По Матфею 4 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 После того Дух Божий увел Иисуса в пустыню. Там предстояло Ему перенести искушения дьявола.
2 После сорока дней и ночей поста Иисус был истомлен голодом.
3 И приступил к Нему искуситель, и сказал: «Если Ты Сын Божий, прикажи этим камням стать хлебами».
4 Иисус возразил ему: «В Писании сказано:

Не хлебом единым должно жить человеку,
но словом каждым, исходящим из уст Божьих1».

5 Взял Его тогда дьявол с собой во святой город,2 поставил на край стены3 Храма
6 и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз! Ведь сказано в Писании:

Ангелам Своим поручит Он Тебя,
и на руках понесут Тебя,
чтобы Ты ногой Своей не споткнулся о камень“».4

7 Иисус отвечал ему: «Но там и другое написано: „ Без нужды не испытывай Господа Бога своего“».5
8 Наконец привел Его дьявол на высочайшую гору и, явив Ему великолепие всех царств мира,
9 сказал: «Всё это дам я Тебе, если Ты падешь ниц и поклонишься мне как божеству ».
10 «Прочь от Меня, сатана!6вновь отвечал Иисус. — Сказано в Писании:

Господу Богу твоему поклоняйся
и Ему одному служи7».

11 Тогда дьявол оставил Его, и тотчас пришли к Иисусу ангелы Божии, чтобы заботиться о Нем.
12 Вскоре Иисус услышал, что Иоанн взят под стражу. 8 Он удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, поселился в Капернауме, что у моря Галилейского, в земле Завулона и Неффалима.
14 Так исполнилось сказанное через пророка Исайю:
15

«Земля Завулона и земля Неффалима,
ведущая к морю, на той стороне Иордана,
Галилея, страна язычников,

16

народ этот, пребывавший во тьме,
увидел свет великий;
для тех, кто жил в стране тени смертной,
свет воссиял».9

17 С тех пор Иисус стал проповедовать в Галилее. «Покайтесь, — говорил Он, — ибо приблизилось Царство Небесное!»
18 Проходя как-то берегом моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев, закидывавших в море сеть: Симона, по прозванию Петр, и брата его Андрея. Они были рыбаки.
19 «Идите за Мной, — сказал Он им, — и Я сделаю вас ловцами людей».
20 Они сразу оставили сети и последовали за Ним.
21 Пройдя дальше, Иисус увидел других двух братьев: Иакова, сына Зеведеева, и брата его Иоанна, которые с отцом своим Зеведеем чинили сети в лодке. Их тоже позвал Иисус.
22 Тотчас, оставив лодку и отца своего, они последовали за Ним.
23 По всей Галилее ходил Иисус, уча в синагогах,10 возвещая Благую Весть о Царстве Божьем и исцеляя людей от всякой болезни и всякого недуга.
24 Со временем слух о Нем прошел и по всей Сирии. И приносили к Нему страдающих от разных болезней и мучительных недугов, одержимых бесами, больных падучей и разбитых параличом. Всех их исцелял Иисус.
25 И ходили за Ним толпы людей из Галилеи, из-за Иордана, из Иерусалима, Иудеи и Десятиградия.

Новый Библейский Комментарий

4:1−16 Искушение и подготовка

4:1−11 Искушение Иисуса в пустыне (см.: Мк 1:12−13; Лк 4:1−13). Слово «искушение» указывает скорее на отрицательные переживания, однако Иисусу было предопределено Богом (1) пройти этот подготовительный путь перед дальнейшим служением. Греч. слово имеет общее значение «испытание», которое служит более точным переводом данного места.

В центре внимания стоит утверждение об Иисусе как Сыне Божьем (3:17; 4:3, 6). В чем же значение этого положения в Его отношениях с Отцом? Три испытания вскрывают различные стороны этих отношений и то, каким образом злоупотребление Своим высоким званием могло бы разрушить служение Иисуса. Он должен был оказаться готовым терпеть лишения в исполнении замысла Божьего относительно Него, не используя «привилегий» Своего статуса (2−4); доверять воле Отца, не пытаясь проверить, спасет ли Его Бог в случае опасности (5−7); не искать «легких путей» для исполнения Своего назначения, достигая тем самым цели и повинуясь Отцу (8−10).

Каждое предложение отвергается с помощью текстов Писания, которые восходят ко Втор. 6−8. В этом отрывке говорится об испытаниях израильского народа в пустыне («как человек учит сына своего», Втор 8:5; ср.: 8:2), и приводимые цитаты говорят о тех уроках, которые должен был усвоить Израиль посредством этих испытаний. Ныне новый «Сын Божий» готовится к Своему пути, и служение Иисуса, «нового Израиля», должно основываться на тех же принципах повиновения, которые не смог усвоить израильский народ.

Примечания. Ст. 1 Диавол преследовал свои цели, искушая Иисуса неправедно воспользоваться Своим положением, но его враждебные цели были использованы Богом для испытания Своего Сына.

Ст. 2 То, что Иисус постился и взалкал, показывает нам, что Ему не были чужды человеческие страдания.

Ст. 6 Дьявол достаточно точно цитирует место из Пс 90:11, 12 (и несомненно, что испытание доказало бы его истинность), но даже точная цитата из Писания может быть неверно применена.

Ст. 8 Сравните с 28:18, где через Свое послушание Иисус получает всю власть не только на земле, но и на небе!

4:12−16 Иисус переходит в Галилею (ср.: Мк 1:14; Лк 4:14). Заключение Иоанна под стражу сделало пребывание Иисуса, как единомышленника Иоанна, опасным на юге и одновременно открыло Ему путь к началу собственного служения. Галилея отныне становится ареной действий Иисуса до времени Его последнего путешествия в Иерусалим в гл. 21. Именно в Галилее должен был просиять свет (о котором пророчествовал Исайя в 9:1, 2), а проповедь Иисуса должна была укрепиться и набрать силу. Иерусалиму, напротив, суждено было стать местом отвержения и смерти. Такое противопоставление проходит через все Евангелие, получая завершение в возвращении Иисуса из Иерусалима в Галилею, откуда Он посылает Своих учеников проповедовать Евангелие в гл. 28.

Галилея {языческая) была географически и политически отделена от Иудеи, и евреи занимали не такую большую часть среди ее населения. Иудеи считали ее жителей невежественными и нерелигиозными людьми, и есть очевидные свидетельства напряженных отношений между двумя провинциями в новозаветные времена. Галилеянин Иисус в сущности был в Иерусалиме чужеземцем.

4:17 — 16:20 Общественноеслужение в Галилее и вокруг нее

4:17−25 Начало общественного служения

4:17 Призыв Иисуса (см.: Мк 1:14−15). В «Кратком содержании» говорилось, что этот стих служит указанием на начало нового этапа служения. Связь с Иоанном Крестителем см. в: 3:2. Тема Царства Небесного занимает центральное место в проповеди Иисуса: Бог — это Царь, Чье правление отныне входит в полную силу.

4:18−22 Призвание первых апостолов (см.: Мк 1:16−20; ср.: Лк 5:1−11). Помощники Иисуса в Его служении не могли быть просто Его «соработниками», они сами должны были стать ловцами человеков, приводя людей к Богу. Эти стихи показывают, что полное посвящение Иисусу требует абсолютной преданности.

Симон, Иаков и Иоанн (и в меньшей степени Андрей) составляли ядро апостольской группы. Их призвание и готовность откликнуться на призыв, видимо, характеризуют всю группу в целом.

4:23−25 Краткий обзор служения Иисуса (ср.: Мк 1:39; 3:7−12; Лк 4:44; 6:17−19). Это краткое заключение показывает, что Иисус был принят в синагогах (противостояние ждало Его еще впереди) и широко известен как Учитель и особенно как Исцелитель — Его проповедь в Галилее имела весьма большой успех. Хотя служение Иисуса было ограничено Галилеей, о Нем узнали в «большой Палестине» (которая составляла часть римской провинции Сирия). То, что Иисус исцелял людей, показывает, что служение Иоанна Крестителя пришло к завершению: сила Царства Небесного, именем которой проповедовал Иоанн, была явлена в действии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Втор 8:3.
5  [2] — Т.е. в Иерусалим.
5  [3] — Или: на крыло.
6  [4] — Пс 91(90):11, 12.
7  [5] — Втор 6:16 (LXX).
10  [6] — См. в Словаре Сатана.
10  [7] — Втор 6:13 (LXX).
12  [8] — Букв.: Иоанн предан.
16  [9] — Ис 9:1,2.
23  [10] — См. в Словаре Синагога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.