По Луке 11 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 В неком месте, после того, как Иисус закончил молиться, один из Его учеников попросил Его: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников».
2 Он сказал им: «Когда молитесь, говорите так:

„Отче!
Почитаемо да будет святое имя Твое!
Да придет Твое Царство!

3

Хлеб наш насущный1 даруй нам на каждый день.

4

И прости нам грехи наши,
ведь и мы прощаем всем,
кто нам зло причиняет.2
И не дай нам впасть во искушенье!“»3

5 Потом Он сказал им: « Скажем, у кого-то из вас есть друг, и ты пойдешь к нему посреди ночи и скажешь: „Друг, дай мне хотя бы три лепешки, я потом верну тебе.
6 Мой приятель зашел сейчас ко мне с дороги, и мне нечего предложить ему“.
7 И тот, не выходя из дома, ответит: „Не беспокой меня. Дверь уже на ночь заперта, мои дети и я уже в постели. Я не могу встать и дать тебе то, о чем просишь ».
8 Говорю вам, если даже он сразу и не встанет и не даст ему хлеба по дружбе с ним, всё равно поднимется и даст тому всё, что нужно, если тот проявит большую настойчивость.
9 И Я говорю вам: просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучитесь — и вам отворят.
10 Всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.
11 Неужели найдется среди вас отец, который даст сыну своему змею, когда тот попросит у него рыбы?4
12 Или даст скорпиона, когда тот попросит яйцо?
13 Если вы, злые по своей природе люди, можете давать хорошее5 своим детям, то тем более Небесный Отец даст Духа Святого тем, кто просит у Него».
14 Однажды Иисус изгонял беса, [который был] немым;6 и когда бес вышел, то бывший одержимым7 заговорил. Народ пришел в изумление,
15 но были и такие, кто говорил: «Он изгоняет бесов в союзе с Веельзевулом,8 князем бесовским».
16 А другие, искушая Его, требовали от Него знамений с неба.
17 Он же, зная их мысли, сказал им: «Любое царство, разделенное внутренней враждой, превращается в пустыню, в таком царстве и семьи нападают одна на другую.
18 Если сатана окажется в разладе с самим собой, как устоит его царство? А по-вашему выходит, что Я силой Веельзевула изгоняю бесов.
19 Если Я изгоняю бесов с помощью Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши дети? Вот они-то и произнесут свой приговор над вами.
20 Если же в том, что Я изгоняю бесов, виден перст Божий,9 тогда уж точно Царство Божие пришло к вам.
21 Когда сильный человек, вооружившись, охраняет свой дом, то его имущество в безопасности.
22 Но если нападет на него тот, кто сильнее его, и победит его, то заберет у него всё оружие, на которое тот полагался, и разделит со своими друзьями отнятую у него добычу.
23 Кто не со Мной, тот против Меня. И кто не собирает со Мной, тот расточает.
24 Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводным местам, ища покоя. И, не находя, говорит: „Вернусь-ка в мой дом, который я оставил!“
25 И, возвратясь, находит его выметенным и убранным.
26 Тогда он идет и берет семь других духов, более злых, чем он; и они, войдя, поселяются там. И, в конце концов, человек тот оказывается в худшем положении, чем он был вначале».
27 Когда Иисус говорил это, одна женщина из толпы воскликнула: «Блаженна мать, родившая и вскормившая Тебя!»10
28 Но Он сказал: «Еще блаженнее те, кто слушает слово Божие и соблюдает его! »
29 Толпа вокруг Иисуса росла всё больше и больше. Тогда Он сказал: «Поколение это — нечестивое поколение. Знамения требуют,11 но не будет дано ему никакого другого знамения, кроме знамения Ионы.
30 Ибо как Иона был знамением для ниневитян, так и Сын Человеческий — для этого рода.
31 Царица Юга явится на суд, когда судимы будут люди12 этого поколения, и она осудит13 их, ведь она, хоть и жила на краю света, пришла послушать мудрость Соломона, а здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
32 Жители Ниневии явятся14 во время суда вместе с этим поколением и осудят15 его, ведь они покаялись от проповеди Ионы. Здесь же Тот, Кто больше Ионы.
33 Никто, зажегши светильник, не прячет его [и не ставит под сосуд], а ставит его на подставку, чтобы входящие видели свет.
34 Светильник тела есть глаз твой. Если глаза твои беззлобны,16 всё тело твое наполнено светом, а если злые они — тьма во всем теле твоем.
35 Поэтому смотри, чтобы в тебе вместо света не было тьмы.
36 Если всё тело твое светом наполнено и ничего в нем темного нет, то и будет оно полностью освещено, как бывает, когда светильник своим сиянием освещает тебя».
37 Когда Он закончил говорить,17 один из фарисеев попросил Его отобедать у него. Иисус вошел в дом и занял место за столом,
38 не совершив прежде ритуального омовения рук перед едой. Фарисей же, заметив это, не скрыл своего удивления.
39 Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, хотя и содержите свои чаши и блюда снаружи в чистоте, внутри полны вы злобы и жадности.
40 Безумные! Не Тот ли, Кто создал внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Если бы вы давали то, что в чашах, бедным,18 всё для вас было бы чистым.
42 Но горе вам, фарисеи! Вы даете десятину с мяты, руты и всякой зелени, а позабыли о справедливости и любви к Богу. А ведь это следовало вам делать и о том не забывать.
43 Горе вам, фарисеи! Вы любите занимать почетные места в синагогах и любите, когда кланяются вам на площадях.
44 Горе вам,19 ибо вы как никем не замечаемые могилы: люди ходят по ним, не подозревая об этом ».
45 «Учитель, — возразил Ему один из законников, — говоря это, Ты и нас оскорбляешь!»
46 Но Он сказал: «Горе и вам, законники! Вы возлагаете на людей непосильное бремя, а сами и пальцем не прикасаетесь к нему.
47 Горе вам! Вы строите гробницы пророкам, которых убили отцы ваши.
48 И тем самым вы свидетельствуете, что одобряете дела отцов ваших: они убивали пророков, а вы гробницы строите.
49 Вот почему мудрость Божья изрекла: „Пошлю к ним пророков и апостолов: одних они убьют, а других будут преследовать“,
50 а потому поколение это будет в ответе за кровь всех пророков, пролитую от сотворения мира:
51 от крови Авеля до крови Захарии, погибшего между жертвенником и Домом Божьим. Да, говорю вам: это поколение ответит за всё.
52 Горе вам, законники! Вы присвоили ключ к знанию: сами не вошли и тем, кто хотел войти, помешали».
53 Когда Он вышел оттуда, книжники и фарисеи начали с ожесточением наступать на Него, добиваясь от Него ответов на множество вопросов,
54 пытаясь поймать Его на слове.20

Новый Библейский Комментарий

11:1−13 Как молиться? (см.: Мф 6:9−13; 7:7−11). Все христианские молитвы восходят к примеру, данному нам Самим Иисусом Христом. Господня молитва в некоторых рукописях Евангелия от Луки дана в несколько сокращенном виде по сравнению с тем, как она звучит у евангелиста Матфея. Существует мнение, что ранняя Церковь использовала слова этой молитвы в зависимости от каждой конкретной ситуации. У Луки (во многих современных переводах) Господня молитва содержит обращение к Богу и два вида прошений.

Отче — дословный перевод арамейского слова Авва, использованного Иисусом (ср.: 10:21; Мк 14:36). В этой молитве Иисус предлагает Своим последователям обращаться к Богу с теми же словами, какие обычно использовал Он Сам.

Да святится имя Твое — это первое из двух прошений, касающееся Самого Господа Бога. Пусть имя Бога (то есть Он как Личность) прославится во всем мире. Второе прошение уточняет, как именно это должно произойти: «Да приидет Царствие Твое». Пусть Божье правосудие и мир поскорее воцарятся во всем мире. Здесь молящиеся просят Бога приблизить День Господень, и только после этого переходят к прошениям, касающимся их собственных потребностей.

Во-первых, они просят Бога послать им хлеб насущный. Это означает не только пропитание, но тот хлеб жизни, тот дар Господа, без которого наша настоящая жизнь невозможна. На каждый день (слав. днесь, греч. epiousios) может подразумевать «на будущее» или «по мере необходимости». Первый вариант содержит оттенок предвкушения будущих благословений Царства Божьего уже сегодня.

Во-вторых, это молитва о ежедневном прощении наших грехов, которое возможно только при условии, что мы также прощаем остальных людей.

И, наконец, молящийся просит Господа избавить его от искушений и дьявольских козней, ослабляющих веру и препятствующих возможности попасть в Царство Божье.

Следующие притчи призывают верующих никогда не терять надежду.

Ст. 5−10 Хотя человек, у которого есть хлеб (ср.: ст. 3!), в доме, состоящем из одной комнаты (где все спят вповалку), вначале ленится встать ночью с постели, чтобы поделиться с просящим, однако в конце концов он уступает «по неотступности его». Но поскольку даже смертный уступает перед настойчивостью просящего, то тем более Господь непременно в свое время ответит на все наши молитвы, даже если нам кажется, что Он медлит с ответом (ср.: 18:1−8).

Ст. 11−13 Подобно тому, как любой земной отец никогда не обманет своего ребенка и не откажет ему, наш Отец Небесный пошлет дар Духа Святого всем, кто попросит Его об этом. Здесь Иисус в общих чертах говорит о духовных благословениях, которые Бог посылает Своим детям. Это не означает, что любой, кто станет просить особых харизматических дарований, непременно получит их. Рыба и змея, яйца и свернувшиеся скорпионы внешне напоминают друг друга.

11:14−54 Противостояние фарисеям

11:14−28 Силой вельзевула или перстом Божьим? (см.: Мф 12:22−30, 43−45; Мк 3:22−27). 14−23 Фарисеи рассчитывали помешать популярности Иисуса, объяснив чудесные исцеления, совершаемые Им, помощью сатаны (15). Другие полагали, что Иисусу следовало дать всем знамение, подтверждающее, что Он послан Богом (16).

На первое обвинение (ст. 15) Иисус ответил поговоркой о том, что всякий разделившийся дом и всякое разделившееся царство будут ослаблены и вскоре уничтожены. Поэтому глупо думать, что сатана, он же веельзевул, позволит такому произойти в собственном царстве. Кроме того, последователи фарисеев также пытались изгонять бесов, поэтому обвинение в стихе 15 оборачивалось против самих обвиняющих. Далее, поскольку Господь несомненно сильнее сатаны, факт изгнания бесов уже был достаточным свидетельством того, что Иисус делал это «перстом Божиим». Это, в свою очередь, знаменовало наступление эры спасения. И тогда отказ поддержать Иисуса означал не просто соблюдение нейтралитета, но объединение с Его врагами.

Ст. 24−26 Существуют различные мнения, как относиться к этой истории: следует ли воспринимать ее буквально, или же это очередная притча о духовном обнищании? Она предостерегает людей от покаяния, за которым не следует попытки измениться к лучшему. Последствия могут оказаться ужасными. Комментируя этот стих, Томас Чалмерс говорил об «изгоняющей силе новой любви».

Ст. 27, 28 Евангелист Марк приводил другую историю, также освящающую отношение Иисуса Христа к этой теме (Мк 3:31−35). Лука уже упоминал ее ранее (8:19−21) и теперь рассказывает другой случай. Весьма эмоциональное восклицание женщины, благословляющей Мать Иисуса, просто означает: «Хотела бы и я иметь сына, похожего на этого человека». Но есть в этом отрывке нечто гораздо более важное: призыв Иисуса слушать слово Божье и следовать ему (ср.: 6:46−49).

Иисус говорит о том, что людям следует понять и поверить в Него как Божьего посланника и не требовать дополнительных чудесных знамений в подтверждение этому. Если Израиль отвергнет Его благовестие, то участь его будет горше прежней (ст. 26).

Примечания. Ст. 14 Ср.: Мф 9:32−34.

Ст. 20 Здесь словосочетание перстом Божиим перекликается с Исх 8:19 (ср.: Пс 8:4) и означает то же, что и «Духом Божиим» (Мф 12:28).

Ст. 24 Безводные места считались, по представлениям иудеев, обычной средой обитания бесов, которые все же предпочитали селиться в человеческих телах.

11:29−32 Знамение Ионы (см.: Мф 12:38−42). В этом отрывке Иисус отвечает на требование из стиха 16. Народ жаждал чудес, подтверждающих слова Иисуса, но Он не желал заставлять людей поверить Своему благовестию, внушив им трепет проявлением Своей силы. Напротив, Он хотел Своими делами показать иудеям характер Своего Отца, Судьи и Спасителя. Поэтому Он категорически отказался дать какое-либо знамение (ср.: Мк 8:11, 12), кроме знамения Ионы пророка. Иными словами, иудеи получат только такое знамение, каким некогда стал для Древней Ниневии пророк Иона.

В высказывании о царице Южной (ср.: 3Цар 10:1−10, где она названа царицей Савского [Сабейского] царства на юго-западе Аравии) подчеркивается, что она (язычница, женщина) станет свидетельствовать против иудеев, современников Иисуса, потому что сама приложила массу усилий, чтобы услышать царя Соломона, а нынешние иудеи не желают прислушаться к тому, что им говорит Тот, Кто гораздо более велик, нежели Соломон. Подобно этому, древние ниневитяне покаялись после проповеди пророка Ионы, а нынешние иудеи не желают внимать учению Иисуса. Как мы видим, само учение Христа — это и есть «знамение Ионы». Глубокий смысл сокрыт в данных словах Христа. Использование будущего времени в стихе 30 и то, как евангелист Матфей (Мф 12:39, 40) описывает воскресение Христа, проводя параллель с избавлением Ионы, позволяет предположить, что в этом отрывке Иисус подразумевает Свое воскресение и последующее второе пришествие.

11:33−36 Свет и тьма (см.: Мф 5:15; 6:22, 23). Стих 33 (который повторяет 8:16), возможно, предостерегает слушателей и не велит утаивать от других полученный ими свет (Мф 5:15), или же содержит намек на Израиль, который получил свет от Бога и сокрыл его от остальных (ср.: 52). Но, вероятней всего, эти слова о свете относятся к свету учения Иисуса Христа, от которого отказывались иудеи. В стихе 34 око означает сознательную волю человека, его дух, воспринимающий мир, как глаз воспринимает свет. Здоровые глаза позволяют человеку увидеть свет, а больные глаза вынуждают человека оставаться в темноте. Нужно иметь здоровое духовное зрение, чтобы воспринять свет Христа. Слушатели Иисуса должны убедиться: то, что они принимают за свет, — на самом деле свет, а не тьма (35). Затем в стихе 36 говорится о том, что человек, исполнившись света истины, способен освещать путь другим людям. В целом весь отрывок предостерегает от духовной слепоты и сердечного ожесточения.

11:37−54 Лицемерие фарисеев и книжников (см.: Мф 23:4−7, 13, 23−26; ср.: Лк 20:46). Иисус посетил некоего фарисея (ср.: 7:36; 14:1), чтобы принять участие в одной из двух дневных трапез (обычных для иудеев того времени). Перед каждым принятием пищи фарисеи совершали омовение, но не из соображений гигиены, а чтобы ритуально очиститься от осквернения после контакта с язычниками и прочими грешниками (Мк 7:1−5). Иисус, однако, обличил фарисеев в ложном благочестии. Омывая свои тела (39), фарисеи уподоблялись человеку, который стал бы мыть только внешнюю сторону грязной посуды. Поскольку Господь сотворил не только внешнюю оболочку, но и внутренний мир людей, им надлежит очищать себя не только внешне, но и внутренне. Если бы фарисеи перестали быть злыми и жадными и начали подавать милостыню нуждающимся, это могло бы очистить их сердца, а ничего другого Господь не стал бы требовать. (Таким образом, Иисус отвергает саму идею ритуального осквернения; ср.: Мк 7:15, 19.)

В стихах 42−44 Иисус трижды провозглашает «горе» фарисеям и книжникам, указывая на их духовную несостоятельность. Они настолько сосредоточились на ритуальных мелочах, что забыли об основных нравственных принципах. Они хотели стяжать всеобщее уважение буквальным соблюдением религиозных обрядов, желая прослыть людьми духовными. Но на самом деле они были просто лицемерами, обманывающими людей. Иисус уподобляет их «скрытым гробам», над которыми люди спокойно ходят, не подозревая об опасности.

Законников (5:17) Иисус обличал и прежде, теперь Он продолжил обвинение против них. Они налагают непосильное бремя на людей, не делая ничего, чтобы облегчить их ношу. Сами же пытаются создать видимость исполнения закона. Они строят памятники древним пророкам, но на самом деле остаются такими же, как их предки, убивавшие этих пророков, потому что сердце их не изменилось. Господь в Своей премудрости видел их согласие с их отцами — убийцами пророков. Отношение законников к пророкам и апостолам церкви венчает череду преступлений против тех, кто нес миру свет Божественного учения. И эти преступления не останутся безнаказанными. В конце концов они подпадут под проклятие за то, что искажали истину и препятствовали другим войти в Царство Божье.

Примечания. Ст. 41 Подавайте милостыню — эти слова означают у Луки то же, что имел в виду Иисус, говоря «очисти» (Мф 23:26).

Ст. 42 Здесь говорится о церковной десятине в соответствии с требованиями закона.

Ст. 43 Эти слова следует отнести на счет тех фарисеев, которые были «учителями закона» (ср.: 20:46). 48 Они лишь внешне почитают пророков — строят им гробницы — слов же их не исполняют: в словах Иисуса содержится метафора и ирония.

Ст. 51 О Захарии см.: 2Пар 24:20, 21, а также коммент. к Мф 23:35.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: хлеб наш на день грядущий.
4  [2] — Или.: всем должникам нашим.
4  [3] — Букв.: не введи нас во искушение. В свете апостольского учения о том, что Бог «никого… не искушает» (Иак 1:12−14), эти слова молитвы, вероятно, могут пониматься как наша просьба о Божественной помощи в борьбе с искушением.
11  [4] — В некот. рукописях: какой из вас отец, если сын попросит хлеба, подаст ему камень? Или рыбы — и он, вместо рыбы, подаст ему змею?
13  [5] — Букв.: благие дары.
14  [6] — Друг. возм. пер.: делавшего человека немым.
14  [7] — Букв.: немым.
15  [8] — Букв.: изгоняет бесов Веельзевулом; то же в ст. 18 и 19.
20  [9] — Букв.: если же [Я] перстом Божьим изгоняю бесов.
27  [10] — Букв.: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя.
29  [11] — Или: ищут.
31  [12] — Букв.: будет поднята/воскрешена во (время) суда вместе с людьми.
31  [13] — Или: обвинит.
32  [14] — Или: поднимутся (из мертвых).
32  [15] — Или: обвинят.
34  [16] — Или: глаза твои ясны; букв.: если твой глаз прост/бесхитростен, иудейская метафора, изображающая бескорыстность и искренность побуждений.
37  [17] — Друг. возм. пер.: в то время, как Он еще говорил.
41  [18] — Друг. возм. пер.: а то, что внутри находится, отдавайте бедным; букв.: напротив, отдавайте внутреннее как милостыню.
44  [19] — Некот. рукописи добавляют: книжники и фарисеи, лицемеры.
54  [20] — Некот. рукописи добавляют: чтобы обвинить Его.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.