1 хр. в Фессалонике 4 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Фессалонике
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 И вот еще что, братья. Вы узнали1 от нас, как надо вам жить, чтобы угождать Богу. Вы так и живете.2 Но мы просим, во имя Господа Иисуса призываем вас, еще более совершенствоваться3 в этом.
2 Вы ведь помните, какие заповеди4 дали мы вам властью Господа Иисуса.
3 Бог хочет вашего освящения, хочет, чтобы вы берегли себя5 от распутства
4 и чтобы каждый из вас властвовал над своим телом, сохраняя его в святости и чести,6
5 не уступая грубой похоти7 своей, как язычники, не знающие Бога.
6 Никто не должен тут причинять зла ближнему своему и обманывать его,8 ведь за всё за это накажет Господь9 (мы уже говорили и предупреждали вас об этом).
7 Не для того нас Господь призвал, чтобы в нечистоте мы оставались, но чтобы жили свято.10
8 А отвергающий это не человека отвергает, а Бога, дающего вам Духа Своего Святого.
9 Не видим нужды писать вам о братолюбии: вы уже научены Богом Самим любить друг друга.
10 Вы так и относитесь ко всем братьям во всей Македонии. Но мы просим вас, братья: пусть ваша любовь друг ко другу будет еще сильнее,11
11 и старайтесь жить тихо и мирно, занимаясь своими делами и [собственными] руками зарабатывая себе на жизнь, как мы вам наказывали.
12 Тогда вас будут уважать и неверующие, и в тягость вы никому не будете.12
13 Теперь об усопших.13 Мы хотим, чтобы вы знали, братья, что ждет их, и не горевали, как иные, надежды не имеющие.
14 Мы ведь верим, что как Иисус умер и воскрес, так и всех усопших Бог поведет14 через Иисуса к тому, чтобы они были с Ним.
15 И вот в чем заверяем мы вас словом Господним: те из нас, кто доживет15 до пришествия Господа, не опередят уже упокоившихся в Боге.
16 При зове пробуждающем, при гласе архангела и звуках Божией трубы, когда сойдет с небес Сам Господь, первыми воскреснут умершие во Христе,
17 а потом и мы, оставшиеся в живых,16 будем вознесены вместе с ними на облаках в небеса для встречи с Господом,17 чтобы остаться с Ним навсегда.
18 Утешайте18 друг друга этим упованием!19

Новый Библейский Комментарий

4:1−12 Побуждение к нравственному совершенствованию

Первые три части наставления Павла посвящены этическим вопросам, в частности, праведности (4:1−8) и братской любви (4:9−12).

Ст. 1−2 Движущей силой христианской жизни является желание угождать Богу (ср.: 2:4) исполнением Его воли. Читатели послания так и поступали, поэтому Павел просто призывает их делать это еще лучше. В понятии заповедь есть что-то военное: с Евангелием связан определенный образ жизни, и христианам было заповедано его придерживаться.

Ст. 3 Исполнение Божьей воли включает, помимо прочего, освящение. Это специфически христианское слово означает непрерывный процесс все большего освобождения от грехов и наполнения любовью. Быть освященным означает принадлежать Богу и проявлять единую с Ним природу. Ее противоположностью является нечистота (7), поведение безнравственное и оскверняющее.

Одним из аспектов святости (существуют и другие, не менее важные), нуждавшимся в особом освещении, было воздержание от блуда. Это понятие относится ко всяческим половым сношениям, кроме супружеских.

Ст. 4, 5 N1V истолковывает ст. 4 в плане сексуального самоконтроля. Греческое слово skeuos, букв. «сосуд», рассматривается как метафора человеческого тела, здесь — в его половом аспекте (возможно, как эвфемизм, заменяющий название полового органа), а глагол ktasthai переводится как «добиваться господства» (редкое, но подтвержденное использование). Другие переводы толкуют глагол как «овладевать», а под «сосудом» понимают женщину, так что наставление приобретает вид «учитесь обращаться с женщиной» (NIV mg.; RSV). И хотя в 1Пет 3:7 подтверждается такое употребление слова «сосуд», маловероятно, чтобы это толкование было допустимым, так как оно означало бы отношение к женщине только как сексуальному объекту. Согласно обоим толкованиям, половую жизнь следует вести достойно. Святость не исключает сексуальной жизни, но регулирует ее характер. Противоположный образ жизни характеризуется как похоть — физическое желание, при котором объект желания не воспринимается как личность и отсутствует самоконтроль.

Ст. 6 Кроме того, блуд греховен тем, что подразумевает обман других людей. Прелюбодеяние — это попытка разрушить существующие отношения и брачные узы, поэтому оно справедливо названо противозаконным. Согласно другой, менее правдоподобной точке зрения, в этом стихе Павел начинает новую тему, касающуюся обмана братьев в деловых отношениях (другой перевод — «в этом деле»; ср.: RSV mg.).

Мерзость подобного поведения подчеркнута напоминанием Павла о неминуемом наказании грешников Господом (т. е. Иисусом, выступающим в роли Бога, Пс 93:1).

Ст. 7, 8 Но угроза наказания — не единственная причина праведной жизни. Бог призывает нас не потому, что мы греховны, а потому, что мы можем достичь святости только при Его участии. Следовательно, пренебрежение этой заповедью означает пренебрежение к Богу, Который дает Святого Духа, чтобы освятить нас.

Ст. 9, 10 Здесь Павел напоминает о необходимости укрепления заповеданного Богом братолюбия (греч. Philadelphia: ср.: 3:12). В сущности, их любовь уже вышла за пределы фессалоникийской церкви и распространилась на христиан всей Македонии, выражаясь, очевидно, в гостеприимстве и материальной помоши нуждающимся.

Ст. 11, 12 Некоторые члены церкви злоупотребляли братолюбием и жили подаянием, ничего не делая своими руками (ср.: 2Фес 3:6−15). Возможно, эти бездельники находились под воздействием убеждения, что второе пришествие Иисуса не за горами, поэтому, рассуждали они, к чему себя утруждать? Павел предостерегает их от суесловия и призывает заниматься своим делом, добросовестно выполняя простую будничную работу. Это избавит их от потери уважения в глазах окружающих.

4:13 — 5:11 Наставление о втором пришествии Иисуса

Учение о втором пришествии Иисуса составляло важную часть проповеди Павла во время его посещения Фессалоники, однако оно было неправильно понято. Тимофей передал Павлу два вопроса. Первый касался судьбы христиан, умерших до пришествия Господа (4:13−18), а второй — подстережения живых об опасности быть застигнутыми Господом врасплох (5:1−11).

Ст. 13 Очевидно, читатели послания полагали, что их умершие по второго пришествия братья по вере останутся в своих могилах и не примут участия в этом событии. Это означает, что они либо не слышали о воскресении мертвых (что маловероятно, ибо в первоначальном Евангелии говорилось о воскресении Иисуса), либо не уразумели, что им проповедовали. Не владея всей полнотой христианского учения, они уподоблялись нехристианам, которые «не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф 2:12).

Ст. 14 Ответом на этот вопрос является важнейшее положение христианского учения о том, что Иисус умер и воскрес. Отсюда следует, что Бог, Который воскресил Иисуса, приведет с Ним людей, умерших с верой в Него. До сих пор Павел еще не говорил, что умершие будут участвовать в этом событии, но совершенно очевидно, что для этого они должны быть воскрешены. На самом деле они не только не будут отстранены от грандиозных событий, связанных со вторым пришествием Господа, а, напротив, будут иметь преимущество перед живыми. (Павел говорит о живущих, оставшихся до пришествия Господа, эта формулировка указывает на то, что он учитывал вероятность пришествия Господа при своей жизни, но не считал это мнение непререкаемым).

Ст. 15−18 В подтверждение Павел ссылается на слово Господне, что следует понимать как учение Иисуса, сходное с Мф 24:30−31, а не с откровением воскресшего Господа пророку или самому Павлу. (Павел ссылается на это учение и в 1Кор 15:52.) Возвещение Господне, голос ангелов и трубный звук истолковываются как средства пробуждения спящих смертным сном и их воскресения для соединения с Господом (Ин 5:25−29). Они воскреснут прежде, то есть до того как оставшиеся в живых христиане будут восхищены... в сретение Господу на воздухе. Это можно сравнить с ситуацией, когда группа горожан выходит из города навстречу важному гостю, чтобы сопровождать его. Это означает, что Господь вернется со Своими избранными на землю. (Ясно, что они не будут вечно пребывать на облаках, играя на арфах.) Этот образный язык никогда не предназначался для буквального толкования; он описывает то, что невозможно описать словами. Главное, что верующие — как умершие, так и живущие — всегда с Господом будут.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: приняли.
1  [2] — Некот. рукописи опускают: вы так и живете.
1  [3] — Или: преуспевать.
2  [4] — Букв.: знаете, какие повеления/наставления/указания.
3  [5] — Или: сторонились/береглись.
4  [6] — Друг. возм. пер.: и каждый из вас знал, как жить со своей женой в святости и чести; букв.: чтобы каждый из вас умел владеть своим сосудом/орудием в святости и чести.
5  [7] — Букв.: не в страсти похоти.
6  [8] — Букв.: не переступать (границ) и не извлекать выгоды в (этом) деле за счет своего брата.
6  [9] — Букв.: ибо Господьмститель за всё это.
7  [10] — Букв.: призвал не к нечистоте, а в освящение.
10  [11] — Букв .: призываем вас, братья, преуспевать еще более.
12  [12] — Букв.: поступали благопристойно (или: вели жизнь, достойную уважения) перед внешними и ни в чем/ни в ком не имели нужды.
13  [13] — Букв.: об уснувших; то же в ст. 14 и 15.
14  [14] — Или: приведет.
15  [15] — Букв.: живые, оставшиеся; то же в ст. 17.
17  [16] — Некот. рукописи опускают: оставшиеся в живых.
17  [17] — Букв.: вместе с ними унесены будем в/на облаке в воздух для встречи с Господом.
18  [18] — Или: ободряйте.
18  [19] — Букв.: этими словами.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.