Судьи 6 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Но израильтяне творили зло перед ГОСПОДОМ, и ГОСПОДЬ предал их в руки мидьянитян на семь лет.
2 Тяжким было для израильтян мидьянское иго, и потому стали они устраивать себе убежища в горах — пещеры и крепости1 на вершинах.
3 Всякий раз, едва пройдет у израильтян сев, как налетят на них мидьянитяне, амалекитяне и другие восточные племена:2
4 встанут лагерем, сметут урожай повсюду, вплоть до самой Газы, не оставив им никакого пропитания, ни овцы, ни быка, ни осла.
5 Наезжали они со стадами и шатрами, было их много, что саранчи: не счесть ни их самих, ни верблюдов; гибель несли они всей стране.
6 Обнищал Израиль из-за мидьянитян, и возопили израильтяне к ГОСПОДУ о помощи.
7 Когда израильтяне возопили к ГОСПОДУ о помощи от мидьянитян,
8 ГОСПОДЬ послал к ним пророка с такой вестью: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израилев: „Я вывел вас из Египта и освободил от рабства.3
9 Я избавил вас от египтян, от всех угнетателей ваших,4 Я изгнал их и отдал вам их земли.
10 И Я сказал вам: „Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш, не преклоняйтесь перед богами5 аморейскими, хоть и живете вы в земле их“. Но вы не послушались голоса Моего!“»
11 И явился ангел ГОСПОДЕНЬ и сел в Офре под дубом Йоаша, потомка Авиэзера. Сын его Гедеон тем временем обмолачивал пшеницу, спрятавшись от мидьянитян в давильне для винограда.
12 Ангел ГОСПОДЕНЬ явился ему и сказал: « Сам ГОСПОДЬ сопутствует тебе, могучий воин!»
13 Гедеон ответил ему: «Так ли, Владыка мой? Если ГОСПОДЬ с нами — то почему же всё это обрушилось на нас? И где чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы, вспоминая: „Не ГОСПОДЬ ли вывел нас из Египта?“ Нет, отверг нас ныне ГОСПОДЬ, предал в руки мидьянитян».
14 Обратился тогда к нему Господь6 и сказал: «Иди и силой этой, тебе дарованной, избавь Израиль от мидьянитян. Не Я ли посылаю тебя?»
15 Гедеон ответил ему: «Не могу я, Владыка мой, спасти Израиль.7 Род мой — самый слабый в колене Манассии, а сам я младший в доме моего отца».
16 ГОСПОДЬ же сказал ему на это: «Я пребуду с тобой, и ты поразишь всех мидьянитян, как ты сразил бы одного человека».
17 Но Гедеон сказал Ему: «Если я снискал расположение Твое, покажи мне явно,8 что это Ты говоришь со мной.
18 Прошу Тебя, Господи, оставайся здесь,9 пока я не вернусь с даром, который принесу Тебе». И Господь10 ответил ему: «Я буду здесь до тех пор, пока ты не вернешься».
19 И Гедеон пошел и приготовил мясо козленка и из эфы11 муки испек пресных лепешек. Мясо он положил в корзину, а мясной отвар налил в горшок. Всё это он принес к дубу и положил перед ангелом.
20 И ангел ГОСПОДЕНЬ сказал ему: «Положи мясо и лепешки на эту скалу и вылей на них мясной отвар». Гедеон так и сделал.
21 Ангел ГОСПОДЕНЬ протянул жезл, который держал в руке, коснулся им мяса и лепешек — и вышел из скалы огонь и поглотил мясо и лепешки. А ангел ГОСПОДЕНЬ скрылся из виду.
22 И тогда осознал Гедеон, что это воистину был ангел ГОСПОДЕНЬ, и воскликнул: «Горе мне, Владыка ГОСПОДИ! Ведь Я лицом к лицу видел ангела ГОСПОДНЯ!»
23 Но ГОСПОДЬ ответил: «Мир тебе! Не бойся, ты не умрешь».
24 Построил Гедеон на том месте жертвенник ГОСПОДУ и назвал его «ГОСПОДЬ, мир дарующий »;12 он и по сей день стоит в Офре Авиэзеровой.
25 В ту же ночь ГОСПОДЬ повелел ему: «Возьми у отца своего молодого теленка и семилетнего быка13 и разрушь жертвенник Ваала, стоящий у отца, и сруби столб Ашеры при нем.
26 И на этом возвышении поставь жертвенник ГОСПОДУ, возьми быка, приготовь всё необходимое и принеси его в жертву всесожжения на костре, а столб Ашеры используй как дрова ».
27 Гедеон взял десяток слуг и поступил так, как повелел ему ГОСПОДЬ. Но, опасаясь своих домочадцев и жителей селения, он не решился делать это днем, а сделал ночью.
28 Рано поутру встали жители селения и видят, что жертвенник Ваала разрушен, столб Ашеры при нем срублен, а на недавно устроенном жертвеннике принесен в жертву бык.
29 Стали они спрашивать друг у друга: «Кто это сделал?!» Искали они, узнали и объявили: «Гедеон, сын Йоаша, сделал это!»
30 И жители селения стали требовать от Йоаша: «Приведи сюда сына! Пусть он умрет за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил столб Ашеры при нем».
31 На это Йоаш сказал всем, кто окружил его: «Зачем вам вступаться за Ваала? Зачем пытаться спасти его? Всякий, кто вступится за него, этой же ночью будет предан смерти! Если Ваал бог, то он сам за себя и постоит, ведь это его жертвенник разрушен».
32 И стали с того дня называть Гедеона Еруббаалем, что означает: «Пусть Ваал сам постоит за себя», потому что Гедеон разрушил его жертвенник.
33 А все мидьянитяне, амалекитяне и другие восточные племена собрались вместе, перешли Иордан и встали лагерем в Изреельской долине.
34 И Дух ГОСПОДЕНЬ объял Гедеона, он протрубил в рог и призвал род Авиэзера следовать за ним.
35 И Гедеон разослал гонцов ко всем потомкам Манассии и призвал их последовать за ним; послал он гонцов и к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они пошли и примкнули к нему.
36 И Гедеон сказал Богу: «Если Ты, Господи, моей рукой будешь спасать Израиль, как Ты и говорил,
37 то вот овечья шерсть, я разложу ее на гумне. Если роса осядет только на шерсти, а земля вокруг останется сухой, то я буду знать, что Ты моей рукой спасешь Израиль, как Ты и говорил».
38 Так оно и было: встав рано поутру, он выжал из шерсти целую чашу воды.
39 И Гедеон сказал Богу: «Не прогневайся на меня за то, что я еще раз обращусь к Тебе и снова испытаю, что будет с шерстью: на этот раз пусть шерсть останется сухой, а роса осядет только на земле вокруг нее».
40 Так Бог и сделал следующей ночью: сухой осталась шерсть, а на земле вокруг нее была роса.

Комментарии МакДональда

E. Гедеон (6:1 — 8:32)

1. Призыв Гедеона к служению (Гл. 6)

6:1−6 Следующий цикл принес нашествие Мадианитян. Они состояли из мародерских банд бедуинов, совершавших налеты на Израильские урожаи, сметая, как саранча, все на своем пути, и похищая стада. Отступничество Израиля обернулось бедностью, рабством и страхом. Тех, кого Израиль когда-то завоевал, теперь господствовали над ним. Когда мы, будучи христианами, отходим от Господа, старые привычки также порабощают нас и доводят нас до бедности.

6:7−16 Когда Израиль воззвал к Господу о помощи, сначала им был послан пророк, чтобы напомнить им об их идолопоклонстве. Затем Ангел Господень, который, как мы считаем, был Христом до Своего земного воплощения (см. отступление ниже), явился человеку из колена Манассии по имени Гедеон, когда тот тайно выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. Ангел Господень сказал этому «мужу сильному», что Бог собирается его использовать, чтобы освободить Израиль от Мадианитян. Несмотря на протест Гедеона, Ангел повторил Свой призыв к этому важному поручению.

Aнгел Господень

Ангел Господень (Иегова) — это Господь Иисус Христос до Своего пришествия во плоти. Изучение отрывков Писания, где Он упоминается, ясно говорит о том, что Он — Бог, и что Он — Вторая Личность Троицы.

Во-первых, Писание показывает, что Он — Бог. Когда Он явился Агари, она признала, что находится в присутствии Божьем, и обратилась к Нему как к «Богу, Видящему меня» (Быт 16:13). Обращаясь к Аврааму на горе Мориа, Ангел назвал Себя «Господом» (на древнееврейском — ЯХВЕ, или Иегова; Быт 22:16). Иаков слышал, как Ангел представился Богом Вефиля (Быт 31:11−13). Благословляя Иосифа, Израиль поочередно использовал слова «Бог» и «Ангел» (Быт 48:15−16). Именно Ангел Господень явился Моисею у горящего куста (Исх 3:2), но Моисей «закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх 3:6). Господь, который шел перед Израилем в облаке (Исх 13:21), был никто иной, как «Ангел Господень» (Исх 14:19). Гедеон боялся, что умрет, так как, увидев Ангела Господня, он увидел Господа (Суд 6:22−23). Ангел Господень сказал Маною, что его зовут Чудный (Суд 13:18), одно из имен Бога (Ис 9:6). Когда Иаков боролся с Ангелом, он боролся с Богом (Ос 12:3−4). Все это — убедительные доказательства того, что, когда в Ветхом Завете говорится об Ангеле Господнем, то имеется ввиду Бог.

Джон Ф. Уолвурд (согласно цитатам Шафера) приводит этому в подтверждение четыре аргумента:

«(а) Вторая Личность Троицы — это Видимый Бог Нового Завета. (б) Ангел Иеговы Ветхого Завета После Воплощения Христа Больше Не Является. (в) Как Ангел Иеговы, так и Христос Посланы Отцом. (г) Ангел Иеговы не Мог Быть Отцом или Духом Святым.» Что касается четвертого доказательства, Уолвурд далее поясняет, что Отец и Дух невидимы для человеческого глаза, и оба обладают нематериальными признаками. Он приходит к следующему заключению: «Нет никаких достоверных причин для отрицания того, что Ангел Иеговы — это Вторая Личность Троицы, все известные факты указывают на то, что это — Христос Нового Завета».

В качестве Ангела Иеговы, Христос от других ангелов отличается тем, что Он не был сотворен. В Ветхом и Новом Заветах, слово «Ангел» означает «посланник»; Он — Посланник Иеговы. Таким образом, как говорит Шафер, Он — «ангел» только по долгу службы.

6:17−24 Чувствуя, что разговаривает с Богом, Гедеон попросил Его дать ему знамение. Затем он приготовил дар, состоящий из козленка и опресноков. Когда Ангел коснулся приношения своим жезлом, и его охватил огонь, Гедеон осознал, что находится в присутствии Господа, и испугался, что умрет. Но Господь заверил его словами: «Мир Тебе», и Гедеон построил там жертвенник и назвал это место Иегова Шалом (Господь есть Мир).

6:25−32 В ту ночь, в знак послушания Господу Гедеон разрушил жертвенник, сооруженный его отцом Ваалу, и священное дерево, находившееся рядом с ним, и на его месте соорудил еще один жертвенник Иегове. Утром люди, живущие в городе, были готовы его убить за такой дерзкий поступок. Но вмешался его отец, Иоас, сказав, что если Ваал был на самом деле богом, он бы смог за себя постоять. Иоас постановил, что любой, вступившийся за Ваала, будет предан смерти. Гедеона прозвали Иероваалом, что означало «Пусть Ваал вступится (за себя)».

Некоторые могут обвинить Гедеона в том, что он уничтожил жертвенник ночью из-за своего страха. Но мы не должны упускать из виду то, что он послушался Господа. Его страх не помешал ему быть послушным. Все мы чего-то боимся, и страх сам по себе не является злом. Но когда он не дает нам слушаться Господа, он становится препятствием вере и является грехом.

6:33−35 В это время Мадианитяне, Амаликитяне и жители востока собрались все вместе, чтобы объявить войну Израилю, перейдя Иордан и расположившись в долине Изреельской. На Гедеона снизошел Дух Господень, и он собрал армию из колен Манассии, Асира, Завулона и Неффалима. Авиезер (ст. 34) был прародителем Гедеона. Его имя используется здесь (в еврейском тексте) в качестве фамилии (колено Авиезерово) его живущих потомков. Также см. 8:2.

6:36−40 До того, как Гедеон отправился в бой, он возжелал получить от Бога обещание победы. Первое обещание явилось, когда роса появилась на его стриженой шерсти, а на земле ее вообще не было. Второе явилось следующей ночью, когда роса покрыла землю, а шерсть осталась сухой.

Христиане часто неправильно понимают значение данного поступка Гедеона. В данном случае есть две вещи, о которых нам необходимо помнить. Гедеон использовал шерсть для того, чтобы получить не направление, а подтверждение. Бог ему уже сказал, что надо делать. Гедеон просто хотел обрести уверенность в успехе. Люди, которые говорят о расстилании шерсти для того, чтобы узнать волю Господа в определенной ситуации, неправильно применяют данный отрывок Писания. Во-вторых, Гедеон просил не естественного, а сверхъестественного знамения. Естественно, то, о чем просил Гедеон, никогда бы не произошло без прямого вмешательства Бога. В наши дни люди используют в качестве «шерсти» какие-то вещи, которые могут произойти сами, естественным образом, без божественного вмешательства. Не стоит применять эту историю таким образом. Все, что мы здесь видим, это как Бог снисходит до человека со слабой верой, чтобы заверить его в победе. И в наши дни Бог может давать и дает такие заверения в ответ на молитву.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: неприступные места.
3  [2] — Букв.: сыны востока; то же в ст. 33.
8  [3] — Букв.: вывел из дома рабства.
9  [4] — Букв.: от руки Египта и от руки всех ваших угнетателей.
10  [5] — Букв.: не бойтесь богов / не благоговейте пред богами.
14  [6] — В LXX: ангел Господень; то же в ст. 16.
15  [7] — Букв.: как я могу спасти Израиль?
17  [8] — Букв.: сотвори мне знак.
18  [9] — Или: не уходи отсюда.
18  [10] — Букв.: Он.
19  [11] — Эфа — мера сыпучих тел, около 22 л.
24  [12] — Евр. Яхве шалом.
25  [13] — Так в масоретском тексте; LXX: откормленного тельца, семилетнего тельца (речь возможно идет об одном животном, а не о двух); то же в ст. 26, 28.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.