По Иоанну 17 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1

Сказав это, Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться:
«Отец! Вот и пришел этот час.
Открой же миру славу Сына Твоего,
чтобы Сын мог явить Твою славу.
1

2

Ты дал ведь Ему власть над всеми людьми,
дабы всем, кого Ты доверил Ему,2
даровал Он вечную жизнь.

3

А жить вечной жизнью —
это знать Тебя, единого истинного Бога,
и Иисуса Христа, Которого Ты послал.

4

Открыл Я людям на этой земле славу Твою,
исполнив то, что поручил Ты Мне.

5

И теперь, Отец, опять у Тебя
дай же Мне снова ту славу,
какой у Тебя обладал Я уже,
прежде чем мир появился!

6

Я открыл Тебя3 людям,
которых из мира Ты взял, чтобы дать их Мне.
Твои они были, Ты Мне дал их.
Они слово Твое соблюли

7

и знают теперь, что всё,
что Ты дал Мне, — от Тебя исходит оно.

8

То, что Ты Мне сказал, Я передал им;
они приняли это и действительно поняли,
что Я от Тебя пришел;
и поверили они, что Ты послал Меня.

9

Прошу за них, не за мир прошу,
а за тех, кого дал Ты Мне, ведь Твои они

10

(ибо всё, что есть у Меня, — Твое,
как и Твое всё — Мое),
и Я прославлен ими.4

11

Не в мире уже Я: к Тебе возвращаюсь;
а они еще в мире.
Святой Мой Отец, Ты дал Мне силу, силу имени Твоего,
сохрани же их этой силой,5
чтобы едины они были, как Мы с Тобой.

12

Когда Я был с ними,6 хранил Я их силой,
которую Ты дал Мне, силой имени Твоего,7
и уберег: никто из них не потерян,
кроме одного, погибелью рожденного.8
Так и исполнится предсказанное в Писании.9

13

Ныне к Тебе возвращаюсь,
и говорю об этом еще здесь, в мире,
чтобы преисполнились они радостью Моей.

14

Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их,
потому что не от мира они, как и Я не от мира.

15

Не о том прошу, чтобы из мира Ты взял их,
но чтобы от зла10 сохранил.

16

Не от мира они, как не от мира и Я.

17

Освяти же их истиною.11
Слово Твое — истина.

18

Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.

19

Их спасению12 Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, они13 Тебе посвящены были.

20

Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,

21

чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я — в Тебе,
так и они да будут в Нас,14
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.

22

Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.

23

И теперь, когда Я — в них и Ты — во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.

24

Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.

25

Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я,15 и они знают, что это Ты послал Меня.

26

Я открыл им Тебя16 и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».

Новый Библейский Комментарий

17:1−26 Молитва Иисуса

17:1−5 Молитва Иисуса о Себе. Начало ст. 1 ясно показывает тесную связь этой молитвы с предшествующей проповедью. Главной темой первой части молитвы является слава. Час — это время распятия и воскресения, которые открывают путь к славе. Прославление не декларируется, а предполагается. В этом Евангелии крест часто связывается со славой, но здесь основная идея заключается в обоюдном прославлении Отца и Сына. Ранее в этом Евангелии уже говорилось о власти, которой Отец облек Сына, и теперь эта тема повторяется (2). Назначение власти в том, чтобы даровать жизнь вечную всему, что дано Сыну. Читатель чувствует, что миссия Иисуса не может закончиться неудачей, так как ее исход зависит от Отца. Жизнь вечная неотделима от познания Бога и Христа (3). Титул единый истинный Бог, встречающийся в Евангелии от Иоанна только один раз, подчеркивает отличие Бога от множества ложных богов того времени. Кроме того, это единственный случай, когда Иисус применяет по отношению к Себе титул Иисус Христос. В ст. 4−5 возобновляется тема прославления. Слова Иисуса Я прославил Тебя вызывают вопрос: имел ли Он в виду славу, обретенную посредством креста, даже если это событие еще не произошло? Поскольку Его мысли были поглощены тем, что час настал, вероятно, подразумеваются все предстоящие события. Дело Иисуса совершилось только после распятия. Слова славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (5) указывают на предвечное существование Сына и подлинность воплощения.

17:6−19 Молитва Иисуса за учеников. Первая тема этой части молитвы — откровение Иисуса ученикам. Слова Я открыл подводят итог всему служению Иисуса. В греческом оригинале содержанием откровения является «имя Твое», что передано в NIV как «тебя». Если же согласиться с тем, что имя выражает сущность, это понятие правильней было бы сохранить, особенно учитывая, что оно встречается и дальше, в ст. 12. Наиболее вероятно, что подразумеваемое имя — это имя Отца. Из ст. 6 явствует, что ученики принадлежали Отцу еще до того, как Иисус их избрал. Заметим, что акцент падает на повиновение как отличительное свойство избранных. Ст. 7 сформулирован несколько необычно (все, что Ты дал Мне, от Тебя есть), но это подчеркивает величественный замысел Бога. Эта мысль получает развитие в ст. 8, где сказано, что знание ведет к вере. Разумеется, вера находилась пока в стадии становления, но Иисус предвидел, что она возрастет. Говоря не о всем мире молю (9), Иисус исходит из того, что Отец не дал Ему весь мир. Антитеза «избранный народ — остальной мир» — важнейшая тема этого Евангелия. В ст. 10 на первый план снова выступает идея дара и обладания, равно как и тема прославления, берущая начало в первой части молитвы. Следует добавить, что до этого момента Иисус получил от учеников не так уж много славы, но, очевидно, в молитве Он переносится мыслями в будущее.

Далее следует молитва за учеников (11−12). Обращение Иисуса к Отцу Отче Святый встречается в данном контексте только один раз. Во имя Твое можно истолковать в том смысле, что ученики достойны заботы, ибо пребывают «в Тебе», то есть в согласии с природой Бога.

Молитва о единстве следует такому высокому образцу, как единство Бога и Иисуса. Необходимо отметить, что подлинное единство возможно только «во имя», то есть в соответствии с замыслом Бога о Христе. Обращаясь к Отцу с молитвой о защите учеников, Иисус говорит, что соблюдал их, когда был с ними (12). Он как бы передает это поручение Богу. Единственное исключение — Иуда, названный здесь сыном погибели. Это выражение использовано во 2Фес 2:3 применительно к «человеку греха». В оригинале оно построено на игре слов «погибший» (apoleto) и «погибель» (apoleias), выявляющей отличие Иуды от остальных учеников. Ссылка на Писание в ст. 12, возможно, указывает на Пс 40:10.

В выражении радость Мою совершенную смысловой акцент падает на притяжательное местоимение. Большего счастья нельзя и помыслить. В этих стихах (13−18) представлена еще одна антитеза — «ученики — остальной мир», которая углубляется тем, что, будучи не от мира (14, 16), они не подлежат взятию из мира (15). Суть молитвы заключается в сохранении их от зла. В качестве могущественного средства выступает слово Твое (14, 17), дважды упомянутое Иисусом. Во-первых, оно пробудило ненависть мира; во-вторых, оно послужит освящению учеников. Под словом здесь подразумевается все откровение Бога в учении Иисуса, которое ученики должны будут провозгласить миру. В ст. 19 говорится о том, что Иисус посвящает Себя этой задаче, чтобы добиться освящения учеников. Его пример будет давать им силы.

17:20−26 Молитва Иисуса о церкви. До сих пор Иисус говорил о тех, кого Он учил, но затем Его взор обращается ко всем тем, кто уверует благодаря свидетельству учеников (20). Он не делает различия между теми, кто лично слушал Его, и теми, кто узнал о Нем от других. Образцом единства для тех и других снова предстают отношения между Отцом и Сыном (21); его основой является пребывание в Отце и Сыне, а целью — познание Бога и Христа (21, 23).

Таким образом, вера ведет к единству, которое приводит других к вере. Другой аспект темы единства — слава, — тема, которая звучит с первых слов молитвы Иисуса. Отсюда следует, что слава Христа порождает единство. Но полное единство необходимо не само по себе, а для того, чтобы явить его миру. Если мы задумаемся об истории разногласий в церкви, то поймем, насколько мы не оправдали чаяний Иисуса.

Иисус развивает тему славы (24), связывая ее с тем, что Отец возлюбил Его прежде основания мира, — отзвук темы предвечного существования, намеченной в ст. 5. В заключительных стихах (24−26) молитва достигает кульминации. Обращение Отче Праведный подчеркивает справедливость отношения Бога к миру. И снова ученики предстают полной противоположностью миру. Выражение любовь, которою Ты возлюбил Меня означает, что своей любовью к Иисусу и к людям ученики отражают любовь Отца. Таким образом, молитва завершается просьбой о пребывании Христа в верующих.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя.
2  [2] — Букв.: как Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему.
6  [3] — Букв.: Я открыл/явил Твое имя.
10  [4] — Друг. возм. пер.: через них явлена слава Моя; букв.: и Я прославлен в них.
11  [5] — Букв.: Отец Святой, соблюди/сохрани их в имени Твоем (или: именем Твоим), которое (в некот. рукописях: которых) Ты дал Мне.
12  [6] — Некот. рукописи добавляют: в мире.
12  [7] — Букв.: хранил Я их в имени Твоем/именем Твоим.
12  [8] — Букв.: кроме сына погибели.
12  [9] — Или: во исполнение Писания.
15  [10] — Букв.: от злого, в знач. от дьявола.
17  [11] — Букв.: освяти их в истине/через истину; греч. хагиадзо — отделять/посвящать для Бога; делать святым; то же в ст. 19.
19  [12] — Букв.: ради них.
19  [13] — Друг. возм. пер.: чтобы они истинно.
21  [14] — Некот. рукописи добавляют: одно/едино.
25  [15] — Или: и мир Тебя не познал/не узнал, но Я Тебя познал/узнал.
26  [16] — Букв.: имя Твое.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.