Под редакцией Кулаковых 3 [1] — Или: хлеб наш на день грядущий.
4 [2] — Или.: всем должникам нашим.
4 [3] — Букв.: не введи нас во искушение. В свете апостольского учения о том, что Бог «никого… не искушает» (Иак 1:12−14), эти слова молитвы, вероятно, могут пониматься как наша просьба о Божественной помощи в борьбе с искушением.
11 [4] — В некот. рукописях: какой из вас отец, если сын попросит хлеба, подаст ему камень? Или рыбы — и он, вместо рыбы, подаст ему змею?
13 [5] — Букв.: благие дары.
14 [6] — Друг. возм. пер.: делавшего человека немым.
14 [7] — Букв.: немым.
15 [8] — Букв.: изгоняет бесов Веельзевулом; то же в ст. 18 и 19.
20 [9] — Букв.: если же [Я] перстом Божьим изгоняю бесов.
27 [10] — Букв.: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя.
29 [11] — Или: ищут.
31 [12] — Букв.: будет поднята/воскрешена во (время) суда вместе с людьми.
31 [13] — Или: обвинит.
32 [14] — Или: поднимутся (из мертвых).
32 [15] — Или: обвинят.
34 [16] — Или: глаза твои ясны; букв.: если твой глаз прост/бесхитростен, иудейская метафора, изображающая бескорыстность и искренность побуждений.
37 [17] — Друг. возм. пер.: в то время, как Он еще говорил.
41 [18] — Друг. возм. пер.: а то, что внутри находится, отдавайте бедным; букв.: напротив, отдавайте внутреннее как милостыню.
44 [19] — Некот. рукописи добавляют: книжники и фарисеи, лицемеры.
54 [20] — Некот. рукописи добавляют: чтобы обвинить Его.
Новый русский перевод 2 [77] — В некоторых рукописях: Отец наш Небесный.
2 [78] — В некоторых рукописях: « …Твое! Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
4 [79] — В некоторых рукописях: « …искушению, но избавь нас от лукавого».
5 [80] — Букв.: « У кого из вас есть друг, к которому кто-либо придет в полночь и скажет ему: „Друг, одолжи мне три лепешки“…»
8 [81] — Или: из-за нахальства товарища. Смысл притчи в следующем: если даже человек, чтобы избежать позора (или из-за назойливости своего товарища), ответил на его просьбу, то насколько больше Бог желает ответить на молитвы Своих детей.
11 [82] — В некоторых рукописях: « …своему сыну камень, когда тот попросит хлеба? Или даст ему…»
19 [83] — Букв.: сыновья.
28 [84] — Или: « Скорее блаженны те…»
30 [85] — История пророка Ионы находится в Писаниях пророков. То, что пророк Иона три дня провел в желудке огромной рыбы, а затем чудным образом был освобожден Богом, было прообразом того, что Иисусу предстояло три дня провести в гробнице, а затем воскреснуть (см. Мф 12:40).
31 [86] — Царица Юга. То есть Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
31 [87] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
32 [88] — См. Иона 3:6-9.
46 [89] — Букв.: и пальцем своим не дотрагиваетесь до них.
51 [90] — У иудеев был другой порядок книг Писания. И согласно ему, убийство Захарии — последнее из упоминаемых там (см. 2Пар 24:20-22). Смерть же Авеля была первым убийством на земле (см. Быт 4:1-10).