Откровение 22 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Показал мне ангел реку1 воды жизни, прозрачную, как кристалл.2 Она начинается от престола Бога и Агнца.
2 На обоих берегах реки, протекающей посередине улицы города Божия, растет древо жизни. Двенадцать раз в году приносит оно народам плоды (каждый месяц — новые) и целебные листья.3
3 Ничего не будет в том городе проклятого. Воздвигнется там престол Бога и Агнца, и будут служить и поклоняться Ему слуги Его.
4 Увидят они лицо Его, и имя Его будет на челе у них.
5 Ночей там больше не будет, и не понадобится людям уже ни светильников свет, ни свет солнца, ибо Господь Бог воссияет над ними. И будут царствовать они во веки веков.
6 «Верны эти слова, — заключил ангел, — и истинны. Потому и послал меня, ангела Своего, Господь Бог, вдохновлявший пророков,4 показать слугам Своим, чему надлежит произойти вскоре».
7 «Вот, Я скоро приду!говорит Иисус. — Блажен, кто в сердце хранит пророческие слова книги этой!»
8 Я, Иоанн, сам всё это слышал и видел. Потрясенный всем, что показал мне ангел, я у ног его пал на колени, чтобы поклониться ему.5
9 Но он удержал меня: «Не делай этого! Я ведь только соработник твой и твоих братьев-пророков и всех тех, кто в сердце хранит слова этой книги. Богу поклонись!»
10 И сказал мне: «Не запечатывай слов пророчества книги этой, ибо время их исполнения близко!
11 А пока грешник пусть еще грешит и порочный продолжает дальше пребывать в своих пороках, но праведный пусть и впредь поступает праведно и святой не перестает освящаться!»
12 «Вот, Я скоро приду,сказал Иисус, — награда и возмездие Мое будет со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
13 Я — Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец.
14 Блаженны те, кто кровью Моей одежды свои омывает:6 имеют они право на древо жизни и в город могут войти через врата.
15 А псы и чародеи, блудники и убийцы, идолопоклонники и все, кто любит ложь и ложью живет, — не попадут они в город.7
16 Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это в церквах.8 Я — Потомок Давидов, Побег от корня его,9 Звезда сияющая, Звезда утренняя.
17 И Дух, и Невеста взывают: „Приди!“ И всякий слышащий это пусть тоже скажет: „Приди!“ И да придут все жаждущие и чающие:10 пусть пьют они воду жизни, Богом даруемую!
18 Но всякому, кто слышит слова этой книги пророчеств, свидетельствую: если кто добавит что-то к ним, пошлет Бог на того бедствия, описанные в книге этой.
19 И если отнимет кто от слов пророчества этого,11 не допустит Бог того к древу жизни12 и в город святой не войдет он, не обретет он ничего из того, что описано в книге этой».13
20 Обо всем этом Свидетельствующий говорит: «Вот, Я скоро приду!»

Аминь, приди, Господь наш Иисус!

21 Благодать Господа Иисуса да будет со всеми!14

Новый Библейский Комментарий

22:1−5 Это заключение в видении города Божьего обнаруживает явную связь с описанием рая в Эдеме (Быт. 2−3).

Ст. 1 Престол Бога и Агнца — источник, из которого берет свое начало река жизни (ср.: 7:17; 21:6; 22:17). В Едемском саду была река (Быт 2:10). В видении Иезекииля река вытекает из храма (Иез 47:9; см. применение этого отрывка к Иисусу в Ин 7:37−38).

Ст. 2 Древо жизни (не по Быт 2:9; 3:22, но как у Иез 47:7 и дал.) рассматривается как собирательный образ. Как и о воде жизни, об исцеляющей силе листьев этого дерева говорится в духовном смысле. Вероятно, раньше говорилось об их силе исцелять раны, полученные в ходе великих испытаний.

Ст. 3 И уже не будет проклятого — это цитата из Зах 14:11 и противопоставление проклятиям, произнесенным в первом раю (Быт 3:14−19). В новом Иерусалиме реальная сила этого проклятия полностью преодолена.

Ст. 4 Здесь говорится о смысле жизни искупленного человечества: И узрят лицо Его. Такое видение предполагает преобразование верующих в Его подобие (2Кор 3:18; 1Ин 3:2). Имя Его будет на челах их (см. коммент. к 3:12 и к 19:12).

Ст. 5 И будут царствовать во веки веков — это расширенная версия 20:4 и окончательное исполнение обетования, данного в 3:21 (заметим, что в 11:15 фраза И будет царствовать во веки веков подразумевает тысячелетнее царство и царствование в новом творении).

22:6−21 Эпилог

В этом заключительном фрагменте находят свое выражение три темы Откровения: аутентичность представленных видений (6, 7, 16, 18, 19); непреложность пришествия Христа (6, 7, 10−12, 20) и необходимость святости ввиду неизбежности свершения замысла Божьего (10−15). Трудно определить, кому именно принадлежат те или иные высказывания. В ст. 7, 12−13, по-видимому, приведены изречения Христа; в ст. 6, 8, 14, 15 — слова ангелов; в ст. 16 Христос говорит через ангела; ст. 8, 9, 17−19, 20б представляют собой комментарии Иоанна. Возможны разные варианты, но в целом мало что меняется по сути, поскольку в итоге это все слова Христа, посланником Которого является ангел (9) и речения Которого Иоанн записывает как пророк (10).

Ст. 6−7 В свете ст. 7, фрагментов 19:9 и 21:5 слова, которые верны и истинны, относятся не только к предыдущей теме, но и ко всей книге в целом. Они касаются событий, которым суждено сбыться в скором времени, потому что Господь скоро грядет (ср. также: ст. 20).

Ст. 8−9 Иоанн включает данный отрывок отнюдь не потому, что некоторые из его читателей поклоняются ангелам. Такого рода практика действительно имела место среди иудеев, а возможно даже и среди христиан (Кол 2:18). Реакция Иоанна вполне естественна, и его рассказ не требует никакого особого толкования, кроме того, что случай этот имел место и представляет собой некоторый интерес. Акцент сделан не на полемичности ситуации, речь идет о коррекции излишнего возвеличивания всех инструментов откровения. Ангелы, пророки и другие христиане находятся на одном уровне перед Богом.

Ст. 10 Не запечатывай — повеление, обратное данному в Дан 8:26; 12:4, 9 и в еврейских апокалипсисах в целом. Если они пророчествовали об отдаленных временах, то послание Иоанна было крайне актуальным.

Ст. 11 Это изречение пронизано иронией. Даниил сказал (Дан 12:10), что в последние дни многие очистятся, пройдя через испытания, но нечестивый будет продолжать действовать по-старому; иными словами, в последнем испытании люди проявят свою истинную суть, снимут маски и займут свое место в рядах сторонников или противников Бога. Это учение неоднократно повторяется в Откровении (7:1−8; 11:1−2; 12:1 — 14:5 и др.). Здесь же оно находит свое окончательное оформление. Поскольку время близко, тот, кто склонен к злым делам, будет продолжать делать их; и он вскоре получит соответствующее возмездие. Пусть праведный и святой охраняют себя, потому что Господь скоро придет избавить их. Сделать из этого учения вывод о том, что судьба человека предопределена заранее, значит идти в разрез с общим учением книги (напр.: 14:6−7; 15:4; 21:6−8; 22:17).

Ст. 12 Ср.: 11:18; Ис 40:10; Рим 2:6. 13 см. примеч. к 1:3.

Ст. 14 Последняя из семи заповедей блаженства в Откровении. Те, кто омоют свои одежды, получат избавление от совершенных ими грехов через распятого и воскресшего Спасителя и тем самым обретут право на древо жизни и смогут войти в город (ср.: Быт 3:22−24).

Ст. 15 Этот стих практически повторяет 21:8, но судьба тех, о ком в нем говорится, иная. Общая их судьба в реальности — лишение права быть обитателями Божьего города. Использование Иоанном столь разных образов свидетельствует о необычайной гибкости его символизма.

Ст. 16 Иисус как корень и потомок Давида — реализация сказанного в Ис 11:1. Как звезда светлая и утренняя, Иисус исполняет пророчество Валаама в Чис 24:17.

Ст. 17 Дух, Который особенно активно действует на пророков (19:10), собирает Церковь, призывая Господа прийти в соответствии с Его собственным обетованием (7; ср.: ст. 20). Каждый, кто слышит слова пророчества этой книги, когда она читается в церкви, призывается сказать: Прииди! Кающегося грешника призывают прийти и взять воду жизни даром и быть готовым приветствовать Господа, когда Он придет.

Ст. 18−19 Иоанн завершает свое свидетельство жесткими словами, что, впрочем, было обычным для древних писателей, стремившихся путем добавления таких грозных предостережений предохранить свои произведения от искажений и вставок. Та же озабоченность проявляется и во Втор 4:2. Так называемая формула канонизации — «не добавлять и не отнимать» — прослеживается в глубь веков до 2450 г. до н. э. в Египте. Вместо обычного проклятия, Иоанн предупреждает о суде и утрате возможности попасть в Царство Божье.

Ст. 20 Ответ Иоанна на последнее обетование Откровения соответствует арамейскому слову Маранафа — «Гряди, О Господь» (см.: 1Кор 16:22). Само это обетование — кульминация всех обетовании; и ответ есть итог всех живых упований.

Ст. 21 Это благословение напоминает нам, что Откровение — это письмо, послание каждому из нас и что его уроки надлежит воспринимать индивидуально. Только благодать Господа нашего Иисуса Христа позволит реализоваться всем обетованиям, раскрытым в этой книге. Она делает нас открытыми и зовет сказать свое Аминь.

George R. Beasley-Murray

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: чистую реку.
1  [2] — Или: сверкающую, ка к хрусталь.
2  [3] — Букв.: дерево жизни, приносящее плоды двенадцать (раз; или: сортов); каждый месяц дающее плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.
6  [4] — Букв.: Бог духов/проявлений Духа (или: духа) пророков. В некот. рукописях: Бог святых пророков.
8  [5] — Букв.: и когда услышал и увидел (всё это), я пал, чтобы поклониться перед ногами ангела, показывающего мне это.
14  [6] — В некот. рукописях: исполняет заповеди Его.
15  [7] — Букв.: кто любит и творит ложь, те — вне.
16  [8] — Или: для церквей/о церквах.
16  [9] — Друг. возм. пер.: Я — Корень, из которого (род) Давида вырос, а также Потомок Давида.
17  [10] — Букв.: желающие.
19  [11] — Букв.: от слов книги пророчества этого.
19  [12] — В некот. рукописях: Бог отнимет у того участие в Книге Жизни.
19  [13] — Букв.: отнимет Бог у него долю его в древе жизни и в граде святом, описанных в книге этой.
21  [14] — В некот. рукописях: Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.