Откровение 14 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 И еще увидел я: стоит на горе Сион1 Агнец и рядом с Ним сто сорок четыре тысячи тех, на челе которых запечатлено имя Его и Отца Его имя.2
2 Вдруг послышались с неба звуки. Шуму водопада были подобны они и раскатам великого грома, напоминало это и игру на кифарах, когда играют на них кифареды.
3 Сто сорок четыре тысячи искупленных из всех народов земли, стоя перед престолом и перед четырьмя живыми существами и старцами, пели новую3 песнь, и никто не мог научиться этой песни, кроме самих певших.
4 Они не осквернились с женщинами, девственники они. Они следуют за Агнцем, куда бы ни шел Он. Были искуплены они, как первые плоды человечества, Богу4 и Агнцу предназначенные.
5 Уста их не знают лжи: они непорочны.
6 Потом увидел я одного5 ангела: он летел высоко в небе,6 и была у него вечная Весть Благая, чтобы благовествовать всем живущим на земле: всякому племени, колену, языку и народу.
7 Он громко взывал к людям: «Благоговейте перед Богом,7 воздавайте славу Ему, ибо пришел час суда Его: поклонитесь Сотворившему небо и землю, море и вод источники!»
8 Вслед за первым явился в небе ангел второй. Он возвещал: «Пал, пал великий Вавилон, вином блудной страсти своей8 напоивший все народы!»
9 И еще один ангел, третий, следовал за первыми двумя, предостерегал он грозно: «Кто зверю и образу его поклоняется, кто клеймо его на лоб свой или руку свою принимает,
10 будет пить тот вино ярости Божьей, цельное вино, подаваемое в чаше гнева Его, в огне и сере будет мучим он перед ангелами святыми и перед Агнцем.
11 Во веки веков будет восходить дым мучения того, ни днем, ни ночью не будут знать покоя поклоняющиеся зверю и образу его, клеймо с его именем принимающие».
12 Здесь стойкость народа Божия, тех, кто Божьи заповеди соблюдает и остается верен Иисусу.9
13 Вновь услышал я голос с неба: «Напиши: „Блаженны отныне мертвые, в Господе почившие“».
« Воистину так, — говорит Дух, — пусть успокоятся они после трудов своих, ибо следуют за ними дела их».
14 Увидел я тут облако белое. На нем сидел Некто, похожий на «Сына Человеческого».10 На голове у Него был золотой венец, а в руке у Него — острый серп.
15 Вышел тогда из Храма еще один ангел и громко воззвал к Сидящему на облаке: «Пошли серп Твой на жатву, ведь пришел ее час — созрела жатва на земле».
16 Кинул Сидящий на облаке серп Свой на землю, и собран был урожай на земле.
17 Другой ангел вышел из Храма, что на небе. У него тоже был острый серп.
18 Наконец, [вышел] и еще один ангел, он был от жертвенника и имел власть над огнем. Голосом громким сказал он ангелу, у которого был острый серп: «Пусти в дело11 серп свой острый и собери гроздья винограда с земной лозы, ибо поспели ягоды ее!»
19 Кинул ангел свой серп на землю и, собрав гроздья с лозы земной, бросил их в огромную давильню ярости Божьей.
20 Истоптаны были они в давильне за городом, и полилось из него так много крови, что растеклась она на 1600 стадий12 и поднялась до самых узд конских.

Новый Библейский Комментарий

14:1−2 Пророчества о царстве и суде

В NIV и NEB данная глава подразделяется из 7 коротких пророчеств: видение верующих в царство Христа (1−5); проповедь Евангелия в период испытаний (6−7); возвещение судьбы Вавилона (8); предостережение о начертании зверя (9−12); блаженство пребывающих в Господе (13); два видения о суде (14−20) с использованием в одном из них (14−16) метафоры жатвы, в другом (17−20) — сбора урожая винограда.

14:1−5 Сто сорок четыре тысячи на горе Сионе. Назначение этого видения — вселить бодрость в христиан перед грядущими испытаниями в период правления антихриста (12−13).

Ст. 1 Кто составляет эти «сто сорок тысяч», мы знаем из 7:1−8 и 5:9−10. Это не две разные группы, особенно если учитывать, что в обоих случаях о них говорится, что они несут на своем челе печать Бога (7:3−4). Они — искупленные от земли (3). Здесь явная перекличка с описанием Церкви в 5:9. Они стоят на горе Сионе, то есть в небесном Иерусалиме (21:9−27). Это созвучно и песни благодарения в 5:9−10, но представляет собой определенный прогресс по сравнению с предыдущей картиной (7:1−8), где эти «сто сорок четыре тысячи» все еще на земле. Им уже открываются небесные горизонты, но они еще не получили свои царские привилегии (7:9−17). Имя, написанное на челе каждого из них, объясняет природу «печати», о которой говорится в 7:1−8; это имя Агнца, Сына Божьего (в противовес имени или числу зверя на челе его приверженцев).

Ст. 3 Хор ангелов в 5:9 поет новую песнь, но только те «сто сорок четыре тысячи» могут услышать ее; она отражает опыт искупления, о котором могут знать только спасенные.

Ст. 4−5 Это описание спасенного «множества» столь же живописно, как интересно его число. Они представлены как не осквернившиеся с женами, скорее всего, потому, что были воинами Агнца, находившимися у Него на службе (ср.: ветхозаветные установления для священной войны, которые включали в себя воздержание от сексуальных отношений: Втор 20:1−9; 23:9−14; 1Цар 21:4−5; 2Цар 11:6−13). Можно понимать это и в иносказательном смысле как воздержание от блуда с вавилонской блудницей (ср.: 8).

14:6−20 День гнева. Эти короткие прорицания объединены присутствием шести ангелов, которые объявляют наступление суда и осуществляют его. Подобно тому, как главное назначение ст. 1−5 воодушевить христиан, видения говорят нам о воздаянии за добро (первое видение) и возмездии за злые деяния (второе видение).

Ст. 6−7 Последнее предупреждение дается неверующим. Все народы призываются к покаянию и поклонению Богу. Само послание называется вечным Евангелием, поскольку вечное благословение радостной вести все еще ожидает тех, кто откликнется. Обращает на себя внимание благовествующий ангел, который является символической фигурой в этих пророчествах; слово «ангел» означает посланник, вестник, и эти посланники из плоти и крови.

Ст. 8 Падение Вавилона более развернуто изображено в гл. 17−18. «Вавилоном» в 1Пет 5:13, а также во внебиблейских источниках называли Рим.

Ст. 9−13 Это предостережение служит дополнением к проповеди вечного Евангелия в ст. 6−7. Поклоняющиеся зверю будут пить вино ярости Божией... вино цельное. Греческий текст описывает это вино как крепкую смесь, неразбавленное водой вино (символизм см. в Пс 74:9; Ис 51:17−23). Метафора в огне и сере как образ суда восходит к ветхозаветным текстам, в частности к Быт 19:24−25 — рассказу о гибели Содома (ср.: Ис 34:8−10).

Ст. 12 Призыв к терпению святых получает свое развитие в рассказе о судьбе поклоняющихся зверю, а также в осмыслении того, что многих христиан ожидают тюрьмы и смерть (см.: 13:10).

Ст. 13 Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Это блаженство имеет то же назначение, что и призыв к терпению. Если выражение отныне отмечает некий временной момент, то он связан с искуплением Христовым (ср.: 12:10). Вариант перевода «несомненно» вместо отныне придает этому обетованию просто усилительный оттенок: «Несомненно, блаженны мертвые, умирающие в Господе».

Ст. 14−20 Обычно ст. 14−16 интерпретируются как изображение Церкви Христа, которая составит единое целое при Его пришествии, а ст. 18−20 как собирание безбожного мира для суда, особенно ввиду появления подобного Сыну Человеческому в ст. 14 (ср.: 1:13). Вместе с тем довольно странно, что ангелы должны повелевать Христу явиться во славе и совершить Его работу по спасению. Более вероятно, что некто, подобный по облику человеку, может быть небесным созданием, сопричастным к славе Христа, наподобие Ангела сильного из 10:1. В таком случае, жатва и обрезание виноградных гроздьев представляют собой акт правосудия, как в Иоиль 3:13, откуда и взяты образы этих двух пророчеств. Жатва на земле, которая совершается ангелами, описывается в Мф 13:41−42.

Шестой ангел, имеющий власть над огнем, выходит от жертвенника; здесь явная параллель с 6:9−11; 8:1−5; 9:13; 16:7. Снова проявляется связь между жертвой и молитвой святых и пришествием Царства Божьего. Метафора Божественного суда, описанного как процесс изготовления виноградного вина, восходит к Ис 63:1−6. Кровь сравнивается с виноградным соком, истекающим из виноградного пресса (точила): и потекла кровь из точила даже до узд конских (20). Очевидна гиперболизация образа.

В 1 Енох. 100 говорится о войне в конце истории земли, когда отцы и сыновья будут сражаться друг с другом, а братья убивать своих братьев так, что «потоки крови хлынут... а кони будут по грудь погружаться в кровь нечестивых, а колесница потонет в ней». Подобным же образом иудеи описывали кровавые деяния римлян в эпоху Адриана: «Они убивали людей [из Бефера] не останавливаясь, так что кони по ноздри погружались в потоки крови, а кровь вливалась в море и обагряла его на протяжении четырех миль. Если вы думаете, что Бефер находился на берегу моря, то ошибаетесь, так как он лежал в сорока милях от него». Пророчество Иоанна — типичная апокалиптическая картина суда в день второго пришествия Христа и должно истолковываться в свете апокалипсиса.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Сион.
1  [2] — В некот. рукописях: запечатлено имя Отца Его.
3  [3] — В некот. рукописях: как бы новую.
4  [4] — Букв.: были они искуплены от людей как первый плод Богу.
6  [5] — Букв.: другого.
6  [6] — Или: посреди неба.
7  [7] — Букв.: убойтесь Бога; или: почтите Бога.
8  [8] — Друг. возм. пер.: вином блуда своего навлекающий ярость Божью; букв.: вином ярости (или: страсти) блуда его.
12  [9] — Или: хранит веру в Иисуса; или: веру Иисуса.
14  [10] — Дан 7:13.
18  [11] — Букв.: пошли.
20  [12] — Т.е. около 300 км. Стадия — мера расстояния, около 185 м.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.