Хр. Рима 10 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Братья, всем сердцем хочу я и Богу молюсь о том, чтоб спаслись израильтяне.
2 В служении Богу — я сам тому свидетель — усердны они, только усердию их истинного знания недостает.
3 Не осознав праведности Божией, не захотели они ей покориться и силятся собственную свою [праведность] утвердить.
4 Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность теперь может каждый, кто верует в Него.1
5 Когда Моисей говорил, что «человек, соблюдающий все повеления Закона,2 в них и найдет для себя жизнь»,3 он о праведности по Закону говорил.
6 А праведность, что по вере, так говорит:4 «Не вопрошай в сердце своем: „Кто на небо взойдет?“ (Как если бы нужно было Христа оттуда свести.)
7 Или: „Кто в бездну сойдет?“»5 (Как если бы нужно было Христа от мертвых вернуть.)
8 Что же тогда она утверждает? «Близко слово6 к тебе, оно на твоих устах и в сердце твоем».7 Слово это — о вере, та самая весть, которую мы проповедуем.
9 Так что если устами своими ты открыто заявляешь,8 что Иисус — Господь, если сердцем веришь, что Бог из мертвых Его воскресил, будешь спасен.
10 Потому что вера в сердце к праведности ведет, а исповедание устами — ко спасению.
11 Писание и говорит: «Всякий верующий в Него посрамлен не будет».9
12 И так для каждого, без различия: для иудея и для язычника, Господь ведь у всех у нас один, и богатства Его довольно для всех, кто в молитве призывает Его;10
13 ибо каждый, кто призовет имя Господне, будет спасен.11
14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего?
15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую весть12
16 Однако не все вняли Благой Вести. Об этом говорит Исайя: «Господи, кто поверил тому, что услышал от нас13
17 Итак, вера — от Вести услышанной, а слышат ее там, где возвещается слово Христово.14
18 Но спрашиваю: не слышали разве они? Конечно же, слышали! Ведь сказано о тех, кто Весть эту возвещает:

«По всей земле звучал их голос,
до пределов вселенной дошли слова их».15

19 А может быть, снова спрошу, израильтяне не знали? Еще Моисей словами Господними им говорил:

«Я вызову ревность в вас теми,
кого вы не считали народом,
введу в раздражение вас народом,
который не понимал Меня ».16

20 Еще смелее передает слова Бога Исайя:

«Нашли Меня не искавшие,
открылся Я тем, кто не спрашивал обо Мне».17

21 А об Израиле Он говорит: «Целый день Я руки Свои простирал к народу своевольному и дерзкому».18

Новый Библейский Комментарий

10:14−21 У Израиля нет оправдания . В отрывке 9:30 — 10:13 Павел показывает, что неспособность Израиля достичь спасения объясняется не несостоятельностью Божьего слова, а неспособностью Израиля поверить (9:6а). Теперь Павел отвергает всякую возможность оправдания для иудеев, утверждая, что благовестие действительно было «близко» к Израилю (ср.: 8). Условия для уверования в Евангелие и обретения спасения имелись (14, 15, 17, 18).

Таким образом, Израиль виновен в том, что проявил невнимание к благовествованию, непослушание ему (16), что не сумел понять книг самого Ветхого Завета, в которых пророчествовалось о том, что ныне Бог исполнил в благовествовании (19−21).

В ст. 14, 15а Павел ставит ряд вопросов, чтобы указать, при каких условиях всякий сможет «призвать имя Господне» (13): должны быть посланы вестники, весть должна проповедоваться, люди должны ее слышать и от слышания должна родиться вера. Затем Павел ссылается на Исайю (Ис 52:7 — Как прекрасны ноги благовествующих... благое), чтобы подчеркнуть важность послания проповедников и направить все внимание на благовестие. В ст. 16 Павел поясняет, что условием сохранения цепи, которая оказалась разорванной, является ответственность тех, кто, слушая проповедников благовестия, должен ответить послушанием и верой. NIV дает понять (в греческом сказано лишь ои pantes, «не все»), что теперь Павел думает именно об израильтянах. Он снова цитирует Исайю (53:1), чтобы с помощью пророка подтвердить, что Израиль не смог ответить на весть (ср. также: Ин 12:38).

Ст. 17 начинает новый параграф. Заимствовав язык из Исайи (Ис 53:1), Павел вновь говорит о связи между верой и слышанием вести (см.: ст. 14) и отождествляет эту весть со словом Божиим, то есть со словом, которое возвещает Христос, — Евангелием (ср.: ст. 15, 16). В ст. 18−20 Павел стремится показать, что Израиль действительно «слышал» слово Христа и «знал» о Божьем плане спасения, который теперь развертывается через проповедь Евангелия. Павел, вероятно, цитирует Пс 18:5 (18б) не как пророчество о проповеди Евангелия, а просто чтобы, используя этот язык, заявить, что Евангелие широко возвещается иудеям по всему Средиземноморью. По-видимому, выражение «по всей земле», которое встречается в этой цитате, заставляет Павла в ст. 19, 20 размышлять о том, что было для иудеев его времени «камнем преткновения», помешавшим им принять благовестие — включение в Церковь язычников. Цитируя Моисея (Втор 32:21) и Исайю (65:1), Павел показывает, что Бог всегда предполагал включить язычников в Свой окончательный план спасения и сделать их Своим народом (ср.: 9:24−26). Упоминая Ис 65:2, Павел заключает этот этап своей аргументации указанием на два ключевых моментах: Бог постоянно простирает слово Своей благодати, Евангелие, к иудеям, но они, остаются непослушными и упорными.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: ибо конец (или: цель) Закона (как средства обретения праведности) есть Христос, к праведности каждого верующего.
5  [2] — Букв.: исполняющий их.
5  [3] — Лев 18:5.
6  [4] — Здесь, как и в ст. 7 и 8, апостол олицетворяет праведность: она «говорит», напоминая верующему о том, что Христос уже приходил с неба на землю, умер здесь за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
7  [5] — Втор 30:12,13.
8  [6] — Или: весть.
8  [7] — Втор 30:14.
9  [8] — Или: исповедуешь устами.
11  [9] — Ис 28:16; или: доверившийся Ему не постыдится.
12  [10] — Выражение «призывать Господа (или Его имя)» в Библии близко по значению понятию «совершать богослужение».
13  [11] — Иоиль 2:32 (LXX).
15  [12] — Букв.: как прекрасны ноги (некот. поздн. рукописи добавляют: благовествующих мир), благовествующих доброе; Ис 52:7.
16  [13] — Ис 53:1 (LXX).
17  [14] — Букв.: а возвещение (и слушание ее) через слово Христа; или: через слово о Христе.
18  [15] — Пс 19 (18):5 (LXX).
19  [16] — Втор 32:21 (LXX).
20  [17] — Ис 65:1 (LXX).
21  [18] — Ис 65:2 (LXX).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.