1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Анна молилась и говорила:

«Ликует о ГОСПОДЕ сердце мое,
вознес ГОСПОДЬ рог мой,1 силой меня наделив.
Уста широко открываю в торжестве над врагами!
Радуюсь, что Ты избавил меня!

2

Ты, ГОСПОДИ, един свят,
нет подобного Тебе!
Нет твердыни, равной Богу нашему!

3

Не множьте гордых речей,
да не выходят из уст ваших слова дерзкие!
ГОСПОДЬ — Бог всеведущий,
людские дела — на весах у Него.

4

Ломаются луки могучих воинов,
а бессильные обретают силу;

5

прежде сытые работают за кусок хлеба,
а голодавшие теперь в том нужды не имеют;2
бесплодная семерых родила,
а многодетная — увядает.

6

От ГОСПОДА — и смерть, и жизнь;
Он низводит в Шеол, Он же из него выводит!

7

От ГОСПОДА — нищета и богатство,
унижение и почет.

8

Из праха поднимет Он бедняка,
из пепла — нищего,
среди князей усадит их,
в наследство даст славный престол.
У ГОСПОДА — устои3 земли,
на них утвердил Он вселенную!

9

Поступь верных Ему укрепит ГОСПОДЬ,
а неверные4 сгинут во мгле:
не своею мощью силен человек!

10

Сокрушит ГОСПОДЬ противников Своих,
обрушит на них гром с небес.
Он будет вершить суд на земле от края и до края!
Да ниспошлет Он силы царю Своему,
рог помазанника5 Своего да вознесет!»

11 Элкана пошел домой в Раму, а мальчик остался служить ГОСПОДУ при священнике Илии.
12 Сыновья Илия были нечестивцами и знать не хотели ни ГОСПОДА,
13 ни священнического долга перед народом.6 Когда кто-нибудь приносил жертву, то, пока мясо еще готовилось, приходил слуга священника с трезубой вилкой,
14 опускал ее в котел, в кастрюлю, в сковороду или горшок, и всё, что попадалось на вилку, священник забирал себе. Так обходились они со всеми израильтянами, приходившими в Силом.
15 И еще до того как сожгут на жертвеннике жир, подходил слуга священника к приносящему жертву и требовал: «Дай священнику мяса на жаркое, вареного он не возьмет, а только сырое».
16 И когда человек отвечал: «Пусть сначала сожгут жир, а потом забирай, что пожелаешь», — тот возражал: «Нет, отдавай сейчас, а если не дашь — возьму силой!»
17 Очень велик был грех этих юношей перед ГОСПОДОМ: с презрением относились они к святыне, жертвоприношению ГОСПОДУ!
18 Самуил служил ГОСПОДУ — был он еще совсем мальчиком и носил льняной эфод.
19 Верхнюю одежду на него шила ему мать, принося ее каждый раз, когда они с мужем приходили для ежегодной жертвы ГОСПОДУ.
20 Илий благословлял Элкану и его жену: «Пусть даст тебе ГОСПОДЬ потомство от этой женщины вместо этого сына, которого вы передали ГОСПОДУ!»7 Затем они возвращались к себе домой.
21 ГОСПОДЬ не оставил Анну: она зачала и родила еще трех сыновей и двух дочерей, а мальчик Самуил рос пред ГОСПОДОМ.8
22 Илий был уже очень стар. Он слышал обо всём, что творят его сыновья, как поступают с израильтянами, как предаются блуду с женщинами, прислуживающими у входа в Шатер Откровения.
23 И спросил их Илий: «Что это вы творите? Слышу я от народа слова о ваших дурных делах.
24 Нет, сыновья мои, недобрые вести я слышу, а ведь их слышит и весь народ ГОСПОДЕНЬ.
25 Если человек согрешит против человека, то Бог может за него заступиться, а если человек согрешит против ГОСПОДА, кто за него вступится?» Но не слушали они предостережений отца, потому что в воле ГОСПОДНЕЙ было предать их смерти.
26 А мальчик Самуил подрастал, и был он угоден и ГОСПОДУ, и людям.
27 Пришел к Илию человек Божий и передал ему, что говорит ГОСПОДЬ: «Разве не открылся Я твоим праотцам,9 когда они были еще в Египте, в рабстве10 у фараона?
28 Из всех колен Израилевых Я избрал твой род себе в священники, чтобы они восходили к Моему жертвеннику, чтобы воскуряли благовония, чтобы носили эфод передо Мной, и все жертвоприношения11 сынов Израилевых Я поручил роду отца твоего.
29 Что же вы попираете12 жертвы и дары, назначенные Мной для Святилища? Ты чтишь своих сыновей превыше Меня, вы жиреете от лучших приношений народа Моего, Израиля!
30 Поэтому так говорит ГОСПОДЬ: „Я воистину обещал, что род твой, род предков твоих, вечно будет предстоять Мне“. Но теперь ГОСПОДЬ изрек: „Не быть тому вовек! Тех, кто чтит Меня, буду чтить и Я, но те, кто относится ко Мне с презрением, будут посрамлены.
31 Настают времена, когда истощу Я твою силу, силу твоего отеческого рода, и никто в нем не будет доживать до старости.
32 С досадою и завистью в глазах ты будешь смотреть на ниспосланные Израилю блага,13 но никогда впредь не будет в роду твоем старца.
33 Впрочем, не отторгну твоих потомков от жертвенника Моего — глазам твоим на муку, душе на страдание. Но все, кто родится в твоем роду, будут умирать во цвете лет.14
34 Вот знамение тебе, которое коснется обоих сыновей твоих, Хофни и Финееса: в один день умрут оба.
35 А Я взращу Себе священника верного, по сердцу будут Мне его дела, по душе, род его Я укреплю, и будет он всегда предстоять помазаннику Моему“.
36 И тот, кто останется в твоем роду, придет к нему с поклоном ради крупицы серебра, ради хлебной лепешки и скажет: „Прошу, поставь меня хоть на какое-нибудь священническое служение, чтобы был у меня кусок хлеба“».

Комментарии МакДональда

Б. Песня Анны (2:1−10)

Преданность жены и сына Елканы выделяется на фоне порочности семьи Илия. Посвятив своего сына Господу, Анна излила свое сердце в благодарении. Ее слова открывают глубокое познание Бога, Его характера и Его дел. Складывается впечатление, что в молитве упрекается Феннана за все колкости, которые она говорила Анне, но у этой молитвы есть также и пророческое значение, которое выходит за пределы этой домашней склоки, касается победы Израиля над врагами и ведет к правлению Христа.

На песню Марии, часто называемую Гимном (Лк 1:46−55), очевидно повлияло то, что она знала песню Анны.

В. Илий и его негодные сыновья (2:11−36)

2:11−17 Теперь повествование обращается к нечестивым сынам Илия. Они не знали Господа в том смысле, что они не были спасены по вере. За ними значатся три вещи: они обирали людей, когда те приносили мирные жертвы, не довольствуясь только туком с грудью и правым плечом (см. Лев 7:28−34). Они требовали мяса еще до того, как тук приносился в жертву Богу, таким образом увиливая от закона. И третье, они хотели мясо жарить, а не варить, ставя свой плотский аппетит на первое место. Если кто-то противился, они брали мясо силой. Их грех был велик, потому что они неуважительно относились к жертвоприношениям Господа.

2:18−21 Противовесом их нечестию была преданность ребенка Самуила и верность родителей Самуила в посещении ежегодных праздников. Благодаря тому, что первый плод чрева Анны был посвящен Господу, она была благословлена еще тремя сыновьями и двумя дочерьми. Это является хорошей иллюстрацией обетования Господа: «Давайте, и дано будет вам».

2:22−26 Только после того, как Илий услышал о порочности своих сыновей, он наконец их упрекнул. Но было уже слишком поздно для того, чтобы его словесные упреки возымели какой-либо эффект. Их сердца ожесточились, и были ожесточены Господом, как в случае с фараоном, потому что Бог уже решил предать их смерти. В это время Самуил тихо возрастал, а его чистота и доброта были в благоволении, как у Господа, так и у людей. Если учесть, что это происходило в период правления судей, неудивительно, что священству не удалось избежать морального упадка этого времени.

2:27−36 Упрек Господа Илию был настолько же суров, насколько был мягок его упрек собственным сыновьям. Явился безымянный человек Божий и предрек участь, которая постигнет священнический дом Илия. Пророк начал с Божьего призвания семьи Аарона быть Его священником, и его щедрости в том, как Он позволял им питаться жертвенным мясом. Затем он упрекнул Илия в том, что тот ставил аппетиты своих сыновей выше требований Бога (ст. 29). Предыдущее обещание Господа, касающееся вечного священства, предполагало, что священники будут приличными людьми. Но благодаря нечестию Илия и его дома, им уже больше не будет позволено служить в качестве священников; никто из его семьи не доживет до старости; храм в Силоме придет в упадок; а потомки Илия принесут стыд и печаль.

Более того, как Офни, так и Финеес умрут в один день в ознаменование того, что все эти наказания на самом деле произойдут.

Суд Божий на дом Илия исполнился следующим образом: Саул убил Ахимелеха и всех его сыновей (кроме Авиафара) (ст. 31; 22:16−20); Авиафар был исключен из священства Соломоном (ст. 32−33; 3Цар 2:27); Офни и Финеес умерли (ст. 34; 4:11). Илий принадлежал к роду Ифамара, и, когда Соломон убрал Авиафара, священство вернулось к дому Елеазара, которому оно и должно было принадлежать все это время. Финееса, сына Илии, не нужно путать с Финеесом, внуком Аарона (Чис 25:7−8).

Верный священник, обещанный в 35-м стихе, это Садок, принадлежавший дому Елеазара, служивший при Давиде и Соломоне. Его священство продлится даже во время Тысячелетнего Царства Христа (Иез 44:15). Но потомки Илия хотели получить чин священника не для того, чтобы служить Господу, а чтобы иметь пропитание (ст. 36). Многие усматривают в верном священнике, упомянутом в 35-м стихе, намек на Мессию, частично в силу того, что там говорится «во все дни».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Рог — символ могущества и силы; ср. ст. 10.
5  [2] — Так по друг. чтению, букв.: перестают (работать).
8  [3] — Букв.: столбы.
9  [4] — Или: нечестивые.
10  [5] — Здесь, как и в ст. 36, речь идет о будущей монархии и царе как помазаннике Божьем.
13  [6] — Друг. возм. пер.: по обыкновению священники так обходились с народом.
20  [7] — Или: выпросили у Господа.
21  [8] — Букв.: с Господом, ср. Исх 34:28, Втор 18:13.
27  [9] — Букв.: дому отца твоего.
27  [10] — Букв.: в доме, в знач. под властью.
28  [11] — Или: все сжигаемые огнем жертвоприношения.
29  [12] — Или: так жадно смотрите на
32  [13] — Так по друг. чтению. Масоретский текст: ты увидишь бедствие Святилища Моего, и пусть будет благо Израилю.
33  [14] — Букв.: мужами. Друг. возм. пер.: но всех, кто родятся в твоем роду, поразит меч.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.