Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Доброе имя дороже изысканного аромата,1 как день смерти лучше дня рождения.
 
Доброе имя лучше превосходного благовония, и день смерти лучше дня рождения.

Лучше идти туда, где оплакивают умерших, чем туда, где пируют,2 ибо смерть ожидает каждого человека,3 и живому стоит задумываться об этом.4
 
Лучше ходить в дом плача, чем ходить в дом пира, потому что смерть — участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет об этом.

Лучше невзгоды, чем смех, ибо печаль на лице — во благо сердцу.
 
Печаль лучше смеха, потому что печальное лицо полезно сердцу.

Сердце мудрых — там, где плач, а сердце глупцов — в местах веселья.
 
Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья.

Лучше от мудрого упрек, чем от глупца славословье,5
 
Лучше внимать обличению мудреца, чем слушать песню глупцов,

ибо восторги глупца — что треск горящих сучьев под котлом! И это тщета!
 
потому что смех глупцов — словно треск горящего хвороста под котлом. И это тоже суета.

Притесняя других, и мудрый глупеет, а взятки развращают сердце.
 
Притеснение превращает мудрого человека в глупца, и взятка портит сердце.

Конец дела лучше его начала,6 терпеливый лучше надменного.
 
Конец дела лучше его начала, терпение лучше гордости.

Не торопись сердиться, ибо сердиться свойственно глупцам.
 
Не спеши впадать в гнев, потому что гнев обитает в сердце глупцов.

И не сетуй: „Почему прежде было лучше, чем в нынешние дни?“, потому что не мудрость задает такой вопрос.
 
Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» — не от мудрости задают такие вопросы.

Хороша мудрость вместе с наследством — на пользу всем, кто видит солнце.
 
Мудрость — хороша, как и наследство, и приносит пользу тем, кто видит солнце.

Под сенью мудрости как под сенью серебра.7 Польза знания в том, что мудрость хранит тебя в живых.8
 
Мудрость защищает так же, как и деньги. Преимущество же знания в том, что мудрость сохраняет жизнь её владельцу.

Взгляни на дела Божьи. То, что Он искривил, — кто выправит?
 
Посмотри на дела Божии: кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.9
 
В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него.

Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.
 
В моей суетной жизни я видел всякое: праведника, гибнущего в своей праведности, и нечестивого, живущего долго в своем беззаконии.

В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?
 
Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя?

Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?10
 
Также не слишком предавайся злу и не будь глупым. Зачем тебе умирать раньше времени?

Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.
 
Хорошо придерживаться первого совета и не упускать из виду второго — боящийся Бога избежит всех бед.[11]

Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.11
 
Мудрость делает мудреца сильнее, чем десять правителей города.

Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.
 
Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил.

Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —
 
Не обращай внимания на каждое сказанное слово, иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя.

не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..
 
Ты знаешь в сердце своем, что часто и сам злословил других.

Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.
 
Всё это испытал я мудростью и сказал: «Я твердо решил стать мудрым», но мудрость была так далека от меня!

Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?
 
Далека она и глубока, глубока — кто может постичь её?

И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.
 
И решил я понять, исследовать и изыскать мудрость и рассуждение, и убедиться, что быть нечестивым — глупо и быть нерассудительным — безумно.

И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню,12 чье сердце — сеть, а руки — оковы.13 Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!
 
И нашел я, что горше смерти та женщина, что подобна сети, чье сердце — ловушка и чьи руки — оковы. Человек, угодный Богу, избежит её, а грешник будет ею пойман.

Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:
 
— Вот что я нашел, — сказал Екклесиаст, — слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение:

искала душа моя человека и не находила,14 среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.
 
я всё искал, но не находил. Я нашел лишь одного праведного мужчину среди тысячи, но ни одной праведной женщины.[12] [13]

А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.
 
Вот что удалось мне найти: Бог сотворил человека праведным, а люди пустились во многие помыслы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.
2  [2] — Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.
2  [3] — Букв.: ибо таков конец всякого человека.
2  [4] — Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.
5  [5] — Букв.: песнь.
8  [6] — Или: конец речи лучше ее начала.
12  [7] — Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.
12  [8] — Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.
14  [9] — Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.
17  [10] — Или: зачем тебе умирать до срока?
19  [11] — Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.
26  [12] — Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.
26  [13] — Ср. Притч 5 и 7.
28  [14] — Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V—IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»
 
Новый русский перевод
18 [11] — Или: боящийся Бога следует им обоим.
28 [12] — Соломон женился или имел в качестве наложниц тысячу женщин, которые отвернули его сердце от Бога. Этот стих, возможно, ссылается на ту печаль, которая появилась из-за этого в его жизни (см. 3Цар 11:3).
28 [13] — См. 3Цар 11:3.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.