По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Открытый перевод

 
 

И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
 
Он снова начал учить у моря. К Нему собралась огромная толпа, так что Он вошел в лодку и отплыл от берега, а толпа стояла на берегу.

Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:
 
Он многому учил их в притчах, и вот что Он сказал им:

«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
 
— Послушайте! Вышел сеятель в поле.

Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
Когда он сеял, одни зерна упали у дороги, и прилетели птицы, и все склевали;

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
а другие зерна упали на камни, где не хватало земли. И они тотчас проросли, ибо слой земли был слишком тонок.

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
Но когда взошло солнце, то ростки опалило. А глубоких корней у них не было — и они засохли.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
 
Другие зерна упали в заросли колючек. И поднялись колючки, и заглушили ростки, и они остались бесплодными.

Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А еще были зерна, упавшие в добрую землю. Они давали урожай, поднимаясь и вырастая, и плодоносили тридцатикратно, шестидесятикратно и стократно.

Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
И Он сказал: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!

Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
 
А когда Иисус остался один, Его спутники и Двенадцать спросили, почему Он учит в притчах.

Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
 
Он ответил: — Тайна Божьего Царства открыта вам, а посторонним всё дается в притчах,

чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2
 
чтобы они вглядывались и не видели, вслушивались и не понимали, и не обратились к Богу, и не получили прощения.

«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3
 
Он сказал им: — Если вы не понимаете эту притчу, то как же вы постигнете все остальные?

Сеятель здесь сеет слово.
 
Сеятель сеет слово.

С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
 
Вот те, что «у дороги», у которой сеется слово: когда они слышат его, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в них.

Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
 
А вот те, что посеяны «на каменистой почве»: когда они слышат слово, тотчас с радостью принимают его.

но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
Но «корня» у них нет, они нестойкие, и во время бедствий или гонений за слово они тотчас отступаются.

А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
 
А вот и другие — те, что посеяны «в колючках»: они услышали слово,

однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
но затем к ним приходят мирские заботы, страсть к богатству и прочие желания, и заглушают слово, и оно остается бесплодным.

Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А вот и те, что посеяны «в добрую землю»: они слышат слово, принимают его и плодоносят тридцатикратно, шестидесятикратно и стократно.

И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
 
Он сказал им: — Разве светильник приносят в дом для того, чтобы накрыть его горшком или спрятать под кровать? Разве не для того, чтобы поставить его на подставку?

Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
 
Ибо скрытое должно обнаружиться, а потаенное — явиться открыто.

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!

«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
 
Он сказал им: — Будьте внимательны к тому, что слышите! Той мерой, что вы отмеряете, будет отмерено и вам, и еще добавлено.

Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
 
Ибо тому, кто имеет, будет дано. А у того, кто не имеет, будет отнято и то, что он имеет.

«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
 
Он сказал: — Божье Царство — это как если бы человек посеял в землю зерно,

Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
 
и спал бы ночью, и бодрствовал днем, а зерно давало бы побег. Побег растёт, а как — человек не замечает.

Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
 
Земля плодоносит сама собой. Сначала появляется стебель, потом колос, потом полновесное зерно в колосе.

И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
 
А когда зерна созреют, человек тотчас пускает в дело серп, ибо пришла пора жатвы.

С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
 
Он сказал: — С чем нам сравнить Божье Царство или какой притчей изобразить его?

Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
 
Сравним его с горчичным зёрнышком. Когда его сеют в землю, оно меньше всех семян в земле.

Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
 
Но когда его посеют, оно поднимается и становится больше всех огородных растений, и пускает длинные ветви, так что в его тени укрываются птицы.

С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
 
Он учил их, рассказывая много подобных притч — сообразно тому, что они могли понять.

(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
 
А без притчи Он ничего им не говорил, но наедине с учениками объяснял им всё.

А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
 
В тот же день, когда настал вечер, Он сказал им: — Давайте переправимся на другой берег!

Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
 
Отпустив толпу, они вошли к нему в лодку и отплыли. Рядом были и другие лодки.

Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
 
Поднялась сильная буря, и волны захлестывали лодку, так что она уже наполнялась.

Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
 
А Он спал на корме, положив голову на подушку. Они разбудили Его и сказали: — Учитель, разве Тебе нет дела, что мы тонем?

Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
 
Проснувшись, Он унял ветер и сказал морю: — Тихо, замолчи! Ветер сразу унялся, и наступило глубокое затишье.

Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
 
А им Он сказал: — Чего вы боитесь? У вас всё ещё нет веры?

Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»
 
Они пришли в ужас и спрашивали друг у друга: — Кто Он такой, что и ветер и море ему подчиняются?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.