1 Царств 16 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ спросил Самуила: «Долго еще ты будешь скорбеть о Сауле? Я отверг его, отрешил от царства Израильского! Наполни рог елеем и иди, куда Я тебя пошлю, — к Иессею из Вифлеема. Я присмотрел себе царя среди его сыновей».
2 «Как же я пойду? — спросил Самуил. — Услышит об этом Саул и убьет меня». ГОСПОДЬ ответил: «Возьми с собой молодую корову из стада и скажи: „Я пришел принести жертву ГОСПОДУ“.
3 Пригласи Иессея на жертвоприношение, а Я дам тебе знать, что делать. Так ты помажешь того, на кого Я тебе укажу».
4 Самуил поступил, как велел ГОСПОДЬ. Пришел он в Вифлеем, и при входе в город встретили его встревоженные старейшины и спросили: «С миром ли ты пришел?»
5 Он ответил: «С миром — я пришел принести жертву ГОСПОДУ. Совершите обряд освящения — и вместе пойдем на жертвоприношение».
Затем он совершил обряд освящения над Иессеем и его сыновьями, пригласив и их на жертвоприношение.
6 Когда они пришли, он увидел старшего сына Иессея Элиава и подумал: «Вот он, помазанник пред ГОСПОДОМ!»
7 Но ГОСПОДЬ сказал Самуилу: «Не смотри на его красоту и высокий рост, не его Я избрал.1 Ведь Я смотрю не так, как смотрит человек: люди смотрят на внешность,2 а ГОСПОДЬ взирает на сердце».
8 Иессей позвал Авинадава и провел его перед Самуилом, но тот сказал: «Не этого избрал ГОСПОДЬ».
9 Иессей провел Шамму, но Самуил сказал: «И не этого избрал ГОСПОДЬ».
10 Семерых сыновей провел Иессей перед Самуилом, но тот сказал Иессею, что нет среди них избранника ГОСПОДНЯ.
11 Самуил спросил у Иессея: «Это все твои сыновья?» Тот ответил: «Есть еще младший, он пасет овец». Самуил сказал Иессею: «Пошли за ним, приведи его, мы не сядем, пока он не придет».
12 Иессей послал за ним, его привели, он оказался румяным,3 миловидным, с красивыми глазами. ГОСПОДЬ сказал: «Не медли совершить4 помазание над ним — это он!»
13 Самуил взял рог с елеем и помазал его среди братьев его; Дух ГОСПОДЕНЬ сошел на Давида и с того дня пребывал на нем. Самуил же возвратился в Раму.
14 А Саула Дух ГОСПОДЕНЬ покинул, и стал его мучить злой дух, посланный ГОСПОДОМ.5
15 Слуги Саула говорили ему: «Теперь тебя мучит злой дух, посланный Богом.
16 Пусть наш господин только прикажет своим слугам, что пред тобой, разыскать человека, умеющего играть на лире. И когда на тебя нападет злой дух, посланный Богом, этот человек будет играть, и тебе станет легче».
17 Саул повелел своим слугам: «Найдите и приведите ко мне человека, искусного музыканта».
18 Один из слуг сказал: «Я видел у Иессея из Вифлеема сына, который хорошо играет на лире. Он достойный человек и воин, рассудителен и красив, и ГОСПОДЬ пребывает с ним».
19 Саул отправил гонцов к Иессею с приказом: «Пришли ко мне сына своего Давида, который пасет у тебя стадо».
20 Иессей нагрузил на осла мешок зерна,6 мех вина, добавил одного козленка и отослал всё это с сыном своим Давидом к Саулу.
21 Давид прибыл к Саулу, стал служить ему, и тот его очень полюбил и сделал своим оруженосцем.
22 Вскоре Саул передал Иессею через гонцов: «Пусть Давид служит мне, он снискал мое благоволение».
23 И когда дух, посылаемый Богом, нападал на Саула, Давид брал лиру и играл, и Саулу становилось легче, он успокаивался — злой дух отступал от него.

Комментарии МакДональда

III. ЖИЗНЬ ДАВИДА ДО СМЕРТИ САУЛА (Гл. 16−30)

A. Помазание Самуилом (16:1−13)

16:1−3 Пока Самуил все еще печалился из-за Саула, Господь прямо ему сказал посмотреть в лицо фактам: Саул был отвергнут, и Бог избрал другого человека, который будет управлять Его народом. Самуил должен был пойти в Вифлеем и помазать одного из сынов Иессея на царство. Тайна и обман — разные вещи. Бог не говорил Самуилу, что ему нужно солгать касательно своих намерений в Вифлееме; он на самом деле принес там жертву. Но помазание нового царя должно было оставаться в тайне и не подлежало разглашению в течение многих лет.

16:4−13 Приход Самуила в Вифлеем привел старейшин города в трепет. Пригласив Иессея и его сыновей к жертве, он осмотрел мужчин одного за другим, будучи уверен в том, что один из них — следующий царь. Но ни один из них не был выбран Богом. Самуил должен был научиться на примере Саула, что внешний человек не так важен, как внутренний (13:14). Бог смотрит на сердце (ст. 7). Принцип 7-го стиха всегда был верен: люди всегда судят по внешнему виду и одежде. В наши дни средства массовой информации способствуют такому неверному восприятию, используя эффектных людей в рекламе, на телевидении и в печатной продукции до такой степени, что создается впечатление, что обычные люди не выглядят достаточно хорошо. Саул был высокого роста, с темными волосами и красив собой. На самом деле, Давид тоже был хорош собой (ст. 12), но все еще выглядел слишком молодым для важной службы. К сожалению, церковь, особенно на телевидении, часто придавала большое значение не духовности, а поверхностной привлекательности — с губительными последствиями, когда эти телевизионные идолы претыкались.

Давида пришлось приводить на праздник. Он так мало значил в глазах своего отца, что Иессей был уверен в том, что пророку он не понадобится. Но Господь был крайне заинтересован в мальчике-пастушке, и Самуил, послушавшись голоса Бога, помазал Давида. Начиная с этого момента, Дух Господень сошел в силе на Давида и оставил Саула. Пройдут годы прежде, чем Давид наденет корону Саула, но, начиная с этого дня, и впредь царство было закреплено за Давидом.

Б. Служение Саулу (16:14−23)

Примерно в то же время, Саул начал страдать  умственным расстройством, причиненным злым духом. Выражение «злой дух от Господа» имеет следующее объяснение: часто говорится, что Бог что-то делает, когда Он просто это допускает. Доктор Рендл Шорт анализирует проблему царя следующим образом: «Диагноз Царя Саула — это типичный пример маниакально-депрессивного умопомешательства. Периоды глубокой депрессии, сопровождающиеся нерегулярными приступами насилия без всякой на то причины, мания   преследования, навеянная убеждением, что люди против него что-то замышляют..., очевидны». Слуги Саула предложили царю найти человека с музыкальными дарованиями, чтобы его успокаивать. Предложили Давида, и Саул послал за ним. Стих 18 показывает, что Давид заработал уже себе имя, даже до того, как встретился с Голиафом. Теперь его музыка помогала царю выходить из депрессии. Саулу он так понравился, что он сделал Давида своим личным оруженосцем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: Я отверг его.
7  [2] — Или: глаза.
12  [3] — Или: рыжеволосым.
12  [4] — Букв.: встань и соверши.
14  [5] — Букв.: от Господа. Для древних израильтян было характерно такое понимание Бога, в основе которого лежит идея теоцентризма: представление о том, что Бог ответствен за всё, что происходит в мире: и худое, и доброе; ср. 18:10; 2Цар 24:1 и последующие стихи. Выражаясь современным языком, это было допущено Богом. См. также Иак 1:13.
20  [6] — Или: приготовил хомер зерна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.