1 Царств 22 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Из Гата1 Давид бежал в пещеру Адуллам. Услышав об этом, все его братья и весь отчий род присоединились к нему.
2 К нему собирались все обездоленные, все, кто не мог выплатить долга, все, кому приходилось горько. Он стал их предводителем, и было с ним около четырехсот человек.
3 Оттуда Давид отправился в Мицпу, что в Моаве, и сказал царю моавскому: «Прошу тебя, пусть мои отец и мать побудут у тебя, покуда я не узнаю, что мне уготовано Богом».
4 Он отвел их к царю Моава, и они оставались у него всё время, пока Давид прятался в горах.
5 Но пророк Гад сказал Давиду: «Хватит прятаться в горах, возвращайся в Иудею!» И Давид отправился в лес Херет.
6 Тем временем Саул услышал о том, что объявился Давид и его люди. Саул сидел тогда под тамариском на холме в Гиве, в руке у него было копье, а перед ним стояли все его слуги.
7 И сказал Саул слугам, стоявшим перед ним: «Послушайте, вениаминитяне! Разве сын Иессея даст вам всем поля и виноградники, разве поставит всех вас начальниками над тысячами и сотнями воинов?
8 Неужели в надежде на это вы все сговорились против меня? И никто из вас не открыл мне, что мой сын заключил союз с сыном Иессея, никто не посочувствовал, не предупредил, что сын подстрекает слугу моего устроить засаду на меня, как это произошло теперь!»
9 Доэг-эдомитянин, что стоял среди слуг Сауловых, ответил: «Я видел, как сын Иессея приходил в Нове к Ахимелеху, сыну Ахитува.
10 Тот вопрошал о нем ГОСПОДА, снабдил его хлебом и отдал ему меч филистимлянина Голиафа».
11 Тогда царь послал за священником Ахимелехом, сыном Ахитува, и за всеми людьми из рода отца его, что были священниками в Нове. Все они явились к царю.
12 Царь обратился к Ахимелеху: «Послушай, сын Ахитува!» «Да, владыка мой», — отозвался тот.
13 «Зачем вы сговорились против меня, — спросил его Саул, — ты и сын Иессея? Ты вопрошал для него Бога, снабдил его хлебом и мечом — а теперь он восстал против меня и подстерегает меня в засаде».
14 Отвечал Ахимелех царю: «Кто из всех твоих слуг сравнится с Давидом? Он верен тебе, он зять царя, он начальствует над твоей стражей,2 его почитают в твоем доме.
15 Разве только теперь начал я вопрошать для него Бога? Нет, царь, не вини ни в чем ни слугу твоего, ни весь род моего отца, потому что слуга твой ничего об этом не знал, даже самой малости».
16 Царь на это ответил: «Ты умрешь, Ахимелех, ты и весь род твоего отца».
17 И приказал царь стражникам, стоявшим рядом с ним: «Идите3 и перебейте этих священников ГОСПОДНИХ, потому что они тоже на стороне Давида: они знали, что он бежал, но не открыли мне». Но слуги царя не смели поднять руку на священников ГОСПОДНИХ.
18 Тогда царь велел Доэгу: «Иди и перебей священников!» Доэг-эдомитянин исполнил волю царя: пошел и убил в тот день восемьдесят пять человек, носивших льняной эфод.
19 А потом и в Нове, городе священников, он всех перебил мечом: мужчин и женщин, детей и младенцев, волов, ослов и овец.
20 Спасся только один сын Ахимелеха, внук Ахитува, по имени Авьятар, который бежал к Давиду.
21 Авьятар рассказал ему, что Саул убил священников ГОСПОДНИХ.
22 Давид ответил Авьятару: «Знал я, что был там в тот день Доэг-эдомитянин, и понял, что он непременно донесет Саулу. Это я навлек гибель на весь род твоего отца!
23 Оставайся со мной, не бойся: кто ищет моей смерти, тот ищет и твоей, так что у меня ты в безопасности».

Комментарии МакДональда

3. Побег Давида и убиение священников Саулом (Гл. 22)

22:1−2 Когда Давид вернулся в Израиль, он нашел прибежище в пещере Адолламской, находившейся на территории Иуды, на юго-западе от Вифлеема. Она стала местом жительства всех притесненных, огорченных и должников. Давид здесь является прототипом Христа в его настоящем отторжении, призывая всех упавших духом к Себе для спасения. За короткий промежуток времени в Адолламе собралось небольшое войско, состоявшее из четырех сотен мужей; позже оно возросло до шести сотен мужей. В мире эти люди были неудачниками, но под предводительством Давида они превратились в храбрецов (2 Царств 23).

22:3−5 К Давиду также присоединились его родители. Будучи озабочен их благосостоянием, он отправился в Моав, чтобы договориться о том, что, пока он скрывается, они останутся там. Хотя Давид был потомком Руфь, Моавитянки (Руфь 4:17), он ошибся, доверившись врагам Господа. (Предания гласят, что Моавитяне в итоге убили родителей Давида). Вскоре после возвращения Давида пророк Гад сказал ему уходить из Адоллама, поэтому он отправился в лес Херет, также находившийся в Иудее.

22:6−8 В Гиве, в земле Вениамина, Саул настраивал Вениамитян и своих слуг против Давида. Он спросил их, наградит ли их Давид так же щедро, как это делал он. В конце концов, Давид был не из их колена. Саул обвинил их в том, что они сокрыли от него заговоры, направленные против него. К этому времени он превратился в абсолютного параноика, полного абсурда. Он считал, что все ополчились против него, даже его собственный сын.

22:9−15 Доик Идумеянин, желая воспользоваться представившейся возможностью произвести впечатление на царя, рассказал Саулу о том, как священник Ахимелех помог Давиду, обеспечив ему продовольствие и вопросив о нем Господа. Священника и его семью мгновенно позвали к царю и обвинили в измене. В ответ Ахимелех сослался на верность Давида царю и его собственную невиновность в том, что он помог человеку, которого считал преданным Саулу. Он упомянул, что вопрошает Господа о Давиде не впервые. Касательно обвинений Саула в том, что Давид его ослушался и строит против него козни, Ахимелех сказал, что ничего об этом не знает.

22:16−19 Действия Саула являются доказательством того, что к этому моменту он совершенно обезумел. Когда его телохранители отказались убивать священников Господних, Доик, языческий «пес» в полном смысле этого слова, мгновенно набросился на них, не заботясь о том, что они были священниками, и убил восемьдесят пять из них. Как будто этого было недостаточно, он также напал на Номву, город Ахимелеха, и убил всех жителей и все поголовье скота.

22:20−23 Выжил только Авиафар; он убежал к Давиду и рассказал ему о том, что произошло. Потом он остался с Давидом и служил в качестве первосвященника, пока не был заслуженно смещен с занимаемого поста Соломоном (3 Царств 2:27). В каком-то смысле, смерть священников была результатом лжи и замыслов Давида (ст. 22). С другой стороны, она была Божьим судом на дом Илия (2:31−36; 3:11−14). Но сам Саул должен понести основную часть вины за эту бойню, так как это был его приказ.

Пророк (Гад), священник (Авиафар) и царь (Давид), все вместе в изгнании, представляют собой Христа в наши дни, когда Он ждет, пока Его враги будут положены в подножие ног Его и Его престол будет установлен на земле.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: оттуда.
14  [2] — Так в LXX; масоретский текст: поворачивает стражу.
17  [3] — Букв.: повернитесь; то же в ст. 18.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.