2 Тимофею 3 глава

Второе послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Хочу, чтобы знал ты, что в последние дни тяжкие наступят времена:
2 люди тогда станут себялюбивыми, будут падки на деньги, хвастливы, высокомерны и злоречивы, родителям непокорны, будут неблагодарны и нечестивы.
3 Бессердечны будут они и беспощадны в своей враждебности; станут клеветать на ближних, впадут в невоздержанность, жестокость, ненависть ко всему доброму
4 и в вероломство. Будут люди безрассудны, надменны. Собственные удовольствия любить они будут больше, чем Бога.
5 Оставаясь по видимости благочестивыми, они будут на деле отрицать живую силу благочестия. Таковых сторонись.
6 Иные из них, становясь вхожими в дома, переманивают на свою сторону непутевых женщин, отягощенных грехами, живущих1 разными своими капризами.2
7 Такие женщины всегда чему-то учатся, но всё-таки никак не могут познать истину.
8 Лжеучителя их противятся истине (как противились некогда Моисею Ианний с Иамврием).3 Умы их развращены, веру свою они предали.4
9 Но немногого добьются они: безумие их станет явным для всех, как это и с теми было, кто противился Моисею.
10 Но ты, Тимофей, всегда верно следовал всему моему: моему учению и образу жизни, моим целям,5 вере моей, терпению и духу любви. Ты подражал моей стойкости
11 в гонениях и страданиях, что выпадали мне в разных местах: в Антиохии, скажем, в Иконии и Листре. Все эти гонения я перенес, и в каждом из них приходил мне на помощь Господь.6
12 Вообще же, всякого, кто стремится жить благочестиво во Христе Иисусе, ждут гонения.
13 Зато злые и лживые люди будут становиться всё хуже и хуже, обманываясь и обманывая других.
14 Но ты держись того, чему научен и во что уверовал. Ведь тебе известно, откуда черпалось всё то, чему учили тебя:7
15 с детства ты знаешь Священное Писание,8 которое может умудрить тебя, дабы спасен ты был через веру во Христа Иисуса.9
16 Всё Писание боговдохновенно,10 в нем есть всё, чтобы учить людей истине, обличать во грехе, исправлять ошибки, одним словом, вести11 к праведности,
17 чтобы сделать Божьего человека способным и готовым ко всякому доброму делу.

Новый Библейский Комментарий

3:1−17 Предсказания и наставления

3:1−9 Предсказания о последних днях

Ст. 1−4 Павел довольно часто говорит о последних днях, очевидно, подразумевая время, непосредственно предшествующее завершению нынешнего века. Но в других местах Нового Завета «последние дни» соответствуют началу христианской эры (см.: Деян 2:17−21; Евр 1:1). Прошлое и будущее, несомненно, тесно связаны, поскольку, несмотря на то что в этом фрагменте Павел говорит о лжеучителях в будущем времени, ранее он упоминал их в настоящем. Больше всего он обеспокоен нравственным вырождением, которое наступит в результате распространения ложного учения. Перечень в ст. 2−4 представляет собой разнородную смесь отрицательных качеств и дурных поступков. Сопоставление первого и последнего слов в этом перечне выявляет огромную разницу между любовью к себе и любовью к Богу. В сущности, этот перечень показывает губительные последствия эгоизма. Здесь есть несколько слов, которые указывают на высокомерие — горды, надменны, злоречивы, жестоки, напыщенны. Хуже всего то, что такие люди имеют вид благочестия и притворяются верующими, не собираясь претворять свою веру в жизнь. Пустая форма без содержания чрезвычайно вредна. Неудивительно, что Павел настоятельно просит Тимофея таковых удаляться. Отсюда видно, что он озабочен проблемой, которая уже существовала.

Ст. 6−7 Затем Павел принимается за обсуждение других качеств, на которые необходимо обратить внимание. О коварстве лжеучителей говорит уже то, что они вкрадываются в дома. Кроме того, для большинства лжеучителей характерно выбирать в качестве своих слушателей самых легковерных людей. Здесь упомянуты только водимые различными похотями женщины, утопающие в грехах. Надо полагать, эти женщины испытывали такие угрызения совести, что были готовы обратиться за помощью к кому угодно, даже если ее предлагали отнюдь не из добрых побуждений. По-видимому, они стремились к знанию, но были неспособны дойти до познания истины. Скорее всего, они просто искали острых ощущений. Но лжеучителя не могут передать знание истины, поскольку и сами лишены ее понимания. Картина, нарисованная Павлом, сохраняет актуальность во все времена, когда оживляется деятельность лжеучителей.

Ст. 8−9 Интересно, что Павел ссылается на Ианния и Иамврия (8), которые в Библии больше нигде не упоминаются, хотя их имена действительно встречаются в Таргуме Ионатана на Исх 7:11. (Таргумами называют написанные на арамейском языке комментарии к еврейской Библии, хотя, вероятно, большинство из них создано позднее, чем послание Павла к Тимофею.) Можно предположить, что во времена Павла было хорошо известно, что такие имена носили два чародея фараона. Сходство этих чародеев с лжеучителями в том, что они противились истине и, следовательно, были обречены на поражение. Как и успехи лжеучителей, их так называемые успехи — не более чем иллюзия. Их безумие обнаружится пред всеми, даже если для этого потребуется какое-то время. Павел убежден, что заблуждение не может одержать победу.

3:10−17 Дополнительные наставления

В этом фрагменте отзыв Павла о Тимофее являет полную противоположность характеристике, данной апостолом лжеучителям. Прежде всего, Павел напоминает Тимофею историю их отношений (10−12). Тимофею посчастливилось наблюдать проповедническую деятельность и образ жизни Павла. Утверждение Павла, что Тимофей знает о его учении все, должно предостеречь нас от необоснованных предположений, будто отсутствие некоторых важнейших тем Павла в пасторских посланиях можно считать основанием для опровержения его авторства. Более того, перечисленные здесь духовные достоинства апостола (вера, великодушие, любовь, терпение) — это те самые качества, которые Павел рекомендовал развивать Тимофею (ср.: 1Тим 6:11). Что касается гонений и страданий, то Павел ссылается на эпизоды своего первого миссионерского путешествия, во время которого он, вероятно, и познакомился с Тимофеем. Должно быть, Тимофей прекрасно помнил, что пришлось пережить Павлу, и вполне возможно, что именно эти испытания сыграли решающую роль в привлечении Тимофея к делу распространения Евангелия. И если Павел говорит от всех избавил меня Господь, то Тимофей по собственным наблюдениям знает, насколько правдивы эти слова.

Противопоставляя самозванцам Тимофея, Павел в очередной раз призывает его остерегаться обмана. Тимофей должен стоять на том, чему он научен и что соответствует его личным убеждениям (14). Этот совет применим к каждому христианскому лидеру. Разумеется, большое значение имеет источник знания. Тимофей не только имел преимущество узнать о Благой вести от апостолов, но и изучал Писание с детства. Роль Писания чрезвычайно важна, потому что Павел и сам основывал многие из своих свидетельств на Писании. Он не рассчитывает, что Тимофей будет полагаться только на то, что узнал от Павла, не ища подтверждения в Писании. Это служит напоминанием, что проповеднику Евангелия совершенно необходима заслуживающая доверия основа преподавания.

Надо полагать, что выражение священные писания в ст. 15 использовано Павлом с целью подчеркнуть отличие их Божественного происхождения от светских источников ложного учения. Один из важнейших аспектов назначения Писания — умудрить... во спасение. Это хорошо подтверждают многочисленные примеры в посланиях Павла, где он обращается к Писанию, излагая свое толкование дарованного Богом спасения во Христе.

В ст. 16 представлено четкое определение природы Писания и его полезности. Однако толкование этого стиха вызывает многочисленные споры. Некоторые исследователи высказывают сомнение, что греческое слово graphe непременно указывает на Писание. Оно могло относиться к любому письменному документу. Но использование этого понятия в Новом Завете для обозначения Писания убедительно доказано. Вопрос лишь в том, к чему относится это понятие — ко всему Писанию или только к его части? Определяющим является слово все. Если бы здесь это слово означало «каждое», то было бы возможно понимать его как определяющее отдельные части Писания. Но примеры аналогичного использования этого слова в Новом Завете подтверждают правильность перевода «все». В таком случае, здесь Павел допускает, что Писание полностью богодухновенно. Но почему он считает необходимым сообщить об этом Тимофею? Видимо, правильнее всего предположить, что главное в этом отрывке — не столько богодухновенность Писания, сколько его полезность. Тимофей будет знать, что Писание богодухновенно, и это повысит его полезность. Действие Писания простирается от передачи учения до исправления и наставления в праведности. Эти свойства Писания и поныне остаются в силе, составляя жизненно необходимое вооружение Божьего человека, и хотя это понятие относится к христианским наставникам, оно применимо к каждому христианскому работнику. Обратите внимание на знаменательное требование тщательности при подготовке к служению Богу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: водимых.
6  [2] — Букв.: страстями/желаниями.
8  [3] — Согласно иудейскому преданию, Ианний и Иамврий были теми египетскими чародеями, которые пытались противопоставить свои чудеса тем, что творил Моисей (ср. Исх 7:11−22; Исх 8:5−19; 9:11).
8  [4] — Букв.: люди развращенного (или: поврежденного) ума, не выдержавшие испытания в том, что касается веры.
10  [5] — Букв.: (моей) цели.
11  [6] — Букв.: и из всех избавил/вызволил меня Господь.
14  [7] — Друг. возм. пер.: зная, от кого/кеми (в оригинале — местоимение мн. ч.) ты научен.
15  [8] — Букв.: Священные Писания.
15  [9] — Или: во Христе Иисусе.
16  [10] — Друг. возм. пер.: всякое Писание боговдохновенное.
16  [11] — Букв.: и ценно/полезно для учения, для опровержения, для исправления, для наставления.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.