1 Петра 2 глава

Первое послание апостола Петра
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Отрешитесь же от всякой злобы и обмана, от лицемерия и зависти, от всякого злословия отрешитесь;
2 с жаждой новорожденных тянитесь к настоящему, духовному молоку1 и, насыщаясь им, возрастайте, чтобы прийти к спасению,
3 коль скоро постигли2 вы, что благ Господь.
4 Он — камень живой; людьми Он отвергнут, но Богом избран, камень драгоценный. К Нему приходя,
5 послужите и вы, как камни живые, возведению духовного дома,3 чтоб быть вам священством святым и приносить через Иисуса Христа жертвы духовные, угодные Богу.
6 В Писании сказано:

«Вот Я полагаю на Сионе4 сей камень избранный,
драгоценный, краеугольный камень;
и верующий в Него посрамлен не будет».5

7 Для вас, верующих, Он — драгоценность; а для тех, кто не уверовал, —

камень, отвергнутый строителями, —
хоть и лег Он потом во главу угла,6

8

камень, о который спотыкаются,
и скала, у которой падают.7


Но спотыкаются те, кто не повинуется слову8 Божию, — такова уж их участь.
9 Но вы — род избранный, вы — царственное священство, святой народ, люди, которых Бог признал Своими, и вам возвещать о совершенствах9 Того, Кто призвал вас из тьмы в дивный Свой свет.
10 Когда-то вы вообще не были «народом», а теперь вы — народ Божий; лишенные некогда милости Божьей, теперь вы помилованы.
11 Дорогие братья мои,10 я прошу вас, странников, людей, этому миру чужих, не поддавайтесь греховным влечениям плоти, посягающим на ваши души.11
12 Пусть ваша жизнь среди язычников отличается благородством и честностью, чтобы они, хоть ныне и оговаривают вас как злодеев, смогли, видя ваши добрые дела, прославить Бога в день посещения.
13 Ради Господа покоряйтесь всякому людьми установленному начальству:12 царю как верховной власти
14 и наместникам его, которых он посылает для наказания делающих зло и для поощрения тех, кто творит добро.
15 Богу угодно, чтобы, делая добро, вы в молчание повергли невежество и безумие.13
16 Живите как свободные люди, не пользуясь свободой словно ширмой для сокрытия зла — живите как слуги Божии.
17 Ко всем относитесь с почтением, любите собратьев по вере, перед Богом благоговейте,14 чтите царя.
18 Слуги,15 подчиняйтесь господам со всяческим уважением,16 и не только тем, кто добр и снисходителен, а и суровым.
19 Ведь это одобрения достойно,17 если человек терпеливо сносит обиды18 и страдает несправедливо, страдает за то, что совесть свою выверяет по Богу.19
20 Много ли чести в том, если вы сносите побои за действительные свои проступки? Если же, делая доброе, страдаете и терпите, то в милости вы у Бога.
21 К тому вы и призваны: Христос пострадал за вас, подав тем пример вам,20 чтобы вы шли по стопам Его.
22

А ведь не совершил Он никакого греха,
и в устах Его не было лжи.21

23 На злословие не отвечал Он злословием, страдая, не угрожал. Он всякий раз вверял Себя Тому, Кто судит справедливо.
24 Он Сам вознес наши грехи в теле Своем на древо креста, чтобы, умерев для греха, могли мы жить для праведности — так ранами Его исцелены вы.
25 Когда-то блуждали вы, как овцы, а теперь вернулись к Пастырю, ваших душ Попечителю.22

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−3 Стремление к духовному возрастанию

Новообращенный христианин нуждается в духовном возрастании, как новорожденный младенец в физическом росте. Это означает быть защищенным от всего, что может нанести вред, и питаться хорошей пищей. Новая жизнь дана нам, чтобы мы смогли достичь полного и окончательного спасения.

Примечания. Ст. 2 Словесное — греч. слово logikon одновременно означает и «духовный». В Евр 5:12 выражена та же мысль, а в Ветхом Завете много аллюзий на закон или слово Божье как на духовную поддержку.

Ст. 3 Пс 33:9, который цитируется здесь, может служить либо разъяснением причины страстного стремления к истине в ст. 2, либо это устремление свидетельствует о том, что вкусившие поняли, что благ Господь.

Ст. 4−10 Принадлежность к народу Божьему

Христиане должны духовно возрастать и все вместе, и каждый индивидуально, и Петр здесь снова обращается к этой теме. Он столь взволнован, что смешивает разные метафоры, но основная мысль прослеживается четко. Постоянно общаясь с Христом, живым камнем, христиане становятся, подобно Ему, живыми камнями. Отдельный камень сам по себе не представляет особой ценности, но вместе с другими он становится частью строения. Отдельный «живой» камень предназначен быть частью единого целого. Далее мысль Петра переключается от строения (возможно, здания храма) к тем, кто трудится в нем. Они, будучи членами духовного сообщества Бога, несут на себе двойную ответственность: богослужение, т. е. приношение духовных жертв (5), и свидетельство — возвещение совершенства (9).

Дополнительно Петр обращается к ветхозаветным образам живого Камня и показывает, как они воплотились во Христе: первый через верующих, а последние два через неверующих. Независимо от того, приходят ли люди в вере к живому Камню или отвергают Его, это не принижает высших целей Бога. В Мк 12:10 Иисус соотносит этот текст с иудейскими религиозными руководителями как со строителями. Христос стал краеугольным камнем, поставленным во главу угла здания, и тот, кто отвергает эту весть, претыкается и падает, как и предполагает Божье установление.

В отличие от неверующих, христианская церковь, как показывает Петр, наследует привилегии, обещанные народу Божьему в ветхозаветные времена. Вы ... дабы возвещать: здесь подчеркивается библейский принцип о том, что привилегия предполагает и ответственность. Наследующие благословения, данные Израилю, должны исполнять работу, возложенную на Израиль, и возвещать совершенства Бога, Который столь многим одарил их.

В ст. 4 и ст. 6−8 соединены два важных пророчества: о драгоценном камне из Ис 28:16 (в ст. 6 приводится цитата из LXX, как и в Рим 9:33 в послании Павла) и об отвергнутом камне в Пс 117:22. Иисус относит эту последнюю ссылку к Себе в Мк 12:10, а Петр приводит эту цитату о Нем перед синедрионом в Деян 4:11. Иисус одновременно и драгоценный камень в основании, на котором построена Его Церковь, и краеугольный камень, вокруг которого возводится все здание (см.: 1Кор 3:11; Еф 2:19−22). NIV mg показывает, что это один и тот же камень. Объединяя две вышеуказанные метафоры, Петр подчеркивает, что Христос драгоценен только для верующих (как свидетельствует контекст оригинала), а неверующие, отвергнувшие Его, находят в нем камень преткновения. Здесь Петр добавляет цитату из Ис 8:14.

Устрояйте (5): ближе к оригиналу было бы «вы устрояетесь», а не повелительное наклонение. Слова, использованные здесь и в ст. 9 (см. ниже), были важными и многозначными для народа Божьего в ветхозаветную эпоху. Их использование здесь призвано подчеркнуть духовную преемственность между теми, кто принадлежал к Божьему народу завета, и верующими христианами. Слово дом и акцент на мысли о принадлежности к народу Божьему в ст. 9, 10, вероятно, служили серьезным ободрением для тех, кто перестали быть «пришельцами и странниками» (2:11). Возможно, Петр здесь имел в виду разрушение храма (предсказанное Иисусом в Мк 13:2). Каждый христианин в отдельности (1Кор 3:16) и вся церковь вместе составляют храм Божий, дом духовный (5), поскольку там пребывает Его Дух. Именно этот текст, а также из ст. 9 христиане положили в основу учения о том, что вследствие уникальной жертвы Иисуса, который принес Свою жертву за грех единожды и за всех (см.: 2:24; 3:18), ныне нужно приносить единственные жертвы — духовные (см.: Рим 12:1, 2 и Евр 13:15, 16). Они должны приноситься всеми верующими. Единственное новозаветное служение, которое особым образом отделено от других, это служение старейшин, руководителей церкви — как в области проповеднической, так и пастырской деятельности (см. коммент. к 5:1−4 ниже). Иисусом Христом — это можно толковать либо как способ принесения жертвы, либо как причину, по которой они принимаются.

Слово Божье — написанное (Библия) или живое (Иисус Христос) служит фундаментом, на котором созидается все строение. Не покоряющиеся Христу вскоре обнаружат, что сталкиваются с препятствием на своем пути, которое рано или поздно заставит их споткнуться и упасть (8). (Более подробное обсуждение этого учения, которое здесь обозначено в общих чертах и может быть названо «предопределением», см.: IBD, р. 1262−1264.) Ст. 9 объявляет христианским верующим обетования, данные в Исх 19:5, 6 и Ис 43:20, 21, о которых Павел рассуждает в Рим 9. Род означает биологическое потомство и может указывать на преимущества возрождения и новой жизни. Слово, из которого происходит термин священство, в Новом Завете используется не для описания христианского служения, а скорее для роли, предназначенной всем верующим христианам (ср.: Откр 1:6). По всему Ветхому Завету функции царя и священника всегда были разделены, за исключением Мелхиседека и Мессии, которые совмещали в себе эти функции. Саул совершил грех, когда попытался присвоить себе эти два титула (1Цар 13:5−15). Во Христе христиане могут быть и царями, и священниками. Род избранный, т. е. народ, призванный отражать характер Бога, Его святость (1:16). Люди, взятые в удел (т. е. особые), отделенные: здесь используется образ восточного царя, который держит при себе особую сокровищницу, отдельно от государственного казначейства. Она была предназначена исключительно для него, и эта мысль впервые звучит в Исх 19:5 («удел») и воспринята Павлом (см.: Тит 2:14 — слово «особенный»). Совершенства — это слово трудно перевести точно, вероятно, ближе всего к оригиналу оно передается в RV — «превосходства». Христиане сочтут естественным и будут непосредственно отвечать таким образом Богу и своим ближним, когда поймут, что все эти благословения проистекают из свободной благодати и милосердия Бога (10). В подтверждение своей мысли Петр ссылается на тексты из Ос 1:8 — 2:1 и 2:23.

Ст. 2:11 — 3:12 Являть собой образ Христа для других

Поскольку христиане в особом смысле — народ Божий, их истинное обиталище — общий дом с Ним. Таким образом, проходя земной жизненный путь, они должны являть своей жизнью и своим отношением к ближним образ жителей другой, лучшей страны.

Примечательно, что первые три из четырех нижеследующих разделов посвящены иллюстрации этой мысли: образа жизни, повиновения (13, 18, 3:1). Использованное в оригинале слово означает поставить себя в положение ниже другого, а тем самым возвышать другого по отношению к себе (как в Флп 2:3). Как показывают нам Иисус (Ин 18:22, 23) и Павел (Деян 25:10, 11), это не означает, что христиане должны быть «половиком», о который вытирают ноги; они должны уметь твердо отстаивать свои права.

Ст. 2:11−12 Общие принципы человеческих взаимоотношений в мире. Начиная с 1:15, Петр рассматривал положительную сторону жизни — святость и жизнь для Бога. Теперь он кратко останавливается на отрицательной стороне, т. е. неприятии, воздержании, о чем он снова будет говорить в 4:1. Такой образ жизни помогает противостоять клевете и злословию, с которыми христиане уже столкнулись лицом к лицу. Это перекликается с поучениями Иисуса из Мф 5:16.

Примечание. Ст. 11 Упоминание пришельцев и странников в 1:1, 17 и Евр 11:13 восходит к Быт 23:4. Греха (букв, плотских похотей) необходимо удаляться, поскольку он разрушает бессмертный удел нашего бытия (см.: Гал 5:19−21).

Ст. 12 Под язычниками понимаются те, кто стоит в стороне от Бога, от радости общения с церковью как с истинным Израилем (см. выше коммент. к ст. 9, 10). В день посещения, т. е. в день суда.

Ст. 13−17 Определение отношения к властям. Добродетельное поведение выражается в повиновении всякому человеческому начальству. Крайне удивительно, что Петр, возможно, написавший эти строки в период правления Нерона, все еще подчеркивает эти Божественные установления как не утратившие своей нравственной силы (см.: Рим 13:1−7; 1Тим 2:1, 2). Лояльная позиция христианина по отношению к властям должна поставить его выше порочащих его подозрений и клеветы невежд (15). Христиане обязаны воздавать должное кесарю (Мф 22:21), и Петр не делает здесь никакого исключения из этого правила, даже при том, что он знал, как следует противостоять властям, когда они претендуют на то, что принадлежит исключительно Богу (Деян 4:19, 20; 5:29).

Парадоксально, что христианская свобода определяется свободным выбором — жить как рабы Божий, выполняя Его волю (16). Следовательно, это не свободная лицензия на право потакать собственным прихотям под лозунгом «вседозволенности». Эти практические требования обобщены в четырех кратких повелениях: всех почитайте, т. е. выказывайте уважение тем, за кого умер Христос и в ком может быть восстановлено Божественное подобие; братство (т. е. своих собратьев по вере) любите; Бога бойтесь, т. е. надлежащим образом поклоняйтесь (в благоговейном страхе; см.: Евр 12:28, 29); царя чтите, т. е. выказывайте должное уважение.

Примечания. Ст. 13 Слова для Господа — это напоминание о примере и учении Иисуса. Верховной власти, т. е. превыше всех человеческих установлений.

Ст. 17 Петр цитирует Прит 24:21, где автор, в отличие от Петра, использует одно и то же слово для описания отношения и к Богу, и к царю.

Ст. 18−25 Отношение к работодателю, хозяину. Петр дает подробные наставления двум группам людей (слугам и женам), чье положение в древнем мире делало их жизнь, особенно в качестве верующих, чрезвычайно трудной. Многие слуги жили довольно сносно у своих хозяев, однако нередко испытывали на себе несправедливое отношение с их стороны. Если Петр входит в положение тех, кто занимался подневольным трудом, то Павел показывает, что и работодатель, хозяин должен тоже с уважением и сочувствием относиться к тем, кто работает на него (Ефес 6:5−9; Кол 3:22 — 4:1).

Терпение в случае заслуженного наказания не является добродетелью, христианин же призван принимать даже суровое обращение несправедливого господина.

Это достойно похвалы Божьей. Продолжать совершать добро и терпеть страдания, вероятно, это можно считать уделом христианина в свете того, что они приобщают его к страданиям Христа (ср.: Флп 3:10). Затем Петр напоминает своим читателям о пользе, которую могут принести им страдания.

Примечания. Ст. 18 Слуги находились в домашнем услужении, были обычными слугами в греч. и римских домах (см.: Флм.).

Ст. 19 Ибо то угодно Богу. Эта фраза может указывать либо на то, что хозяин мог объяснять этим незаслуженное наказание, которому он подвергал своего раба (зная о его вере), либо на то, что это было для раба побуждением беспрекословно подчиниться ему (потому что он знал, что Бог видит и разделяет его страдания; см.: Деян 9:4). Петр, вероятно, имел в виду слова Иисуса, записанные в Мф 5:11, 12, 46, 47; Лк 6:22, 23, 32−35 и в Ин 15:18−21.

Ст. 21 Пример — это слово использовано только здесь в Новом Завете, оно означает свод правил или наставлений, которым должен был следовать ученик.

Ст. 22, 23 Петр цитирует Ис 53:9 и 7 (ср.: Мк 14:61, 65; 15:29; Ин 19:1−9).

Ст. 24, 25 Это столь яркая картина, что создается впечатление, что ее описывает очевидец. Вознес, слово употребляется, когда речь идет о добровольной жертве (ср.: Евр 7:27, где использовано то же слово, переведенное фразой «принесши в жертву»). Упоминание о смысле страданий Иисуса (цитата из Ис 53:12 и ст. 5) предназначено для нас. Наш ответ Спасителю, Который понес на Себе наши грехи, — это вернуться к Нему как к своему пастырю, чтобы избавиться от грехов и жить для правды. Эта образная картина восходит к Ис 53 и Ин 10. Блюститель: это слово обычно используется для описания обязанностей пастуха и, следовательно, духовного пастыря. От этого корня происходит и англ. слово «епископ».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: у вас, как у новорожденных младенцев, должно быть влечение к настоящему (букв.: неподдельному) молоку — слову (Божию).
3  [2] — Букв.: вкусили.
5  [3] — Или: как камни живые, созидайте из себя дом духовный.
6  [4] — См. в Словаре Сион.
6  [5] — Ис 28:16.
7  [6] — Пс 118 (117):22 (LXX).
8  [7] — Ис 8:14.
8  [8] — Друг. возм. пер.: не повинуясь, они спотыкаются о слово.
9  [9] — Исх 19:6; Ис 43:20,21.
11  [10] — Букв.: любимые.
11  [11] — См. в Словаре Душа.
13  [12] — Или: всякому учрежденному людьми порядку.
15  [13] — Букв.: невежество неумных людей.
17  [14] — Или: Бога бойтесь.
18  [15] — Букв.: дворовые (слуги).
18  [16] — Или: с благоговейным страхом.
19  [17] — В некот. рукописях: ведь это в милости у Бога.
19  [18] — Букв.: боль; или: печаль.
19  [19] — Друг. возм. пер.: если кто-либо стойко выдерживает боль несправедливых страданий как человек, сознающий Бога.
21  [20] — В некот. рукописях: пострадал за нас, оставив нам пример.
22  [21] — Ис 53:9.
25  [22] — Или: Блюстителю; греч. эпископос.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.