«Ликует о ГОСПОДЕ сердце мое,
вознес ГОСПОДЬ рог мой,1 силой меня наделив.
Уста широко открываю в торжестве над врагами!
Радуюсь, что Ты избавил меня!
Ты, ГОСПОДИ, един свят,
нет подобного Тебе!
Нет твердыни, равной Богу нашему!
Не множьте гордых речей,
да не выходят из уст ваших слова дерзкие!
ГОСПОДЬ — Бог всеведущий,
людские дела — на весах у Него.
Ломаются луки могучих воинов,
а бессильные обретают силу;
прежде сытые работают за кусок хлеба,
а голодавшие теперь в том нужды не имеют;2
бесплодная семерых родила,
а многодетная — увядает.
От ГОСПОДА — и смерть, и жизнь;
Он низводит в Шеол, Он же из него выводит!
От ГОСПОДА — нищета и богатство,
унижение и почет.
Из праха поднимет Он бедняка,
из пепла — нищего,
среди князей усадит их,
в наследство даст славный престол.
У ГОСПОДА — устои3 земли,
на них утвердил Он вселенную!
Поступь верных Ему укрепит ГОСПОДЬ,
а неверные4 сгинут во мгле:
не своею мощью силен человек!
Сокрушит ГОСПОДЬ противников Своих,
обрушит на них гром с небес.
Он будет вершить суд на земле от края и до края!
Да ниспошлет Он силы царю Своему,
рог помазанника5 Своего да вознесет!»
Б. Песня Анны (2:1−10)
Преданность жены и сына Елканы выделяется на фоне порочности семьи Илия. Посвятив своего сына Господу, Анна излила свое сердце в благодарении. Ее слова открывают глубокое познание Бога, Его характера и Его дел. Складывается впечатление, что в молитве упрекается Феннана за все колкости, которые она говорила Анне, но у этой молитвы есть также и пророческое значение, которое выходит за пределы этой домашней склоки, касается победы Израиля над врагами и ведет к правлению Христа.
На песню Марии, часто называемую Гимном (Лк 1:46−55), очевидно повлияло то, что она знала песню Анны.
В. Илий и его негодные сыновья (2:11−36)
2:11−17 Теперь повествование обращается к нечестивым сынам Илия. Они не знали Господа в том смысле, что они не были спасены по вере. За ними значатся три вещи: они обирали людей, когда те приносили мирные жертвы, не довольствуясь только туком с грудью и правым плечом (см. Лев 7:28−34). Они требовали мяса еще до того, как тук приносился в жертву Богу, таким образом увиливая от закона. И третье, они хотели мясо жарить, а не варить, ставя свой плотский аппетит на первое место. Если кто-то противился, они брали мясо силой. Их грех был велик, потому что они неуважительно относились к жертвоприношениям Господа.
2:18−21 Противовесом их нечестию была преданность ребенка Самуила и верность родителей Самуила в посещении ежегодных праздников. Благодаря тому, что первый плод чрева Анны был посвящен Господу, она была благословлена еще тремя сыновьями и двумя дочерьми. Это является хорошей иллюстрацией обетования Господа: «Давайте, и дано будет вам».
2:22−26 Только после того, как Илий услышал о порочности своих сыновей, он наконец их упрекнул. Но было уже слишком поздно для того, чтобы его словесные упреки возымели какой-либо эффект. Их сердца ожесточились, и были ожесточены Господом, как в случае с фараоном, потому что Бог уже решил предать их смерти. В это время Самуил тихо возрастал, а его чистота и доброта были в благоволении, как у Господа, так и у людей. Если учесть, что это происходило в период правления судей, неудивительно, что священству не удалось избежать морального упадка этого времени.
2:27−36 Упрек Господа Илию был настолько же суров, насколько был мягок его упрек собственным сыновьям. Явился безымянный человек Божий и предрек участь, которая постигнет священнический дом Илия. Пророк начал с Божьего призвания семьи Аарона быть Его священником, и его щедрости в том, как Он позволял им питаться жертвенным мясом. Затем он упрекнул Илия в том, что тот ставил аппетиты своих сыновей выше требований Бога (ст. 29). Предыдущее обещание Господа, касающееся вечного священства, предполагало, что священники будут приличными людьми. Но благодаря нечестию Илия и его дома, им уже больше не будет позволено служить в качестве священников; никто из его семьи не доживет до старости; храм в Силоме придет в упадок; а потомки Илия принесут стыд и печаль.
Более того, как Офни, так и Финеес умрут в один день в ознаменование того, что все эти наказания на самом деле произойдут.
Суд Божий на дом Илия исполнился следующим образом: Саул убил Ахимелеха и всех его сыновей (кроме Авиафара) (ст. 31; 22:16−20); Авиафар был исключен из священства Соломоном (ст. 32−33; 3Цар 2:27); Офни и Финеес умерли (ст. 34; 4:11). Илий принадлежал к роду Ифамара, и, когда Соломон убрал Авиафара, священство вернулось к дому Елеазара, которому оно и должно было принадлежать все это время. Финееса, сына Илии, не нужно путать с Финеесом, внуком Аарона (Чис 25:7−8).
Верный священник, обещанный в 35-м стихе, это Садок, принадлежавший дому Елеазара, служивший при Давиде и Соломоне. Его священство продлится даже во время Тысячелетнего Царства Христа (Иез 44:15). Но потомки Илия хотели получить чин священника не для того, чтобы служить Господу, а чтобы иметь пропитание (ст. 36). Многие усматривают в верном священнике, упомянутом в 35-м стихе, намек на Мессию, частично в силу того, что там говорится «во все дни».