались переправиться через реку у Харошеф-Гоима (ст. 10−16; см. также 5:20−21). (Каждодневные заметки Союза Писания).

4:17−24 В поисках укрытия в шатре Иаиль, Кенеянки, Сисару накормили и приютили. Пока он спал, Иаиль вонзила кол от шатра ему в висок. Когда Варак проходил мимо в погоне за Сисарой, Иаиль пригласила его внутрь, чтобы показать труп его врага. Таким образом исполнилось пророчество Деворы из 9 стиха. Бог использовал простую пчелу (Девора), чтобы низвергнуть человеческие помыслы (Иавин), превознесшиеся выше познания Бога. Суд поразил врага как молния (Варак). Иаиль (скалолаз) воспользовалась колышком от шатра (признак жизни странника), чтобы низвергнуть намерения сильных мира сего. Молот символизирует Слово (Иер 23:29).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — В LXX добавлено: ибо я не знаю, в какой день будет мне сопутствовать ангел Господень.
15  [2] — Букв.: перед лицом Варака.
18  [3] — Букв.: завернул.
23  [4] — Или: смирил / покорил.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.