1 Царств 6 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Ковчег ГОСПОДЕНЬ находился на филистимской равнине семь месяцев.
2 Филистимляне призвали жрецов и гадателей и спросили: «Что нам делать с ковчегом ГОСПОДНИМ? Расскажите, как нам вернуть его на место!»
3 Те ответили: «Если вы хотите отослать ковчег Бога Израилева, то не отсылайте его просто так, а принесите Богу1 жертву за провинность.2 Тогда вы исцелитесь и узнаете, за что Он наказывает вас».
4 Они спросили: «Какую жертву за провинность принести Ему?» Те ответили: «По числу ваших областей3 — пять золотых изображений нарывов и пять золотых крыс,4 ведь всех вас и правителей ваших постигла одна и та же беда.
5 Поэтому сделайте изображения нарывов и крыс, которые опустошают вашу страну. Воздайте славу Богу Израилеву — может быть, тогда Он перестанет карать вас,5 ваших богов и вашу страну.
6 К чему вам упрямствовать, как упрямствовали египтяне и фараон? Ведь они вынуждены были отпустить израильтян, когда Господь6 посрамил их. И израильтяне ушли.
7 Так что снарядите новую повозку и двух дойных коров, прежде не ходивших под ярмом: коров запрягите в повозку, а телят их отведите обратно в загон.
8 Возьмите ковчег ГОСПОДЕНЬ и поставьте на повозку, а рядом с ним — ящик с золотыми предметами, которые вы принесете Ему как жертву за провинность. Потом отпустите повозку, куда повезут ее коровы,
9 а сами наблюдайте: если ковчег отправится в свою страну, к Бет-Шемешу, то эту великую беду наслал на нас Бог, а если нет, то мы будем знать, что не Его рука поразила нас и что беда эта постигла нас случайно».
10 Так и поступили эти люди: взяли двух дойных коров и запрягли в повозку, а телят их оставили в загоне.
11 Поставили на повозку ковчег ГОСПОДЕНЬ и ящик с золотыми крысами и изображениями нарывов.
12 Коровы пошли по дороге, прямо ведущей к Бет-Шемешу: шли они, не сворачивая ни вправо, ни влево, и мычали, а филистимские правители шли следом за ними до самого Бет-Шемеша.
13 В полях Бет-Шемеша в то время жали пшеницу, и когда жнецы подняли глаза свои, то увидели ковчег и возликовали.
14 Повозка доехала до участка Иисуса из Бет-Шемеша и остановилась там, где был огромный камень. Люди Бет-Шемеша порубили повозку на дрова и принесли коров во всесожжение ГОСПОДУ.
15 Затем ковчег ГОСПОДЕНЬ и ящик, в котором были золотые предметы, левиты сняли и поставили на тот огромный камень, а жители Бет-Шемеша принесли в этот день ГОСПОДУ всесожжения и прочие жертвы.
16 Увидев это, пять филистимских правителей в тот же день вернулись в Экрон.
17 Золотых изображений нарывов, что филистимляне принесли в жертву ГОСПОДУ за провинность, было пять, по одному за каждый город: одно за Ашдод, одно за Газу, одно за Ашкелон, одно за Гат и одно за Экрон.
18 А золотых крыс было по числу филистимских крепостей вместе с их предместьями в пяти областях.7 (Огромный камень, на который поставили ковчег ГОСПОДЕНЬ, и по сей день стоит на поле Иисуса из Бет-Шемеша.)
19 Тем временем люди Бет-Шемеша стали заглядывать в ковчег ГОСПОДЕНЬ, и за это поразил ГОСПОДЬ семьдесят человек [из пятидесяти тысяч].8 В скорбь повергло народ жестокое поражение от ГОСПОДА.
20 Люди Бет-Шемеша стали говорить: «Кто сможет устоять перед ГОСПОДОМ, этим святым Богом? Хоть бы кто-нибудь взял да унес от нас этот ковчег! »9
21 Отправили они гонцов к жителям Кирьят-Еарима со словами: «Филистимляне возвратили ковчег ГОСПОДЕНЬ — придите и заберите его».

Комментарии МакДональда

3. Возврат ковчега (Гл. 6−7)

6:1−6 Всего через семь месяцев Филистимляне обрели должный страх перед ковчегом. Они захотели вернуть его в Израиль, но сделать это как полагается во избежание дальнейшего осуждения. Они посоветовались с языческими жрецами и прорицателями. Те предложили вернуть ковчег с жертвой повинности; состоящей из пяти золотых наростов и пяти золотых мышей. Среди этого народа получил широкое распространение обычай ублажать своих богов и возмещать убытки, принося в жертву то, что явилось причиной их погибели. Упоминание мышей наводит изучающих Библию людей на мысль о том, что бедствие, постигнувшее эти города, было бубонной чумой, разносившейся блохами на мышах. Жрецы далее напомнили им о судьбе Египта от руки Иеговы, и призвали их не ожесточать свои сердца, как ожесточили свои сердца Египтяне и фараон, а приложить все усилия к тому, чтобы вернуть ковчег туда, где он должен быть.

6:7−12 Чтобы удостовериться в том, что все произошедшее с ними было судом Иеговы, а не простой случайностью, Филистимские жрецы запланировали вернуть ковчег таким образом, который потребовал бы божественного вмешательства. У двух первородивших коров, которых впрягли в колесницу, были маленькие телята, и если бы они бросили своих телят, это противоречило всем природным инстинктам. На этих коровах никогда не было ярма, однако они хорошо шли вместе в упряжке, не уклоняясь ни направо, ни налево. Несмотря на то, что их никто не направлял, коровы пошли прямо по дороге к Вефсамису, расположенному на территории Иуды.

6:13−18 Жители Вефсамиса жали пшеницу, когда они увидели ковчег. Что за зрелище — две коровы, идущие сами по себе, привезли ковчег Божий обратно в Израиль! Излилась великая радость. Колесницу раскололи на дрова, чтобы разжечь костер, а коров принесли во всесожжение Господу. Ковчег и ящик, в котором была жертва повинности, поместили на большой камень.

Можно провести духовные параллели с историей с коровами Вефсамиса. Христианские миссионеры оставляют дом и семьи и несут весть Господа туда, куда направит их Господь, не сворачивая ни направо, ни налево. Услышав о Господе, неверующие радуются. Миссионеры готовы к служению и самопожертвованию.

6:19−21 Но жители Вефсамиса не стали обращаться с ковчегом, как со святыней; они заглянули в ковчег. В результате, Бог убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. Испугавшись того, что ковчег останется у них, они послали гонцов жителям Кириаф-Иарима и попросили их забрать ковчег. (Возникают сомнения, что в Вефсамисе было 50 070 человек. Джосефус, Кайл и Делицш, и многие другие авторитетные мнения говорят, что в тексте должно просто значиться семьдесят человек, так как число 50 000 отсутствует во многих еврейских рукописях).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: Ему.
3  [2] — Или: жертву признания вины; то же в ст. 4, 8 и 17. См. Лев 5:15,16; Лев 7:1−10.
4  [3] — Букв.: правителей.
4  [4] — Или: мышей.
5  [5] — Или: отведет от вас Свою (карающую) руку.
6  [6] — Букв.: Он.
18  [7] — Или: от укрепленного города до неогороженного поселка.
19  [8] — Букв.: семьдесят человек (и) пятьдесят тысяч; в некот. рукописях: пятьдесят человек.
20  [9] — Или: к кому (должен) перейти (ковчег) от нас?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.