Исаия 22 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Предсказание1 об Иерусалиме, Долине видения.2 Отчего вы все на крыши поднялись? Что значит это?
 
Пророчество о долине Видения[94]. Что с тобою, что ты весь поднялся на крыши,

Город крикливый и неугомонный, город, полный шумного веселья! Павшие твои не мечом сражены были и не в битве погибли.
 
город, охваченный суматохой, шумный, ликующий город? Не мечом поражены твои убитые и не в битве погибли.

Вожди твои разом дрогнули и бежали, лучники их повязали;3 кого нашли у тебя, повязали, хоть и далеко убежали они.
 
Все правители твои вместе бежали, но были схвачены без помощи лука. Все, кто был найден, вместе схвачены, даром что далеко убежали.

Потому говорю: «Не смотрите, как я горько рыдаю о разорении народа, мной любимого,4 — и не пытайтесь меня утешить!»
 
Потому и сказал я: «Оставьте меня; я буду горько плакать. Не старайтесь утешить меня в гибели моего народа».

Это Владыкой, ГОСПОДОМ Воинств, уготован для Долины видения день замешательства, порабощения и смятения, день сокрушения стен и воплей о помощи в горах.
 
Владыка, Господь Сил, определил день смуты, попрания и замешательства в долине Видения, день разрушения стен и крика о помощи к горам.

Неприятель твой, Элам, колчаны свои достает, выводит конницу и колесницы, и воины Кира поднимают щиты свои.5
 
Елам поднимает колчан, идет с колесницами и всадниками,[95] Кир обнажает щит.[96]

Плодородные твои долины колесницами заполнены, всадники у ворот стали строем…
 
Твои лучшие долины полны колесниц, и всадники выстроились у городских ворот;

Это Он снял покров с Иудеи. А вы в тот день осматривали оружие в Кедровом Дворце6
 
сметены укрепления Иудеи. В тот день вы смотрели на оружие во дворце Ливанского леса.[97] [98]

и увидели, как много пробоин в стене града Давидова; принялись собирать воду в нижнем пруду;
 
Вы видели множество проломов в укреплениях Города Давида.[99] [100] Вы запасали воду в Нижнем пруду[101].

пересчитали все дома в Иерусалиме и разрушали их, чтобы укрепить стену;
 
Вы осматривали дома в Иерусалиме и разрушали некоторые из них, чтобы укрепить стену.

меж двух стен устроили хранилище для воды из старого пруда. Но на Того, Кто совершал всё это, не смотрели вы с надеждой и не думали положиться на Того, Кто предопределил всё это от века.
 
Вы устраивали между двумя стенами хранилище для вод Старого пруда, но не смотрели на Того, Кто всё это определил, и не обращали внимания на Того, Кто задумал это издавна.

Призывал вас Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, в день тот предаться скорби и плачу, головы обрить и в рубища облечься.
 
Владыка, Господь Сил, призвал вас в тот день плакать и горевать, остричь головы и одеться в рубище.[102]

А у вас что? Пиры да веселье, режут быков, овец забивают, мясо едят, вином упиваются: «Наедимся, напьемся, всё равно завтра умрем!»
 
Но нет, вместо этого у вас веселье и радость; вы режете волов, убиваете овец, едите мясо и пьете вино: «Будем есть и пить, потому что завтра умрем!»

Но ГОСПОДЬ Воинств поведал мне, сказав шепотом:7 «Не простится вам этот грех до самой смерти». Так говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств.
 
Господь Сил открыл моим ушам: «Этот грех не будет прощен вам до вашего дня смерти», — говорит Владыка, Господь Сил.

Так сказал Владыка, ГОСПОДЬ Воинств: «Ступай, скажи Шевне, что управляет царским домом:
 
Так говорит Владыка, Господь Сил: «Пойди, скажи этому царедворцу, Шевне, что распоряжается дворцом:

„Кто ты такой и кто покровительствует тебе? Гробницу готовишь себе на горе, в скале высекаешь склеп?
 
„Кто ты здесь, и кто у тебя здесь, что ты вырубаешь себе здесь гробницу? Ты высек себе могилу на высоте и вытесал место своего упокоения в скале“.

Сколь ни силен ты, крепко ухватит тебя ГОСПОДЬ и отбросит прочь —
 
Но Господь крепко схватит и вышвырнет тебя, силач.

взметнет ввысь, покружит, словно шар, и выбросит в открытое поле, там и умрешь, там же окажутся и великолепные колесницы твои. Позорище ты для господина твоего, царя;
 
Он скатает тебя в клубок и забросит в большую страну. Там умрешь ты, и там останутся твои великолепные колесницы, о ты, позор на дом своего господина!

лишу тебя Я положения твоего, прогоню с твоего места.
 
Я смещу тебя с твоей должности, и ты будешь изгнан со своего места.

В тот же день призову слугу Моего Эльякима,8 сына Хилкияху,
 
В тот день Я призову Моего слугу Элиакима, сына Хелкии.

и на него твои одежды надену, поясом твоим его препояшу, всю власть твою в руки его передам, и станет он защитником9 для жителей Иерусалима и для всей Иудеи.
 
Я одену его в твою одежду, опояшу его твоим поясом и отдам ему твою власть. Он будет отцом жителям Иерусалима и дому Иуды.

Дам ему ключ дома Давидова, и то, что отворит он, никто уже не затворит, а что затворит, никто отворить не сможет.
 
Я возложу на его плечи ключ от дома Давида[103]; то, что он открывает, никто не закроет, и то, что он закрывает, никто не откроет.

Вобью его крепко, словно гвоздь в стену, и принесет он славу роду своему.10
 
Я вгоню его, как гвоздь, в твердое место; он будет престолом славы для дома своего отца.

На нем будет покоиться вся слава его рода,11 всех отпрысков его и потомков — держаться на нем, как на гвозде, будет всё нажитое ими: и сосуды, от малой чаши до самого большого кувшина.
 
Потомки и отпрыски его семьи всей своей тяжестью будут висеть на нём, как малые сосуды, от чаш до кувшинов, висят на гвозде».

Но настанет день, — сказано ГОСПОДОМ Воинств, — зашатается гвоздь, крепко вбитый в стену, выскочит он, упадет — и тогда всё, что висело на нем, вдребезги разобьется“». Потому что ГОСПОДЬ сказал это.
 
«В тот день, — возвещает Господь Сил, — гвоздь, вогнанный в твердое место, расшатается; будет вырван и упадет, а висящий на нём груз пропадет». Так сказал Господь.[104]

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 13:1.
1  [2] — Из текста неясно, почему в этом пророчестве, обращенном к Иерусалиму, он назван «Долиной видения». Вероятно, взору говорящего открывалась Долина Хинном, однако остается неясным, какое отношение эта долина имела к данному пророческому видению. Возможно, Долина Хинном названа здесь Долиной видения по той причине, что предсказания о грядущих на нее бедствиях являются основным предметом этой пророческой вести (см. ст. 5).
3  [3] — Или: побросав луки, в плен попали.
4  [4] — Букв.: дочери моего народа — здесь слово «дочь» образно указывает на глубокую привязанность говорящего к своему ослабленному и уязвимому народу.
6  [5] — Эламиты и воины Кира, возможно, представляют собой дальнего врага Израиля.
8  [6] — Вероятно, имеется в виду царский оружейный склад или Соломонов дворец из кедра ливанского, где также хранилось вооружение (3Цар 10:16,17).
14  [7] — Букв.: на ухо.
20  [8] — Эльяким — начальник царского дворца в правление Езекии.
21  [9] — Букв.: отцом.
23  [10] — Букв.: станет он престолом славы для своего отеческого рода.
24  [11] — Букв.: дома отца.
 
Новый русский перевод
1 [94] — В знач.: «об Иерусалиме»; так же в ст. 5.
6 [95] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
6 [96]Елам… Кир. Народы, обитавшие к востоку от Иерусалима, вместе с ассирийцами участвовали в его осаде, когда беззащитный город был полностью окружен.
8 [97]Дворец Ливанского леса. Так назывался арсенал, сооруженный царем Соломоном при его дворце (см. 3Цар 7:2−5; 3Цар 10:16-17).
8 [98] — См. 3Цар 7:2−5; 3Цар 10:16-17.
9 [99] — Старая часть города Иерусалима, где находилась крепость и царский дворец, на горе Сион (см. 2Цар 5:7-9).
9 [100] — См. 2Цар 5:7-9.
9 [101] — Вероятно то же, что и Старый пруд (см. ст. 11). Царь Езекия прорыл канал от источника Гихон и наполнил этот пруд водой, чтобы город не имел в ней нужду во время осады (см. 4Цар 20:20; 2Пар 32:30). В других местах Писания он носит название: пруд Силоам, бассейн Селах; (см. Неем 3:15; Лк 13:4; Ин 9:7-11).
8 [102] — Эти стихи говорят об осаде Иерусалима Синаххерибом в 701 г. до н. э. (см. гл. 36-37).
22 [103] — Ключ, о котором говорит пророк Исаия, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мф 16:19; Откр 3:7).
20 [104] — Так как Элиаким злоупотребил своим должностным положением, которое дал ему Бог, и доверием царя, тем что нанимал только своих родственников, Бог наказал Элиакима и его семью, отобрав у него высокое положение, от которого они все зависели. В отличие от Элиакима, Иосиф и пророк Даниил являются хорошим примером выполнения своих обязательств (см. Быт 37; Быт 39; Быт 41:37-57; Дан 6:1-3).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.