3 Царств 16 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Было слово ГОСПОДНЕ к Иегу, сыну Ханани, о Ваасе:
 
К Ииую, сыну Ханани, было слово Господа о Бааше:

«Я поднял тебя из праха и поставил правителем над народом Моим, Израилем, но ты идешь по стопам Иеровоама и вводишь народ Мой Израиль в грех, вызывая Мой гнев своими беззакониями.
 
«Я поднял тебя, Бааша, из праха и сделал вождем Моего народа, Израиля, но ты ходил путями Иеровоама и склонял Мой народ, Израиль, к греху, вызывая Мой гнев.

За это я низвергну Ваасу, а за ним и весь род его — сделаю с ним то же, что с родом Иеровоама, сына Невата!
 
И вот Я истреблю тебя и твой дом, и сделаю с твоим домом то же, что с домом Иеровоама, сына Навата.

Кто из рода Ваасы умрет в городе, того псы съедят, а кто умрет в поле, тем поживятся птицы небесные».
 
Тех из твоей семьи, кто умрет в городе, пожрут псы, а тех, кто умрет в поле, склюют птицы».

Что до прочих деяний Ваасы, и подвигов его, и событий его жизни, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
 
Что же до прочих событий правления Бааши, того, что он сделал, и его свершений, то разве они не записаны в «Книге летописей царей Израиля»?

Вааса отошел к праотцам и был похоронен в Тирце. После него воцарился его сын Ила.
 
Бааша упокоился со своими предками и был похоронен в Тирце. Царем вместо него стал его сын Эла.

Но через пророка Иегу, сына Ханани, было возвещено слово ГОСПОДНЕ о Ваасе и роде его. Было сказано о том, что делал он: было это злом в глазах ГОСПОДА, вызывал он гнев Его делами своими, уподобившись роду Иеровоама, а также тем, что Вааса истребил род Иеровоама.1
 
Но через пророка Ииуя, сына Ханани, уже было слово Господа о Бааше и о его доме за всё то зло, что он совершил в глазах Господа, вызывая Его гнев делами, которые творил, подражая дому Иеровоама, а также за то, что он его уничтожил.

В двадцать шестой год царствования Асы в Иудее воцарился в Израиле Ила, сын Ваасы. Он правил в Тирце два года.
 
На двадцать шестом году правления Асы, царя Иудеи, Эла, сын Бааши, стал царем Израиля и правил в Тирце два года.

Его слуга Замврий, командовавший половиной всех его колесниц, составил заговор против него. Царь тогда напился допьяна на пиру в Тирце, в доме Арцы, управлявшего дворцом в Тирце.
 
Зимри, один из его приближенных, под началом у которого была половина его колесниц, составил против него заговор. Когда Эла был в Тирце и напился допьяна в доме Арсы, распорядителя его дворца,

Замврий вошел и сразил Илу насмерть и взошел после него на престол в двадцать седьмой год царствования Асы в Иудее.
 
Зимри вошел, сразил и убил его. Это было на двадцать седьмом году правления Асы, царя Иудеи. Зимри стал царем вместо Элы.

Едва став царем и заняв престол, Замврий перебил весь род Ваасы, не оставив ни одного мужчины2 ни из его родных, ни из друзей.
 
Как только он воцарился и воссел на престол, он тут же перебил всю семью Бааши. Он не оставил в живых ни одного мужчину — ни родственника, ни друга.

Замврий истребил весь род Ваасы по слову ГОСПОДНЮ, сказанному через пророка Иегу,
 
Зимри истребил всю семью Бааши, по слову, которое Господь сказал о Бааше через пророка Ииуя

за все грехи Ваасы и за грехи сына его Илы, какие они совершили сами и в какие вовлекли Израиль своими ничтожными идолами, вызвав гнев ГОСПОДА, Бога Израилева.
 
за все грехи, которые Бааша и его сын Эла совершили сами и заставили совершить Израиль, вызывая гнев Господа, Бога Израиля, ничтожными идолами.

Прочие дела Илы и события его жизни записаны в летописи царей израильских.
 
Что же до прочих событий правления Элы и всего, что он сделал, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?

Замврий воцарился в двадцать седьмой год правления Асы в Иудее. Он правил в Тирце семь дней, когда народ осаждал филистимский город Гиббетон.
 
На двадцать седьмом году правления Асы, царя Иудеи, Зимри стал править в Тирце, но правил всего семь дней. Войско тогда стояло лагерем у филистимского города Гиббетона.

Когда израильтяне, осаждавшие город, услышали, что Замврий составил заговор и даже убил царя, они в тот же день прямо в стане поставили царствовать над Израилем военачальника Амврия.
 
Израильтяне в лагере, услышав о том, что Зимри составил заговор против царя и убил его, в тот же день провозгласили царем Израиля военачальника Омри.

Амврий и с ним все израильтяне оставили Гиббетон и пошли приступом на Тирцу.
 
После этого Омри и с ним все израильтяне ушли из-под Гиббетона и осадили Тирцу.

Замврий, увидев, что город взят, скрылся во внутренних царских покоях и сжег себя вместе с дворцом. Так он погиб
 
Когда Зимри увидел, что город взят, он ушел во внутренние укрепления царского дворца и поджег его. Так он погиб

за грехи, которые совершал, делая то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и следуя во грехах своих по стопам Иеровоама, вовлекая Израиль в тот же грех.
 
из-за грехов, которые он совершил, творя зло в глазах Господа и ходя путями Иеровоама и в грехе, который тот совершил сам и к которому склонил Израиль.

Что до прочих деяний Замврия и заговора, который он составил, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
 
Что же до прочих событий правления Зимри и заговора, который он составил, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?

Тогда израильский народ разделился: одна половина последовала за Фамнием, сыном Гината, желая сделать его царем, а другая — за Амврием.
 
Тогда народ Израиля разделился: половина народа хотела сделать царем Тивни, сына Гината, а другая половина стояла за Омри.

Но те, кто стоял за Амврия, одолели сторонников Фамния, сына Гината. Фамний погиб, а царем стал Амврий.
 
Но сторонники Омри оказались сильнее сторонников Тивни, сына Гината. И Тивни погиб, а Омри стал царем.

В тридцать первый год правления Асы, царя иудейского, Амврий воцарился в Израиле. Он правил двенадцать лет, шесть из них в Тирце.
 
На тридцать первом году правления Асы, царя Иудеи, Омри стал царем Израиля и правил двенадцать лет, из них шесть — в Тирце.

Потом Амврий3 купил за два таланта4 серебра гору Шомрон у Шемера. На горе он построил город и назвал Самарией5 по имени Шемера, прежнего владельца горы Шомрон.
 
Он купил самарийский холм у Семира за два таланта[93] серебра и построил на холме город, назвав его Самарией — по имени Семира, бывшего владельца холма.

Амврий делал то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и поступал хуже всех, кто был до него.
 
Омри делал зло в глазах Господа и грешил больше, чем все, кто был до него.

Он следовал в грехах своих по стопам Иеровоама, сына Невата, и вовлекал Израиль в грех ничтожными своими идолами, вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израилева.
 
Он ходил всеми путями Иеровоама, сына Навата, и в его грехе, к которому тот склонил Израиль, воспаляя гнев Господа, Бога Израиля, ничтожными идолами.

Прочие деяния Амврия и подвиги его описаны в летописи царей израильских.
 
Что же до прочих событий правления Омри, того, что он делал и что смог совершить, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?

Амврий отошел к праотцам и был похоронен в Самарии, а царем после него стал его сын Ахав.
 
Омри упокоился со своими предками и был похоронен в Самарии. Ахав, его сын, стал царем вместо него.

Ахав, сын Амврия, воцарился в Израиле в тридцать восьмой год царствования Асы, царя иудейского. Ахав, сын Амврия, правил Израилем в Самарии двадцать два года.
 
На тридцать восьмом году правления Асы, царя Иудеи, Ахав, сын Омри, стал царем Израиля и правил в Самарии Израилем двадцать два года.

Ахав, сын Амврия, делал то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и поступал хуже всех, кто был до него.
 
Ахав, сын Омри, делал больше зла в глазах Господа, чем все, кто был до него.

Мало того, что он повторял грехи Иеровоама, сына Невата, — он еще взял в жены Иезавель, дочь Этбааля, царя сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.
 
Мало того, что он оставался в грехах Иеровоама, сына Навата, он ещё и женился на Иезавели, дочери Этбаала, царя сидонян, и начал служить Баалу[94] и поклоняться ему.

Он поставил жертвенник Ваалу в капище Ваала, которое построил в Самарии.
 
Он установил жертвенник Баалу в храме Баала, который построил в Самарии.

Еще Ахав устроил рощу, посвященную Ашере. Ахав все более предавался греху, вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израилева, и поступал хуже всех прежних царей израильских.
 
Ещё Ахав делал столбы Ашеры, и больше, чем все цари Израиля до него, он делал то, что вызывало гнев Господа, Бога Израиля.

При нем Хиэль из Бет-Эля отстроил заново Иерихон: старший сын его, Авирам, погиб при основании города, а младший, Сегув, — когда ставили ворота. Так сбылось слово ГОСПОДА, которое Он возвестил через Иисуса Навина.6
 
Во времена Ахава Хиил из Вефиля восстановил Иерихон. Он заложил его основания ценой своего первенца Авирама и поставил его ворота ценой своего младшего сына Сегува, по слову Господа, сказанному через Иисуса, сына Навина.[95]

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: за то, что он истребил его.
11  [2] — Букв.: мочащегося к стене.
24  [3] — Букв.: он.
24  [4] — Т. е. ок. 70 кг.
24  [5] — Евр. Шомрон.
34  [6] — См. Нав 6:25.
 
Новый русский перевод
24 [93] — Около 68 кг.
31 [94]Баал. Ханаанский бог плодородия и бог-громовержец.
34 [95] — См. Нав 6:25.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.