По Луке 3 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 В пятнадцатый год правления императора Тиверия, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, когда Галилеей правил1 Ирод, а его брат Филипп — Итуреей и Трахонитидой, и Лисаний — Авилинеей,
2 при первосвященниках2 Анне и Каиафе, Бог обратился с вестью к Иоанну, сыну Захарии, жившему тогда в пустыне.
3 И пошел Иоанн по всей долине Иорданской, проповедуя крещение в знак покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге пророчеств Исайи:3

«Голос громко взывающего в пустыне:
Приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте стези Ему!

5

Пусть каждое ущелье заполнится4
и каждая гора, и каждый холм сравняются с землей.
Пусть станут прямыми кривые пути,
и гладкими — неровные тропы;

6

И весь мир увидит спасение Божие“».5

7 Людям, которые толпами приходили к нему, чтобы он крестил их, Иоанн говорил: «Змеиное отродье! Кто сказал вам, чтобы бежали вы от грядущего наказания6 Господня?
8 Пусть плоды вашей жизни докажут искренность покаяния7 вашего, и не вздумайте говорить самим себе: „Наш отец — Авраам“, — скажу вам, что Бог может даже из камней этих сотворить детей Аврааму.
9 Уже положен топор у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, срубают и бросают в огонь».
10 И спрашивал его народ: «Что же тогда нам делать?»,
11 а он отвечал им: «У кого две рубашки, поделись с тем, у которого ни одной, и у кого есть пища, сделай так же».
12 И сборщики налогов, придя к нему, чтобы он крестил их, спросили у него: «Учитель, что делать нам?»
13 Он сказал им в ответ: «Не взыскивайте с людей больше, чем вам предписано».
14 Спрашивали его и воины: «А что делать нам?»
Он отвечал им: «Никого не запугивайте. Не притесняйте. Довольствуйтесь своим жалованьем».
15 В то время, как люди, исполненные ожиданий, думали об Иоанне, уж не Мессия ли он,
16 Иоанн говорил им всем: «Я крещу вас водой, но идет Тот, Кто несравненно сильнее меня. Я недостоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата8 в руке Его, чтобы очистить гумно Свое и собрать пшеницу в закрома Свои; мякину же Он сожжет огнем неугасимым».
18 Это и многое другое сказал Иоанн людям, когда увещевал их, возвещая им Благую Весть.
19 Он и правителя Ирода обличал, который сделал много худого и жил с Иродиадой, бывшей женой брата своего Филиппа.
20 Ко всему этому Ирод прибавил еще и то, что заключил Иоанна в тюрьму.
21 Когда же весь народ крестился у Иоанна, крещен был и Сам Иисус. И когда после крещения Он еще продолжал молиться, открылось небо,
22 и Дух Святой сошел на Него в видимом образе, подобно голубю, и с неба раздался голос: «Ты — Сын Мой Возлюбленный, отрада Ты Мне!»
23 Сам Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати; Он, как думали, был сыном Иосифа,

Илия,

24

Матфата, Левия, Мелхия, Ианная, Иосифа,

25

Маттафии, Амоса, Наума, Еслия, Наггея,

26

Маафа, Маттафии, Семеина, Иосиха, Иодая,

27

Иоанана, Рисая, Зоровавеля, Салафиила, Нирия,

28

Мелхия, Аддия, Косама, Елмадама, Ира,

29

Иисуса, Елиезера, Иорима, Матфата, Левия,

30

Симеона, Иуды, Иосифа, Ионама, Елиакима,

31

Мелеая, Менная, Маттафая, Нафама, Давида,

32

Иессея, Овида, Вооса, Салы, Наассона,

33

Аминадава, Админа, Арния, Есрома, Фареса, Иуды,

34

Иакова, Исаака, Авраама, Фары, Нахора,

35

Серуха, Рагава, Фалека, Евера, Салы,

36

Каинама, Арфаксада, Сима, Ноя, Ламеха,

37

Мафусала, Еноха, Иарета, Малелеила, Каинама,

38

Еноса, Сифа, Адама,9 которого создал Бог.

Новый Библейский Комментарий

3:1 — 4:13 Иоанн Крестительи Иисус Христос

3:1−20 Проповедь Иоанна Крестителя (см.: Мф 3:1−12; Мк 1:1−8). Лука был одним из первых христианских проповедников и потому доподлинно знал, как зарождалась проповедь Евангелия и какое значение для этого имело служение Иоанна Крестителя (Деян 10:37). Свидетельство Иоанна о Христе знаменовало конец старого века и начало нового — века свершений (ср.: 16:16). Это величайшее событие Лука рассматривает в контексте мировой истории, тщательно указывает даты, приводит краткое описание политической ситуации того времени. Тиверий (Тиберий) был римским императором в период с 14 по 37 г., а пятнадцатым годом его правления, таким образом, был либо 27−28, либо 28−29 г. н. э. (Сложность более точного подсчета обусловлена тем, что во времена Римской империи существовали различные календари.) Пилат был правителем Иудеи в 26−36 гг. н. э. Специальным предписанием цезаря (императра Тиберия) ему был дан официальный титул «префекта» (скорее, чем «прокуратора»). Перечислены правители («четвертовластники») остальных частей бывшего царства Ирода, включая Авилинею, находившуюся на северо-восточной окраине. Хотя по закону мог быть только один первосвященник, Лука упоминает сразу двух: Каиафу, который был первосвященником в 18−37 гг. и его тестя Анну (был первосвященником в 6−15 гг. и не утратил своего влияния после того, как уступил место Каиафе).

Иоанн Креститель стал последним дохристианским пророком и одновременно воплощением ветхозаветных пророчеств. Поэтому о нем говорится так, как обычно в Писании говорили о пророках (ср.: ст. 1, 2 с Иер 1:1, 2). С его появлением исполнилось пророчество, произнесенное в Ис 40:3−5, а его особой задачей было ввести в обычай новый религиозный обряд водного крещения в знак прощения грехов.

Проповедь Иоанна Предтечи можно условно подразделить на три небольших отрывка. В первом из них (7−9) Иоанн предупреждает людей, что формальное крещение не имеет никакой силы, если оно не сопровождается твердым намерением покаяться и прекратить грешить впредь. Даже для иудеев покаяние было совершенно необходимым, поскольку их происхождение от Авраама не гарантировало избавления от Суда и не означало безгрешности. Они были не лучше, чем порождения ехиднины, злобные и деструктивные по своей природе. Неужели они считали, что возможно спастись от Суда Божьего одним лишь крещением (то есть без покаяния)? На самом деле уже приготовлена секира, чтобы срубить всякое дерево, не приносящее доброго плода, — но еще можно спастись, покаявшись, прежде чем станет слишком поздно.

Второй отрывок (10−14) необычен для Луки и целиком посвящен индивидуальным рекомендациям. Народ здесь, по-видимому, означает бедняков или незнатных людей, которых Иоанн призывал быть щедрыми друг к другу (творить так называемые «дела любви»). Мытари (сборщики налогов) и воины должны проявлять милосердие и справедливость. Иоанн не возглашал идею радикальной социальной перестройки, но настаивал на соблюдении моральных принципов, которые могли бы привести к преобразованию общества скорее изнутри, нежели путем насильственной революции.

Третий отрывок (15−17; ср.: Ин 1:19−34) поднимает жизненно важную тему. Многие люди и при жизни Иоанна Крестителя, и после его смерти задавались вопросом: не Мессия ли он? Но что бы ни думали последователи Иоанна, он хорошо знал свое место. Сильнейший должен прийти после него. Это не похоже на Самого Бога и, скорее всего, Иоанн намекал на Мессию. Иоанн мог лишь очистить людей, крестя их водой, но Идущий следом будет очищать людские сердца огнем. Это могло символизировать последний Суд (ср.: ст. 17) или Святого Духа (Деян 1:5). В таком случае, Иоанн мог подразумевать, что пришествие Мессии станет для всех людей и Судом, и очищением, и благодатью. Мессия произведет строгий отбор среди народа, подобно сборщику урожая, который собирает зерно и уничтожает солому.

Таким образом, покаяние было совершенно необходимо для всех, кто желал спастись!

Проповедь Иоанна Лука называет благовествованием (18). Она была тесно связана с пришествием в мир Иисуса Христа, Который был Сильнейшим. Но прежде чем речь заходит напрямую о Христе, заканчивается история Иоанна Крестителя, который был арестован за свои проповеди (ср.: Мк 6:17−29). И здесь — отчетливый намек на то, что это произойдет и с Иисусом Христом.

Примечания. Ст. 8 Упоминание о камнях и сыновьях может быть игрой слов, построенной на особенностях арамейского языка.

Это может относиться к людям, которые надевали две одежды для того, чтобы согреться во время путешествия или ночью на открытом воздухе. Или же Иоанн просто обращался к тем, у кого есть две одежды.

3:21−22 Крещение Иисуса (см.: Мф 3:13−17; Мк 1:9−11; ср.: Ин 1:32, 33) Лука упоминает о крещении Иисуса как о событии, уже случившемся ранее. Евангелист хочет заострить внимание читателей на том, что Иисус молился во время крещения, а сразу после этого получил Божественное откровение. Лука отмечает два момента.

Во-первых, на Него сошел Святой Дух, чтобы поддерживать в Нем силы для исполнения Его подвига в качестве Пророка (ср.: Ис 61:1, цит. в Лк 4:18), Мессии (см.: Ис 11:1−5) и Раба Божьего (см.: Ис 42:1).

Во-вторых, голос с неба возвестил о том, что Он — Сын Божий (ср.: Быт 22:2 и Пс 2:7). Это один из важнейших моментов, показывающий благословение Иисуса силой и властью исполнить то, что Ему предстояло. Немедленный результат этого описан в Лк 4:1.

3:23−38 Родословие Иисуса (см.: Мф 1:1−17). Перед нами отрывок, который в современной книге был бы несомненно помещен в примечаниях. Лука приводит родословие Иисуса Христа, чтобы подтвердить Его законную принадлежность к роду Давидову (ср.: 1:27, 32, 69) по линии Иосифа, Его приемного отца, а также для того, чтобы вновь подчеркнуть принадлежность Мессии к роду человеческому. Лука не ставит своей целью показать, что Иисус был Сыном Божиим, потому что Он был потомком Адама, ведь это верно в отношении всех потомков Адама. То, что Лука прослеживает происхождение Иисуса Христа по линии Иосифа, не ставит под сомнение факт непорочного зачатия (см.: примечания к 2:27).

Родословие Христа в Евангелии от Луки отличается от родословия Его в Евангелии от Матфея. Оно приведено в обратном порядке и идет дальше Авраама — к Адаму.

Таким образом, родословие Иисуса рассматривается в более универсальном плане, нежели у Матфея. Но, кроме того, в нем содержится совсем другой и более длинный список имен между Давидом и Иисусом, и только два из них {Зоровавель и Салафииль) присутствуют в обоих вариантах. Оба евангелиста прослеживают родословие Иисуса от Его названного отца Иосифа Обручника (был, как думали, сын Иосифов; 23). Существует мнение, что Лука хотел написать родословие Иисуса Христа по материнской линии, а не по отцовской, но это маловероятно. Есть и другая теория: евангелист Матфей упоминает всех потомков Давида по царской линии (то есть каждого, кто мог быть наследником трона в любом из промежутков указанного времени), Лука приводит именно ту линию, к которой принадлежал Иосиф. Однако даже в этом случае остаются проблемы, и при отсутствии более полной информации попытки объяснения и согласования версий Луки и Матфея неразрешимы.

Примечания. Ст. 23 Сын того-то вовсе не обязательно подразумевает отношения отец — сын (как и у Матфея: «был отцом того-то» [«родил того-то»]). Оба семейных древа приводятся иногда с перерывами между поколениями. Вместо Илииу Матфея назван «Иаков».

Ст. 24 Не вполне ясно, Матфат у Луки и Матфан у Матфея (Мф 1:15) — один и тот же человек, или нет. 27 Зоровавель был главой возвратившихся в Иерусалим из Вавилонского плена евреев рассеяния. О Салафииле см.: Аг 1:1; но в 1Пар 3:19 (еврейский текст, не в LXX) отцом Зоровавеля назван Федаия. В соответствии с 1Пар 3:17, Салафииль был сыном Иехонии, а не сыном Нириевым (ср.: Мф 1:12). Возможно, в одном из вариантов упоминается приемный отец.

Ст. 31 Этот Нафан был одним из сыновей Давида (2Цар 5:14), и его не следует путать с хорошо известным пророком Нафаном.

Ст. 32 Отсюда и далее написание имен соответствует греческому варианту Ветхого Завета, за исключением небольших неточностей. См.: Быт 5:1−32; 11:10−26; Руфь 4:18−22; 1Пар 1:1−34; 2:1−15; 3:5−19.

Ст. 36 Каинан упомянут в LXX, но это имя отсутствует в еврейском тексте Ветхого Завета.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: был тетрархом/четвертовластником — титул правителя одной из нескольких областей, на которые во времена Иисуса делилась Палестина; то же в ст. 19.
2  [2] — Букв.: при первосвященнике. См. в Словаре Первосвященник.
4  [3] — См. в Словаре Исайя.
5  [4] — Или: ущелье засыпано будет (землей).
6  [5] — Ис 40:3−5 (LXX).
7  [6] — Букв.: гнева.
8  [7] — Букв.: сотворите же достойные плоды покаяния.
17  [8] — Здесь имеется в виду лопата, которой веют зерно на току.
38  [9] — См. в Словаре Адам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.