1 Тимофею 2 глава

Первое послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Прошу тебя поэтому, сделай прежде всего так, чтобы на богослужениях совершались молитвы и возносились Богу прошения, ходатайства и благодарения за всех людей,
2 особенно за царей и за всех властью облеченных, чтобы жить нам спокойно и тихо, во всём благочестиво поступать и благопристойно.
3 Это и хорошо, и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины.
5 И как Бог у нас один, один и посредник между Ним и нами1 — Человек Христос Иисус.
6 Он пожертвовал Собой во искупление всех людей. Так было дано свидетельство на все времена.2
7 Для того чтобы нести это свидетельство, я и был поставлен проповедником и апостолом, а также — верно говорю, не лгу — учителем веры и истины для язычников.
8 Вот почему и хочу я, чтобы молились везде и всюду мужи, способные без гнева и мыслей худых3 простирать к Богу чистые4 руки.
9 Хочу, чтобы [и] женщины одевались прилично, скромно и благоразумно и украшали себя не замысловатыми прическами, не золотом или жемчугом, не роскошными нарядами,
10 но добрыми делами, которые и подобает совершать женщинам, которые привержены благочестию.5
11 Женщинам надлежит смиренно учиться в тиши.6
12 А поучать мужчину и помыкать им женщине непозволительно. В смиренном молчании7 следует пребывать ей.
13 Ведь первым был создан8 Адам9 и только потом — Ева.
14 И не Адам был обманут, но женщина. Это она, дав себя обмануть, впала в грех.10
15 Впрочем, и женщины, поскольку они детей рожают, спасены будут,11 если, конечно, останутся в вере, любви, святости12 и целомудрии.

Новый Библейский Комментарий

2:1−15 Богослужение и женщины

2:1−8 Общая молитва

В этом фрагменте Павел призывает к надлежащему совершению богослужения, особенно общей молитвы. Он использует для обозначения молитвы несколько слов (1), но между ними нет принципиального различия. На первый план выступают два важных соображения: обязательность благодарения и его масштабы. Павел стремится включить всех, но особое внимание уделяет тем, кто облечен властью (2). Знаменательно, что он не проводит различия между справедливыми и несправедливыми правителями. Он считает долгом христианина молиться за тех, от чьих поступков зависит каждый гражданин. Но цель молитвы заключается в том, чтобы христиане могли проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (2). Впрочем, нередко бывает, что атмосферу можно назвать какой угодно, только не тихой и безмятежной. И несмотря на это, там процветает благочестие.

В ст. 3−7 Павел неожиданно отступает от начатой темы, чтобы сделать важное богословское заявление. Связь между молитвой о всеобщем спасении и утверждением о желании Бога, чтобы все люди спаслись, на первый взгляд неясна, однако она просматривается в сходстве выражений за всех людей в ст. 1 и все люди в ст. 4. Подтверждает ли это высказывание доктрину о всеобщем спасении? Можно возразить, что желаемое Богом непременно должно сбыться. Но следует помнить, что и в Ветхом, и Новом Завете о «желании» (или «воле») Бога в зависимости от контекста говорится по-разному. В одних случаях Божью «волю» невозможно отличить от повеления: на что была Божья воля, то и происходит. В других случаях Божья «воля» равнозначна Его заповеди (напр.: 1Фес 4:3). Иногда это понятие относится к Его умонастроению. Бог, Который восклицает: «...Я не хочу смерти умирающего... обратитесь и живите!» (Иез 18:32). — это еще и Тот, Кто хочет, чтобы все люди спаслись и постигли истину.

Конечно, при желании в этих утверждениях можно обнаружить некое противоречие. Но по существу они составляют неотъемлемую часть библейской картины, согласно которой Всевышний Бог обладает отчетливо выраженными чертами личности. Противопоставлять верховное владычество Бога Его личному взаимодействию с нами, носителями Его образа, значит искажать библейское представление о Боге. В 1Тим 2 Павел стремится подчеркнуть сочувствие Бога ко всем людям, независимо от национальной принадлежности и общественного положения. Вероятно, это было вызвано необходимостью борьбы с претензиями на некие привилегии перед Богом, отражавшими неверное представление о Божественном сострадании. Все, что Павел и другие новозаветные авторы говорят об избранничестве, неотделимо от убеждения первых христиан, что Бог желает приобщить всех людей к истине.

Далее следует еще одно богословское заявление (5−6). В его первой части утверждается единственность Бога, что не могло не встретить поддержки как со стороны иудеев, так и со стороны христиан. Но второе положение, привлекающее внимание к посреднической роли Иисуса Христа, является исключительно христианским. Идея посредничества не характерна для Павла, но она занимает важное место в Послании к Евреям. Здесь она связана с представлением об Иисусе, предавшем Себя для искупления, что заставляет вспомнить слова Иисуса в Мк 10:45. Метафора искупления почерпнута из сферы работорговли, где раб мог получить свободу, если за него заплатят выкуп. Упомянутое здесь свое время — это, по-видимому, «полнота времени», о которой говорится в Гал 4:4. Приход Иисуса для спасения человечества стал поворотным моментом мировой истории.

Замечание Павла о том, что он поставлен проповедником и Апостолом (7), отражает его осведомленность о порученной ему миссии. Дополнительное указание на роль учителя язычников свидетельствует о твердой убежденности Павла в том, что ему отведено особое место в замыслах Бога.

В заключительном наставлении (8) Павел возвращается к теме общей молитвы, обращая внимание натри важных условия. Во-первых, воздевание чистых рук предполагает наличие веры, причем истинная чистота достижима только благодаря праведности Христа. Во-вторых, молитва не может существовать рядом с гневом. В-третьих, молитва несовместима с сомнением. Отношения с окружающими действительно влияют на наше общение с Богом.

2:9−15 Советы христианкам

Высказывают предположение, что поскольку данный фрагмент непосредственно примыкает к фрагменту, посвященному общей молитве, то советы, касающиеся женщин, следует рассматривать в этом контексте. Думается все же, что Павел рассуждает о поведении женщин в более широком смысле, хотя и связь с предыдущим разделом нельзя недооценивать.

Сначала Павел говорит об одежде и украшениях (9−10). Похоже, что своей манерой одеваться некоторые женщины привлекали к себе слишком большое внимание. Учитывая, что с появлением Евангелия женщины обрели относительную свободу, необходимость в разговоре на эту тему, без сомнения, могла существовать. Павел ратует за приличие, скромность и целомудрие, отрицающие всякие излишества. Его совет касается таких прозаических подробностей, как прически, украшения и наряды. Не будучи против всего этого, Павел настаивает на значительно большей ценности добродетели. Другими словами, добрые дела более привлекательны, чем внешний вид.

Следующий вопрос, затронутый Павлом (11−15), вызвал чрезвычайно бурные споры, поскольку некоторые решили, что Павел враждебно настроен по отношению к женщинам. Однако тщательный анализ его учения не подтверждает этой точки зрения. Совет Павла станет более понятным, если допустить, что женщины, получив свободу благодаря вере в Христа, начали господствовать над мужчинами, и это обстоятельство поставило под угрозу авторитет церкви. Прежде всего, женщины должны учиться в безмолвии, со всякою покорностью (11). Не был ли Павел свидетелем своевольного вмешательства женщин в процесс богослужения? Адресованное женщинам запрещение учить мужчин (12), очевидно, следует рассматривать в том же контексте, хотя Павел и обращается к наиболее подходящему примеру из ветхозаветного рассказа о творении.

Рассматриваются два факта — приоритет Адама и слабость Евы, поддавшейся искушению. Первый (13) указывает на то, что мужчина был создан Богом прежде женщины, хотя Павел не подразумевает, что Ева предназначалась в помощь мужчине и была существом низшего порядка. Согласно Книге Бытие, именно Ева первой поддалась искушению и согрешила (14), но и Адама нельзя освободить от ответственности. В Рим 5 Павел решительно связывает с Адамом пришествие греха в мир. Тем не менее он усматривает определенный смысл в той роли, которую сыграла в падении Ева, и дает понять, что все женщины в какой-то мере унаследовали этот недостаток.

Наибольшие трудности вызывает толкование ст. 15. От напоминания о Еве Павел переходит к женщинам вообще. Но что он имеет в виду, говоря спасется чрез чадородие? Если эти слова означают лишь то, что, вопреки роли Евы в грехопадении, способности женщин к деторождению не будет нанесен ущерб, то это хорошо согласуется с рассказом в книге Бытие. Но тогда вызывает недоумение дополнительное условие — если пребудут в вере, — поскольку невозможно предположить, будто христианкам гарантирована большая безопасность, чем остальным женщинам. Согласно другому варианту толкования, слово «чадородие» относится к рождению Христа, и в таком случае Павел подразумевает, что спасение женщин осуществится через Христа. Здесь есть некое противоречие, поскольку, если речь идет об основе спасения, женщины находятся в одинаковом положении с мужчинами. Вероятнее же всего, Павел упоминает о спасении женщин по той лишь причине, что размышляет о роли Евы в грехопадении.

Заслуживает внимания объединение веры, любви, святости и целомудрия, представляющее краткую характеристику христианской жизни. Несомненно, этими свойствами должны обладать не только женщины. Проблема применения этих библейских принципов к жизни современной церкви вызывает много споров. Утверждая, что мировоззрение Павла исторически обусловлено и что если бы он писал в наше время, то отстаивал бы только равенство полов, мы делаем Божественное откровение зависимым от преходящей моды, меняющейся из года в год. И кто может сказать, что написал бы Павел, живи он в наши дни? С другой стороны, настаивая на скрупулезном выполнении всех предписаний, относящихся к I в., мы рискуем показаться несовременными и даже смешными. Мы должны научиться выделять важнейшие библейские принципы и строго следовать им в своей жизни, утешаясь тем, что лучше казаться смешными, чем быть непокорными Богу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми.
6  [2] — Друг. возм. пер.: это явилось свидетельством, данным в назначенное время.
8  [3] — Или: споров/раздумий.
8  [4] — Букв.: святые.
10  [5] — Букв.: исповедующим благочестие.
11  [6] — Букв.: женщина в тишине пусть учится со всякой покорностью.
12  [7] — Букв.: в тишине.
13  [8] — Или: вылеплен.
13  [9] — См. в Словаре Адам.
14  [10] — Или: преступление.
15  [11] — Греч. содзо — спасать, сохранять, исцелять; здесь, видно, речь идет о том, что через рождение детей женщина может обрести как физическое здоровье, так и достичь более высокого духовного состояния.
15  [12] — Или: освящении.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.