По Луке 17 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 А Своим ученикам Он сказал: «Повод ко греху всегда найдется, но горе тому, кто подаст этот повод.
2 Лучше было бы для него с жерновом на шее быть брошенным в море, чем дать повод ко греху1 одному из малых сих.
3 А потому следите за собой.
Если согрешит брат твой, укажи ему на грех его. И если раскается он, прости его.
4 И если семь раз на день согрешит против тебя и семь раз придет к тебе и скажет: „Каюсь!“ — прости его».
5 Апостолы сказали Господу: «Дай же нам больше веры!»
6 Но Господь сказал: «Если бы вера ваша была с горчичное зерно, и вы сказали бы [этому] большому дереву:2 „Выдерни себя из земли с корнями и в море пересади себя!“ — оно послушалось бы вас.
7 Представьте себе, что у кого-то из вас есть слуга, работающий в поле или пасущий скот. Скажет ли господин ему, когда тот вернется с поля: „Сейчас же иди к столу“?
8 Разве, напротив, он не скажет ему: „Приготовь мне поужинать, подоткни свою длинную одежду и прислуживай мне, пока я ем и пью, а потом ешь и пей сам“?
9 Разве он будет благодарить слугу за то, что тот выполнил приказанное ему?
10 Так и вы, исполнив всё порученное вам, говорите: „Мы ведь только слуги:3 что должны были сделать, то и сделали“».
11 Продолжая свой путь в Иерусалим, Иисус шел теми местами, что прилегают к Самарии и Галилее.4
12 И когда Он входил в одно селение, встретились [Ему] десять прокаженных. Они остановились поодаль
13 и стали громко просить Его: «Иисус, Наставник, смилуйся над нами!»
14 Посмотрев на них, Он сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». Они пошли — и вот, еще по дороге, они от проказы очистились.
15 Один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громко прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Иисуса, благодаря Его; человек этот был самаритянин.
17 Иисус спросил его: «Не десять ли человек очистились от проказы? А где же остальные девять?
18 Никто из них — кроме этого иноплеменника — не вернулся, чтобы воздать славу Богу?»
19 И сказал ему: «Встань и иди, твоя вера тебя исцелила».5
20 Фарисеи спросили Его: «Когда придет Царство Божие?» Он ответил им: «Царство Божие зримо не придет,
21 и не скажут: „Вот оно здесь“, или: „Там“. Ибо вот, Царство Божие внутри вас».6
22 А ученикам сказал: «Придет время, когда будете тщетно томиться желанием увидеть хотя бы один из дней Сына Человеческого и не увидите.
23 Вам будут говорить: „Вот Он там“ [или] „Вот Он здесь“ — не ходите и не гоняйтесь следом за таковыми.
24 Ибо как молния, сверкая, озаряет всё небо от одного края до другого, так будет и [в тот день], когда придет Сын Человеческий.
25 Но прежде надлежит Ему много претерпеть, и это поколение отвергнет Его.
26 И как было во дни Ноя, так будет в те дни, когда придет Сын Человеческий:
27 люди ели, пили, женились, выходили замуж до того самого дня, как вошел Ной в ковчег, — и пришел потоп, и всех погубил.
28 И как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, сеяли, строили, —
29 но в тот день, когда Лот покинул Содом, с неба пролились дождем огонь и сера и погубили всех.
30 Так будет и в тот день, когда явится Сын Человеческий.
31 В тот день, если кто будет на крыше, а его вещи в доме, то пусть не спускается, чтобы взять их, так же и тот, кто окажется в поле, пусть не возвращается назад.
32 Помните о жене Лота!
33 Кто попытается жизнь7 свою сберечь, тот потеряет ее, а кто жизнь потеряет, тот ее обретет.
34 Говорю вам, что в ту ночь будут двое на одной постели: и один будет взят, а другой оставлен.
35 Две женщины будут вместе молоть: и одна будет взята, а другая оставлена.
36 Двое будут в поле: и один будет взят, а другой оставлен».
37 Тогда ученики спросили Его: «Где это случится, Господи?»
Он же сказал им: «Где труп, там орлы и соберутся».

Новый Библейский Комментарий

17:1−19 Наставление Иисуса ученикам

17:1−4 О соблазнах (ср.: Мф 18:6, 7, 15, 21, 22; Мк 9:42). В собрании наставлений для учеников этот первый раздел посвящен «соблазнам», то есть всему, что склоняет людей к греху. Хотя они и неизбежны в нашем нынешнем мире, однако Иисус строго предупреждает Своих учеников о том, чтобы они сами ни в коем случае не стали причиной прегрешений других людей, то есть не соблазнили бы никого и не послужили бы дурным примером. Им лучше утонуть, нежели соблазнить кого-либо и подвергнуться судьбе, уготованной таким соблазнителям. Наоборот, ученикам следовало оказывать помощь любому члену их общины, впавшему в грех, одновременно обличая и прощая его, как бы часто в этом ни возникала нужда.

17:5−6 Сила веры (ср.: Мф 17:20; Мк 11:22, 23). Иисус объяснил, что желание стяжать веру необходимо для того, чтобы дать ученикам силы выполнять Его заповеди; даже совсем маленькое «количество» веры способно творить чудеса. Просьба: «Умножь в нас веру» может просто означать «Дай нам веру». Высказывание о смоковнице не подразумевает буквального истолкования.

17:7−10 Обязанности. Рабы, исполнившие свои обязанности, не имеют права ожидать какой-либо награды сверх оговоренной платы и в этом смысле остаются нестоющими, потому что им нечем похвастаться. Сам Иисус проявлял другое отношение, служа Своим ученикам (Ин 13:1−16; ср.: наставление в Лк 12:35−38; 22:27). Он учил людей, что отношения с Господом строятся в гораздо большей степени на основе милосердия и веры, а не закона и обязанностей. В этой притче Он преподает необходимый урок всем, кто, поддавшись искушению, кичится своей верой и своими добрыми делами ради Господа.

То, что Иисус использовал для иллюстрации Своей мысли отношения с рабами (то есть привел пример из повседневной жизни того времени), вовсе не означает, что Он одобрял рабство как институт, равно как Он не пропагандировал нечестные отношения в 16:8.

17:11−19 Благодарный самарянин. Когда несколько прокаженных искали исцеления у Иисуса, Он просто велел им пойти и показаться священникам (ср.: 5:14). Смысл здесь в том, что они должны были выказать свою веру в послушании, что и привело бы их к исцелению. Все проявили веру и исцелились, но только один из них задержался, чтобы вознести хвалу Господу и поблагодарить Иисуса за исцеление. Иисус отметил неблагодарность остальных (по-видимому, иудеев) и сказал, что вера самарянина спасла и душу его, и тело. В этой истории одновременно показывается чудесная сила истинной веры (ср.: ст. 6) и преподается урок о необходимости благодарности как части веры.

Примечания. Ст. 11 То, что случай, описанный Лукой, произошел на границе, объясняет смешанный национальный состав группы прокаженных. Однако само место точно не установлено. Возможно, здесь Галилея включает Перею, район к востоку от Иордана, где также правил Ирод.

17:20 — 18:8 Пришествие Сына Человеческого

17:20−37 Царство Божье и Сын Человеческий (ср.: Мф 24:23−28, 37−41). Иисус прежде уже говорил о пришествии Царства Божьего и Сыне Человеческом (9:26; 10:9, 11; 12:40). Вполне естественным был вопрос, когда же эти события произойдут? Возможно ли по каким-либо признакам определить приближение Судного дня, чтобы люди смогли подготовиться к нему или черпать надежду в мысли о том, что этот день уже недалек?

Иисус отвечал, что наступление Царства Божьего не будет сопровождаться какими-либо видимыми знаками. Люди не смогут заранее сказать: «Вот, здесь». Вторая часть Его высказывания нелегка для понимания. В NIV и в некоторых других переводах сказано, что Царствие Божие внутрь вас есть. Этот перевод сомнителен не только потому, что Царство Божье вовсе не находилось внутри фарисеев, на чей вопрос Иисус и ответил этим предложением, но, главное, потому что Иисус больше ни разу не говорил о Царстве Божьем как о внутреннем, духовном состоянии. «Среди вас» (N1V) — гораздо более правильный перевод, тогда фраза может означать «в пределах досягаемости». Хотя Иисус сказал «есть» (в настоящем времени), некоторые полагают, что на самом деле Он говорил о будущем. Это также маловероятно, поскольку Иисус все время говорил о Царстве Божьем, как о уже наступившем (11:20), равно как и о будущем. Царство Божье уже действовало среди слушателей Иисуса, для них оно уже было в пределах досягаемости.

Затем Иисус обращается к будущему и говорит о том, как Бог внезапно вмешается в человеческую историю —— снова без каких-либо предупреждающих признаков. Люди будут стремиться узнать время пришествия Сына Человеческого и увидеть наступление нового времени отчасти из-за тех несчастий, которые выпадают на их долю в этом мире. В такой ситуации они могут легко обманываться ложными знамениями. Когда Сын Человеческий действительно придет, Его славное пришествие станет достаточно очевидным для всех, чтобы понять, что происходит, поскольку это будет разительно отличаться от страданий и унижений, которые Он перенесет перед этим как необходимую ступень на пути к Своей славной победе. Это будет совершенной неожиданностью (причем грозной) для всего мира в целом, а, следовательно, людям следует приготовиться к этому. Подобно потопу, уничтожившему весь мир, и огню, неожиданно охватившему Содом, несмотря на свидетельства Ноя и Лота (2Пет 2:5−8), Сын Человеческий придет как Судья. И тогда будет слишком поздно пытаться спастись бегством, поэтому людям следует избегать привязанности к земным вещам, памятуя об ужасной судьбе жены Лота. Спасется только тот, кто перестал жить ради самого себя. Это разделение коснется даже членов одной семьи или работников одного трудового коллектива. Когда Иисуса спросили, где же это произойдет, Он не стал уступать желанию тех, кому требовалась точная карта или расписание; когда придет время, будет совершенно очевидно, где находится Сын Человеческий, подобно тому, как местонахождение трупа в пустыне очевидно для стаи хищных птиц, кружащихся над ним.

Примечания. Ст. 20 Предупреждение Иисуса о том, что не следует искать знамений, часто ассоциируют с 21:5−36. Однако подобная трактовка базируется на непонимании последнего отрывка (и параллельных к нему мест в Мф 24 и Мк 13). Иисус постоянно поучал людей, что не будет видимых признаков конца времен, и поэтому они должны постоянно быть бдительными.

Ст. 22 Придут дни — здесь, вероятно, речь идет о периоде, непосредственно предшествующем Его пришествию.

Ст. 36 В наиболее древних рукописях этот стих опущен; он был добавлен позднее переписчиками, которым был знаком текст Евангелия от Матфея 24:40.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: послужить причиной падения (в грех).
6  [2] — Возможно, речь идет о шелковице.
10  [3] — Букв.: мы слуги/рабы бесполезные.
11  [4] — Друг. возм. пер.: Он шел через Самарию и Галилею.
19  [5] — Или: спасла.
21  [6] — Друг. возм. пер.: среди вас.
33  [7] — Или: душу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.