Хр. в Колоссах 2 глава

Послание апостола Павла христианам в Колоссах
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Я борюсь? Да, и хочу, чтобы знали вы, какую тяжелую веду я борьбу и за вас, и за тех, кто в Лаодикии, и за всех остальных, кто лично еще со мной не знаком.
2 Я хочу, чтобы и вы, и они были мужественны и связаны любовью меж собой,1 чтобы обрести всё богатство совершенного понимания2 и познать Божию тайну — Самого Христа.3
3 В Нем, в Нем одном, найдены могут быть все сокровища знаний и премудрости.
4 Говорю это для того, чтоб никто не ввел вас в заблуждение лишь подобием правды в словах.
5 Пусть я сам не у вас,4 всё же духом моим я с вами и радуюсь, видя согласье меж вами5 и твердость веры вашей во Христа.
6 Так вот, коль вы приняли Христа Иисуса, Господа6 нашего, то и продолжайте жить в Нем:
7 в Нем укорененные и жизнь свою строящие на Нем, укрепляйтесь в вере, как вы тому научены, и будете вы исполнены радости и благодарности.7
8 И смотрите, братья, чтобы не увлек вас никто пустым и лживым философствованием, что человеческим преданиям следует и архаичным представлениям этого мира,8 а не Христу.
9 А ведь только в Нем воплощена9 вся полнота Божества.
10 В Нем одном дана вам полнота жизни, Он — Глава над всяким правлением и властью.
11 В Нем и обрезание10 вы приняли, но не рукой человека творимое, а в полном удалении плотского «я»11 состоящее, — Христово обрезание приняли вы.
12 В крещении вместе с Ним погребли вас, с Ним и воскрешены вы были через веру во всемогущество12 Бога,13 воскресившего из мертвых Христа.
13 Мертвыми были вы во грехах своих и в необрезании вашей природы плотской,14 но Бог оживил вас со Христом вместе, когда милостиво простил нам15 всем все преступления наши.
14 Он перечеркнул список наших долгов16 и прегрешений со всеми предписаниями на наш счет, — Он отменил его и устранил,17 пригвоздив ко кресту.
15 Обезоружив18 правления и власти и выставив их на всеобщее обозрение, Он восторжествовал над ними на кресте.19
16 Никто не смеет поэтому осуждать вас за пищу и питье или за то, как относитесь вы к особым иудейским праздникам, новолуниям или субботам.
17 Всё это — только тени того, чему надлежало прийти, действительность же — во Христе.20
18 Пусть не лишат вас награды21 те, кто услаждает себя самоуничижением и почитанием ангелов, полагаясь при этом на свои видения.22 Тщетно надмеваясь своим плотским умом,
19 таковые не держатся Главы, а ведь от Нее, от Главы, растет по замыслу Божьему23 всё Тело, снабженное скрепляющими его суставами и связками.24
20 Если в самом деле умерли вы со Христом и отрешились от архаичных представлений этого мира, зачем, как живущие жизнью его,25 следуете вы установлениям:
21 «Не прикасайся, не ешь, не трогай!»,
22 имея дело со всем тем, что и предназначено к уничтожению при использовании? Человеческие это заповеди и учения человеческие.
23 Всё это только кажется мудрым, а в жизни надуманная набожность,26 самоистязания [и] изнурение тела не ведут к обузданию чувственности.27

Новый Библейский Комментарий

2:1 Если в предыдущем фрагменте (1:24−29) Павел говорил о своем служении в общем, то теперь обращается непосредственно к колоссянам. Он стремится укрепить связи с ними и сообщает им, что его труд на евангельском поприще имеет прямое отношение к ним и к другим христианам, проживающим в этой области, даже при том, что ранее он не встречался с большинством из них. (Церкви в Колоссах, Лаодикии и Иераполе были основаны его сподвижником Епафрасом; 1:7; ср.: 4:12.)

Ст. 2, 3 Его апостольская деятельность была направлена на то, чтобы укрепить их духовно. Соединенные в любви — эта фраза, вероятно, подразумевает, что они связаны между собой узами братской любви, которая помогает им в деле познания Бога. Однако в греческом этот глагол может иметь не только значение «соединять», но и «научать», как он и переводится в LXX. Поскольку в контексте подчеркивается познание и мудрость, а единство колоссян заботило Павла в меньшей степени, чем наставление их в вере перед лицом опасности быть неверно «наученными», то это последнее значение предпочтительнее. В любви, то есть во всем ее могуществе; это основа христианской жизни. Всякого богатства совершенного разумения — то же самое слово «богатство» используется в 1:27, где имеется в виду духовное богатство; здесь же под богатством понимается уверенность, идущая изнутри, то есть способность отличить истину от лжи. Таким образом они могут прийти к более глубокому пониманию Христа. Вероятно, мимоходом касаясь лжеучений, Павел стремится убедить читателей взирать на Христа как на единственный источник истинной мудрости. Сокрыты не означает спрятаны, но сохраняются до времени (ср.: 1:26). Бесполезно искать истинные знания в других источниках, они только у Христа.

2:6−15 Способ избежать заблуждений: Христос во всей Своей полноте

Ст. 6, 7 Эти стихи составляют самую сердцевину послания, образуя ключевой раздел послания. Здесь подводится итог сказанному выше и представлена основа для дальнейшей атаки на ложное учение (8−23). Христос Иисус, Которого колоссяне при своем обращении приняли как Господа, есть Господь сотворения и искупления (1:15−20) и находится в центре тайны Божьей (в тайне... для язычников, 1:27). Приняли — означает «принять традицию, обычай», здесь подразумевается, что они благожелательно восприняли и личность, и авторитетное учение об этой личности. Христианская жизнь требовала, чтобы они продолжали ходить во Христе Иисусе (ср.: 1:10; Гал 5:16). Учение и практическое его воплощение, богословие и этика идут бок о бок. 7 Павел, желая ободрить их, напоминает об их росте во Христе, подчеркивая, что они укоренены и утверждены в Нем Богом, Который продолжает укреплять их в Нем (ср.: 1Кор 3:6−11), и в вере, как они были научены (обратите внимание на страдательный залог). Бог и ныне продолжает свершать могущественные деяния таким образом, что они живут под водительством Христа, а потому должны преуспевать в жизни с благодарением. Присутствия Христа в их жизни более чем достаточно, чтобы противостоять любым опасностям ложного учения. Пусть они оценят свой жизненный путь и продолжат мыслить с позиций Его учения.

Ст. 8−15 Павел произносит первое из своих предостережений (8) и далее излагает взгляд на свершения Божьи во Христе и на единение колоссян с Ним в Его смерти, погребении и воскресении (9−15). 8 Колоссяне должны проявлять бдительность, дабы не свернуть с пути истины и не впасть в заблуждение. Чтобы кто не увлек... Слово «увлечь» означает «похитить», «насильно увезти»; ложные учителя используют (см.: Введение) такого рода приемы прельщения и введения в заблуждение.

По преданию человеческому... Внешне это выглядело вполне благопристойно, авторитетно и разумно, но Павел отвергает всякую возможность Божественного происхождения их учения; это человеческие измышления. Греческое слово stoicheia (стихии, первоначала) может относиться к «начальствам и властям» — демоническим силам, которые угнетают людей. Но опаснее всего то, что учение восстанавливало против Христа. Ныне законничество, оправдание по делам или любое другое учение, которое обесценивает роль искупления Христова на кресте, может быть использовано силами тьмы, чтобы держать мужчин и женщин в духовном рабстве.

Ст. 9, 10 Павел показывает, в чем конкретно эта философия противостоит Христу. Во-первых, в Нем обитает вся полнота Божества телесно, тогда как лжеучителя этого не признают. Полнота — это термин, который, вероятно, был у лжеучителей определяющим для описания вечного Бога, доступ к Которому мог достигаться только через посредников. В более позднем учении гностиков (основанном на предпосылке существования «внутреннего знания») Христос рассматривался в качестве последнего в целой череде посредников. Павел же утверждает, что полнота Божества (Триединства, Троицы) присуща Христу как неотъемлемый Божественный атрибут. Выражение телесно (которое может означать «действительно» или «в конкретной реальности», а не просто как внешний атрибут) правильнее всего понимать как «восприятие телесной формы» и относить к воплощению, вочеловечиванию Христа. Полнота пребывает только во Христе, и поклонение «стихиям вселенной» или соблюдение их предписаний недопустимы.

Ст. 10 Во-вторых, ложное учение противостоит Христу, потому что читатели уже имеют полноту в Нем, то есть в своем союзе со Христом они получили полноту спасения. Им нет нужды склоняться перед духовными силами вселенной или соблюдать их требования, чтобы обрести полноту Христову, как предписывают им ложные учителя. Тот, в Ком эти верующие нашли полноту, есть глава всякого начальства и власти (ср.: 1:18).

Ст. 11 Тема единства во Христе продолжается. Павел описывает, как читатели связаны с событиями Евангелия, то есть смертью, погребением и воскресением Христа (11−13). Причина, по которой здесь упоминается обрезание, не совсем ясна; нет оснований полагать, что это было требованием лжеучителей (как это имело место в галатийских церквах). В противном случае эта проблема была бы отражена в ст. 16−23. Возможно, самим колоссянам это тоже было не совсем понятно. Обрезанием Христовым — иносказательное выражение, обозначающее Его распятие, тогда как выражение совлечением греховного тела плоти, вероятно, следует понимать как Его насильственную смерть (хотя многие рассматривают это как избавление христианина от старой греховной природы). В Нем и колоссяне обрезаны, то есть они умерли со Христом в Его смерти. В отличие от иудейского обрезания, их обрезание нерукотворенное это работа Бога, Который Сам произвел в них перемену к новой жизни.

Ст. 12 Как погребение Христа (1Кор 15:4) обозначило Его смерть, так и погребение колоссян в крещении показывает, что они воистину воссоединились с Ним в Его смерти и погребены с Ним. Смерть была реальной, посему прошлая жизнь должна стать достоянием прошлого (Рим 6:4). Воскресение Христово уже свершилось, и колоссяне совоскресли вместе с Ним. Это участие в воскресении вместе с Христом отчетливо видно на примере колоссян и ефесян (ср.: 3:1; Еф 2:6), а выражение в силу Бога подчеркивает, что это та же самая сила, которая воскресила Христа из мертвых и которою ныне облекаются все члены Христова тела.

Ст. 13, 14 Теперь на смену теме, в которой колоссяне рассматриваются как воссоединенные с Христом в Его смерти, погребении и воскресении, приходит сопоставление их языческого прошлого с их современной жизнью. Мертвы — это слово указывает на состояние отчуждения от Бога. Эта драматическая ситуация обусловлена их грехами и состоит в необрезании плоти. Грехи отражают состояние мятежа против Бога, а грешная натура подчеркивает состояние постоянного неповиновения Ему; колоссяне были одновременно и язычниками, и безбожниками. Но теперь по причине смерти Христовой Бог соделал их жизни сокрытыми во Христе. Он милостиво простил им все их прегрешения (как евреям, так и язычникам), а потому причина духовной смерти была ликвидирована. Бог не только простил их долг, но и уничтожил их долговую расписку (рукописание; cheirographon — собственноручный письменный документ, расписка об исполнении долговых обязательств). Евреи согласились повиноваться закону, и нарушение этих договорных обязательств каралось смертью (Втор 27:14−26; 30:15−20). Павел также полагает, что язычники, побуждаемые своей совестью, вынуждены принять аналогичные моральные обязательства, в меру своего понимания, конечно (ср.: Рим 2:14, 15). Эти обязательства не были выполнены ни иудеями, ни язычниками (рукописание ... было против нас) из-за прилагаемых к ним предписаний. Заплатить долг было невозможно, но Бог все устроил Сам; Он зачеркнул его и пригвоздил долговую расписку к кресту. Эта яркая иллюстрация показывает, что наш долг полностью выплачен, поскольку Христос был пригвожден к кресту.

Ст. 15 Слово о кресте было вестью надежды для тех, кто жил в страхе перед злыми сверхъестественными силами. Эти начальства и власти, владевшие таким рукописанием, удерживали их в оковах рабства. Нарисовав картину (подверг их позору) поверженного врага и торжество победителя, Павел заявляет, что Господь победил и разоружил армию зла, лишив его власти. Выставив их на позор (публичное зрелище), Он (Бог, а не Христос) продемонстрировал всей вселенной беспомощность злых сил, поверженных Христом, триумф Которого стал очевидным для всех.

2:16−23 Освобождение от законничества

В этом фрагменте, посвященном ключевым моментам учения, он говорит и об основных постулатах христианской свободы. Плохое богословие приводит к плохим практическим результатам! Неверные представления о «полноте» и деятельности Христа (которые апостол поправляет в ст. 8−15) ведут к соответствующим ошибкам в практической жизни. Критика, которой подвергает Павел эти заблуждения и самих лжеучителей, сокрушительна.

Ст. 16, 17 Согласно этому лжеучению, возрастать во Христе до «полноты» можно путем принятия неких запретов, воздержания от определенного рода пищи и соблюдения соответствующих праздников. Эти строгие ограничения, однако, только тень будущего. Христос и Его новый порядок — совершенная реальность («тело»). Эта реальность уже реально существует, а потому тень не имеет никакой реальной силы. Ограничения больше не могут быть спасительными. Ныне любое требование воздерживаться от той или иной пиши или соблюдать определенные праздники в качестве одного из условий возрастания во Христе должно быть категорически отвергнуто.

Ст. 18 Особенно резко выступает Павел против лжеучителей, которые бахвалятся своими особыми духовными опытами. Оценить по достоинству ту отповедь, которую дает им апостол, нам трудно, поскольку мы не знаем в полном объеме, какой практики они придерживались. Никто да не осуждает вас (16). Павел называет основные положения лжеучителей, которые определялись их гордыней. Смиренномудрие здесь означает «самоотвержение» и указывает на соблюдение поста и других способов смирения плоти, которые у иудеев были средством самоуничижения, мистического благочестия, что, как считалось, открывало путь к созерцанию небесных мистерий. Служение Ангелам (размышления автора строятся на англ. переводе Библии) подразумевает не поклонение ангелам, но как раз наоборот (как в русской синодальной Библии) — служение ангелов (их поклонение Богу). Вторгаясь в то, чего не видел, — еще одно положение этой «философии». Лжеучителя, вероятно, заявляли, что по мере вхождения в сферу небесного и приготовления к созерцанию Божественных тайн мы присоединимся к поклонению ангелов Богу. Поэтому они провозглашали свое духовное превосходство на основе этих возвышенных опытов. Безрассудно надмеваясь плотским умом своим — их позиция, говорит Павел, продиктована их сугубо плотским умом. Они хвалятся всего лишь своими умозрительными построениями. Павел же отвечает им: «Все это плотские измышления!» Если они думают, что знакомы с Божественной «полнотой», то Павел относит это на счет «полноты» их гордыни!

Ст. 19 Самым сокрушительным ударом по их учению было утверждение Павла, что, используя свои личные религиозные опыты в качестве основы своего авторитета, они фактически отвергали Христа как своего Главу. Христос — Источник жизни, питающий весь организм, все тело, объединяющий все в неразрывное целое.

Ст. 20, 21 Если бы колоссяне стали жертвой этого ложного учения и добровольно поддались бы диктату его правил и предписаний («не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»), навязанных начальствами и властями, это могло снова ввергнуть их в рабство тех же самых сил вселенной, от которых они были освобождены, когда умерли со Христом в Его смерти. Не все христиане свободны от предрассудков, которые могут оказывать влияние на их веру.

Ст. 22 Запреты, табу разного рода относились к предметам материального мира (пища, напитки), которые преходящи. Кроме того, они, неся на себе отпечаток иудаизма, были просто человеческими изобретениями (букв. «в соответствии с предписаниями и учениями человеческими», ср.: Ис 29:13; Мк 7:7), способными замутнить чистый источник Христова учения с его освобождающей вестью.

Ст. 23 Подобного рода предписания, как, например, в ст. 21, имеют только вид мудрости, когда им следуют в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении плоти. На самом деле они лишены всякой реальности, и их мудрость — лишь видимость истинной мудрости, которая обитает только во Христе (2:3; ср.: 1:15−20). Эти предписания, которые, казалось, должны служить целям самодисциплины, сами по себе просто бессмысленны. Они не снимали проблем потворства своим прихотям.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: чтобы сердца их утешились/ободрились, объединенные в любви.
2  [2] — Букв.: для всего богатства полной уверенности понимания.
2  [3] — В некот. рукописях: показать тайну Бога и Отца и Христа.
5  [4] — Букв.: отсутствую плотью.
5  [5] — Букв.: ваш порядок.
6  [6] — Друг. возм. пер.: Иисуса как Господа/Господом.
7  [7] — Букв.: …были научены, изобилуя благодарностью.В некот. рукописях: как вы научены, преуспевая в ней (т.е. в вере) с благодарностью.
8  [8] — Букв.: по (начальным) элементам/принципам мира. См. примеч. к Гал 4:3.
9  [9] — Букв.: обитает/живет телесно.
11  [10] — См. в Словаре Обрезание.
11  [11] — Букв.: в снятии/удалении тела плоти.
12  [12] — Греч. энергейа — сила, дело, действие.
12  [13] — Друг. возм. пер.: через веру, что от Бога происходит.
13  [14] — Букв.: в преступлениях и в необрезании плоти вашей.
13  [15] — В некот. рукописях: нас… вам.
14  [16] — Букв.: стер рукопись, (что была) против нас.
14  [17] — Букв.: Он удалил его из (нашей) среды.
15  [18] — Букв.: лишив одежды (и доспехов).
15  [19] — Друг. возм. пер.: проведя их как пленников в Его (т.е. Христовом) триумфальном шествии. См. примеч. ко 2Кор 2:14.
17  [20] — Букв.: это тень будущего, тело же — Христово.
18  [21] — Или: не осуждает вас.
18  [22] — В некот. рукописях: полагаясь на то, что (сами) не видели.
19  [23] — Букв.: растет ростом Божьим.
19  [24] — Букв.: связями/сочленениями.
20  [25] — Букв.: живущие в мире.
23  [26] — Или: произвольное богопочитание.
23  [27] — Друг. возм. пер.: всё это ничего не стоит, а служит лишь удовлетворению желаний плоти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.