По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Открытый перевод

 
 

В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу.
 
В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.

Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу.
 
Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,

Многое сказал Иисус им в притчах. « Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять.
 
а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,

Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их.
 
Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.

Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
 
А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.

У кого есть уши, пусть услышит!»
 
Пусть имеющий уши услышит!»

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»
 
Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»

Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.
 
Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.

Я потому им притчами говорю, что смотрят они — но не видят, слушают — но не слышат и не понимают.
 
Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.

Так сбылось на них пророчество Исайи: „Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете; будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите.
 
Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.

Ибо огрубело сердце народа этого, уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли. Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами, поняли бы сердцем и лицом повернулись2 бы ко Мне, и Я исцелил бы их“.3
 
Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.

А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат.4
 
Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.

Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.

А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.
 
Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.

Когда человек слышит весть Царства,5 но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги.6
 
Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.

А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее,
 
Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,

но, так как нет у него корня,7 он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.

Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода.
 
Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.

На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».
 
А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».

Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена.
 
Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,

Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.
 
а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.

Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.
 
Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.

Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу8 ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“
 
Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”

„Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“
 
Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”

„Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу,
 
Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!

пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».
 
Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».

И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем.
 
Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.

Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом,9 так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».
 
Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».

И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами10 муки, пока не заквасилось всё тесто ».
 
Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».

Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего.
 
Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,

Так исполнилось сказанное через пророка: «Открою в притчах уста Мои и провозглашу сокрытое от сотворения [мира]».11
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.

Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».
 
Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».

Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий;
 
Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,

поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа.
 
поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,

Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира,12 а жнецы — ангелы.
 
тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.

Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:

Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал,13 и от тех, кто сам жил беззаконно,14
 
Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,

и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
 
и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»
 
А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!

«Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.
 
Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.

И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг,
 
И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,

нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.
 
вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.

Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу.
 
И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.

Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили.
 
Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.

Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных,
 
Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,

и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
 
и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

Всё ли сказанное Мной вы поняли?» «Да», — ответили они Ему.
 
Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».

«Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».
 
И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».

Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда
 
Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.

и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса?
 
Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?

Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф,15 Симон и Иуда?
 
Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?

И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?»
 
И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»

И не захотели они принять Его. Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».
 
И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».

И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.
 
Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Или: задушили.
15  [2] — См. в Словаре Обращение.
15  [3] — Ис 6:9,10 (LXX).
16  [4] — Букв.: ваши глаза блаженны, потому что видят они, и ваши уши, потому что слышат.
19  [5] — Или: весть, провозглашаемую Царством; друг. возм. пер.: слово о Царстве.
19  [6] — Или: это зерно, упавшее при дороге; букв.: это посеянное при дороге.
21  [7] — Букв.: но не имеет корня в себе, т.е. он человек момента, он живет лишь настоящим.
27  [8] — Букв.: доброе семя.
32  [9] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [10] — Около 20 кг.
35  [11] — Пс 78 (77):2.
39  [12] — Или: конец века; то же в ст. 40 и 49.
41  [13] — Букв.: выберут из Царства Его все соблазны.
41  [14] — Друг. возм. пер.: от тех, кто делал зло; букв.: (от) делающих беззоконие.
55  [15] — В некот. рукописях: Иосия.
 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.