Деяния 8 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Среди тех, кто одобрял его убийство, был и Савл.
С того самого дня начались жестокие гонения на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии.
2 Благочестивые люди похоронили Стефана и горько оплакали его.
3 А Савл тем временем пытался уничтожить церковь: идя из дома в дом, он хватал верующих мужчин и женщин и предавал заточению.
4 Тем временем рассеявшиеся ходили повсюду и проповедовали Благую Весть.
5 Филипп, придя в один из городов Самарии, начал проповедовать там Христа.
6 Толпы людей с особым вниманием относились к тому, что говорил Филипп, потому что слышали о знамениях, совершаемых им, и сами видели их:
7 нечистые духи выходили с громким воплем из многих одержимых, и многие парализованные и хромые были исцелены.
8 И в городе том была великая радость.
9 Там с некоторых пор жил человек по имени Симон, который занимался магией и тем поражал жителей Самарии. Он выдавал себя за человека совершенно необычного.
10 Все, от мала до велика, слушали его внимательно. «Этот человек, — говорили они, — сила Божия, та, что зовется „ силой великой“».
11 Горожане слушали его потому, что долгое время он изумлял их своим чародейством.
12 Но когда они поверили Филиппу, возвещавшему Благую Весть о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа, то приняли крещение и мужчины, и женщины.
13 Уверовал и сам Симон. После своего крещения он не отходил от Филиппа и изумлялся, видя совершающиеся великие знамения и чудеса.
14 Когда апостолы в Иерусалиме услышали, что Самария приняла слово Божие, они послали к ним Петра и Иоанна.
15 Те пришли и помолились о том, чтобы уверовавшие получили Духа Святого,
16 ибо он еще не снизошел ни на одного из них: они были только крещены во имя Господа Иисуса.
17 Затем Петр и Иоанн возложили на них руки, и те получили Духа Святого.
18 Симон же, увидев, что Дух Святой дается через возложение рук апостолов, предложил им деньги,
19 говоря: «Дайте и мне такую силу,1 чтобы тот, на кого я возложу руки, мог получить Духа Святого».
20 «Ты думаешь, что за деньги можно приобрести дар Божий?! — поразился Петр. — Серебро твое сгинет с тобой вместе.
21 Нет у тебя в этом деле ни части, ни доли: видит Бог всю неправоту сердца твоего.
22 Покайся в этом грехе2 своем и помолись Господу, чтобы худое намерение3 сердца твоего было тебе прощено.
23 Ибо вижу я, что ты исполнен желчи, и узы нечестия — участь твоя».4
24 «Вы сами помолитесь за меня Господу, — попросил Симон, — чтобы ничто из сказанного вами не постигло меня».
25 Когда Петр и Иоанн засвидетельствовали о Господе и поделились Его словом, они пошли назад в Иерусалим, по пути во многих селениях самаритянских возвещая Благую Весть.
26 Ангел Господень, явившись Филиппу, сказал: «Встань и иди на юг по той пустынной дороге,5 что ведет из Иерусалима в Газу».
27 Филипп поднялся и пошел. И вот на этой дороге он встретился с человеком из Эфиопии, евнухом. То был сановник Кандаки,6 царицы эфиопской, ее казначей, приезжавший в Иерусалим для поклонения.
28 Он возвращался домой и, сидя на своей колеснице, читал пророка Исайю.7
29 Дух сказал Филиппу: «Подойди к колеснице и держись ее как можно ближе».
30 Филипп подбежал к колеснице и, услышав, что евнух читает пророка Исайю, спросил его: «Понимаешь ли то, что читаешь?»
31 «Как могу я это понять без помощи знающего человека?» — ответил тот и пригласил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А читал он вот какое место Писания:

«Как овца, приведен Он был на заклание,
и как ягненок пред стригущим его безгласен,
так и Он уст Своих не отверзает.

33

В унижениях [Его] в правосудии было Ему отказано.
И кто расскажет обо всем потомстве Его,8
коль прервана была на земле жизнь Его9

34 «Прошу тебя, скажи мне, о ком это пророк говорит? — спросил евнух Филиппа. — О себе ли или о ком другом?»
35 Тогда Филипп отверз уста и, начав с этого текста Писания, поведал ему Благую Весть об Иисусе.
36 Продолжая путь, они приблизились к месту, где была вода, и евнух сказал: «Видишь, вот вода. Что препятствует мне креститься?»
37 [отсутствует]10
38 И приказал он остановить колесницу. Затем оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Господень11 унес Филиппа. Евнух его больше не видел, но продолжал свой путь, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте: проходя по тем местам, он возвещал Благую Весть во всех городах, пока не достиг Кесарии.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1б Великое гонение (здесь впервые в Книге Деяний используется это слово) и вызванное им рассеяние по разным местам Иудеи и Самарии составляют фон следующих глав. 3 Активное участие Савла в этом великом гонении находит подтверждение в посланиях Павла (1Кор 15:9; Гал 1:13; 23; Флп 3:6; 1Тим 1:13). Поскольку в поисках христиан Савл вторгался в дома, то можно предположить: в Храме они уже больше открыто не встречались (5:42).

8:4 — 12:25 Служение, направляемое из Иерусалима

8:4−25 Филипп в Самарии

Ст. 4 Прежде всего гонение, а не осознанное решение стало причиной первого реального миссионерского импульса в ранней Церкви: между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

Ст. 5 Филипп проповедовал в Самарии, поскольку именно там он оказался, спасаясь от гонений. Согласно указанию Евангелия от Иоанна, иудеи с самарянами не сообщались (Ин 4:9). Жители Иудеи и Галилеи считали населявших эту область к северу от Иудеи еретиками полуевреями; самаряне, державшие за Священное Писание лишь Пятикнижие Моисея и отвергавшие остальные иудейские писания, верили, что Богу следует поклоняться на горе Гаризим, а не в Иерусалиме.

Ст. 6−13 Автор знакомит читателя с Филиппом, указывая на те чудеса, какие он творил, в том числе, на изгнание нечистых духов и исцеления. Вот почему народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп. И здесь же рассказывается о Симоне, занимавшемся волшебством, которому внимал весь народ самарийский, от малого до большого, поскольку он изумлял их волхвованием.

Не говорится, насколько труды Филиппа и его проповеди отличались от Симоновых, однако, по всей видимости, отличие было значительным, поскольку весь народ поверил Филиппу и крестился, и даже сам Симон уверовал и крестился. Именно этот «чудотворец» и изумлялся, видя совершающиеся Филиппом великие силы и знамения. (см.: 5:12−16 выше.)

Ст. 14 Вероятно, миссионерство среди самарян прежде не планировалось, но сообщение из Самарии заставляет находившихся в Иерусалиме Апостолов послать туда Петра и Иоанна, чтобы разузнать обо всем. Подобно и Варнаву посылали справиться относительно обращенных из язычников в Антиохии (11:22). Как раз перед этим апостолы и братья, бывшие в Иудее, вели с Петром беседу о Корнилии, обращенном язычнике (11:1−18).

Ст. 15−17 Именно последний эпизод, вероятно, способен объяснить, почему дар Святого Духа последовал через столь большой промежуток времени после крещения самарян. В свете 2:38; 10:48 и 19:5 маловероятным представляется, что крещение во имя Иисуса Христа умалялось по сравнению с крещением во имя Отца, Сына и Духа Святого. Также маловероятно и то, что возложение рук апостолами было обязательным условием для получения Святого Духа (см., напр.: 10:44−48; 16:30−34; и 13:3, где члены церкви возлагали на будущих апостолов-мессионеров руки в знак единства, которое приносит Святой Дух).

Согласно 11:15−17, Петр понимает, что дар Святого Духа Корнилию и его дому — это знамение от Бога, говорящее о том, что язычников следует принимать в качестве полноправных членов христианского сообщества (см.: коммент. к 11:1−18). Возможно, излияние Святого Духа на первых обращенных из самарян также было свидетельством их равенства с верующими в Иерусалиме (свидетельством как для самарян, так и для апостолов). Конечно, весьма приятно то, что Иоанн, пожелавший однажды призвать огонь с неба и истребить одно из селений самарянских (Лк 9:54), был ныне среди призывающих свыше Духа Святого!

Ст. 18−19 Симон посчитал христианство по существу разновидностью магии, которой он занимался сам, пусть и более могущественной.

Ст. 20−23 Ответ Петра говорит о его проницательности в отношении установки волхва. Резкое осуждение Симона апостолом смягчается призывом покаяться: может быть, Господь простит его.

Ст. 24 Несмотря на очевидно искреннюю просьбу к апостолам помолиться за него, чтобы это осуждение не исполнилось, Симон, согласно позднейшему христианскому преданию, остался известен как еретик и враг христианства.

8:26−40 Филипп и эфиопский евнух

Интересно сравнить две истории в Книге Деяний, имеющие отношение к Филиппу. Первая история происходит на севере, в Самарии, вторая — на юге. Первая повествует о массовом обращении, происшедшем вследствие гонений, вторая — о единственном обращении через прямой призыв от Бога. Первая происходит с людьми, признававшими лишь иудейское Пятикнижие, вторая — с человеком, читающим из Пророков. Обе истории взаимосвязаны не только присутствием Филиппа, но и тем, что в них рассказывается о людях, сторонних иудаизму.

Ст. 27−28 Древнее Эфиопское царство находилось, по всей вероятности, на территории современного Судана, но географический аспект для Луки не столь важен по сравнению с впечатлением «инородности». Трудно представить себе более экзотическую личность! Человек, о котором говорится, не только был родом из самых отдаленных регионов Древнего мира, но к тому же являлся там вельможей, хранителем всех сокровищ и евнухом. Кандакия — это не личное имя, а титул, который носила мать правящего монарха. Ефиоплянин, о котором идет речь, читал пророка Исайю, возвращаясь на родину из Иерусалима, где он поклонялся Богу.

Ст. 30−31 В новозаветные времена было принято читать вслух даже в одиночестве. Вмешательство Филиппа в занятие эфиопского вельможи воспринимается последним с замечательным смирением и детской простотой. По тем временам странствие, как правило, было опасным делом, к тому же и Филипп по своему общественному положению не был ровней такому вельможе; тем не менее тот просит его взойти и сесть с ним, чтобы пояснить читаемое.

Ст. 32−35 Евнуха озадачивает содержание Ис 53:7, 8 (о ком говорит пророк?), Филипп же без особых затруднений отталкивается от сего Писания, чтобы благовествовать ему об Иисусе.

Ст. 36 Поскольку разговор о водном крещении начинает сам евнух, можно предположить, что Филипп сопроводил рассказ об Иисусе призывом, подобным призыву Петра из 2:37−39. Сама постановка вопроса, заданного евнухом (Что препятствует мне креститься?), свидетельствует, что он ожидал возражений со стороны Филиппа. Возможно, ранее ему, иудейскому прозелиту, было отказано в обряде омовения (обычной ступени на пути к полному обращению в иудаизм) из-за его «калечности» (см. ниже: Примечание. Первый обращенный из язычников?).

Однако похожее выражение встречается и в других отчетах о крещении (Деян 10:47; Мф 3:14), и это заставляет сомневаться, действительно ли здесь ставится вопрос и дается ответ относительно ритуала водного крещения? А в свете Мк 9:39 и 10:14 можно сказать, что это выражение появляется в отчетах, относящихся к приему в сообщество в случае, если по той или иной причине ставится под сомнение равенство в членстве.

Ст. 38 В древнейших и наиболее достоверных манускриптах Книги Деяний ст. 37 отсутствует, и NIV, наряду с иными современными переводами, дает лишь его подстрочник. Филипп отвечает на вопрос евнуха, но не словом, а делом: оба спускаются к воде и евнух крестится без промедления.

Ст. 39−40 Замечание о том, что Филиппа восхитил Ангел Господень и он позднее оказался в Азоте, расположенном севернее Газы (и вдали от дороги, ведущей из Иерусалима в Газу), заставляет думать о водительстве не только духовном. Однако здесь подчеркивается не способ транспортации, а внезапность и совершенство отправления. Из предыдущего эпизода в Самарии (8:14), из отрывка с Корнилием в гл. 10, 11 и сообщения об учреждении антиохийской церкви в 11:20−22 можно убедиться: иерусалимской Церкви надлежало провести расследование также и этого обращения, если бы слух о нем дошел до нее в свое время. Однако евнух больше не был в ведении ни Филиппа, ни Церкви в Иерусалиме. С Филиппом же мы встретимся позднее (21:8, 9), в Кесарии.

Между тем евнух продолжает свой путь, радуясь. Интересно было бы знать, не возобновил ли он прерванного чтения из Книги Пророка Исайи? Продолжив чтение, он дошел бы вскоре до следующего места: «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: „Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: „вот я сухое дерево" Ибо Господь так говорит об евнухах: ...тем дам Я... вечное имя, которое не истребится» (Ис 56:3−5).

Примечание. Первый обращенный из язычников? Хотя термин, переведенный словом евнух, означает просто «должностное лицо», Лука употребляет его скорее в буквальном смысле, иначе последующее пояснение — вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее — было бы излишним. В свете установлений Священного Писания (см.: Втор 23:1) маловероятно, что этот человек полностью обратился в иудаизм. Но поскольку целью его поездки было поклонение Богу и он приобрел, очевидно, копию последней части Писания, то, по всей вероятности, его контакт с иудейством был тесным и длительным. Если он был язычником из «боящихся Бога» (об употреблении этого термина см.: 10:2), тогда именно этот евнух, а не сотник Корнилий, был первым из известных нам неевреев, обращенных в христианство. Таким образом, именно Филипп, а не Петр или Павел, становится отцом языческой миссии под очевидным руководством свыше.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
19  [1] — Или: власть.
22  [2] — Или: в этом нечестии/зле.
22  [3] — Или: помысел.
23  [4] — Букв.: ибо вижу, что ты — в горькой желчи и узах нечестия.
26  [5] — Друг. возм. пер.: иди и в полдень будь на пустынной дороге.
27  [6] — Кандаки — титул царицы в Эфиопии; здесь, возможно, используется как имя собственное.
28  [7] — См. в Словаре Исайя.
33  [8] — Букв.: род Его кто изъяснит.
33  [9] — Ис 53:7,8.
37  [10] — Некот. рукописи добавляют: и сказал ему Филипп: «Если веруешь от всего сердца, можно». Он же сказал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий».
39  [11] — В некот. рукописях: Дух Святой сошел на евнуха, ангел же Господень.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.