По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Открытый перевод

 
 

Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.
 
Был один фарисей по имени Никодим, представитель еврейских властей.

Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».
 
Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал: — Рабби, мы знаем, что Ты — от Бога пришедший Учитель, потому что никто не сможет творить таких знаков, как ты, если Бог не с ним.

Иисус ответил: «Поверь Мне: кто не родится свыше,1 не увидит Царства Божия».
 
Иисус ответил: — Истинно, истинно говорю тебе: кто не родится вновь, тот не увидит Царства Божьего.

«Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»
 
Никодим спросил: — Как может человек родиться, если он уже стар? Можно ли вернуться в утробу матери и родиться заново?

«Уверяю тебя, — ответил Иисус, — кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божие.
 
Иисус ответил: — Истинно, истинно говорю тебе: кто не родится из воды и Духа, тот не войдет в Царство Божье.

От плоти рождается только плоть, и лишь Дух рождает дух.2
 
Рожденное плотью — плоть, а рожденное Духом — дух.

Не удивляйся тому, что сказал я тебе: каждый из вас должен родиться свыше.
 
Не удивляйся, что Я сказал тебе: «Вам нужно родиться свыше».

Ветер веет,3 где хочет. Но, даже если слышишь шум его, не знаешь, откуда он и где будет дуть потом. Так и с каждым, кто родится от Духа».
 
Дух дышит, где пожелает: ты слышишь Его дыхание, но не знаешь, откуда Он пришел и куда идёт. Так бывает и с тем, кто рожден Духом.

«Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.
 
Никодим спросил: — Как это может произойти?

«Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —
 
Иисус ответил: — Как же ты, учитель Израиля, не понимаешь этого?

Верь Мне, мы говорим о том, что знаем, и о том свидетельствуем, что видели. А вы свидетельства нашего не принимаете.
 
Истинно, истинно говорю тебе: мы о том, что знаем, говорим и то, что видели, подтверждаем, а вы наше свидетельство отвергаете.

Но если не верите Мне, когда о земном говорю, поверите ли словам Моим о небесном?
 
Вы не верили, когда я говорил вам о земном. Как вы поверите, если буду говорить вам о небесном?

Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5 с Неба и сошедшего.
 
На небо не взошел никто, кроме сошедшего с неба, то есть Сына Человеческого.

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне, так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,
 
И как змею вознёс в пустыне Моисей, так вознести должны и Сына Человеческого,

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6
 
чтобы верующий обрел в Нём вечную жизнь.

Бог ведь так полюбил этот мир, что пожертвовал Сыном Своим единственным,7 чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, но обрел жизнь вечную.
 
Бог так полюбил мир, что дал Единственного Сына, чтобы верующий в Него не погиб, но обрел вечную жизнь.

Не для того Бог послал Сына в мир, чтобы Он судил его, но чтобы спасен был мир через Него.
 
Ведь не затем Бог послал Сына в мир, чтобы мир судить, а затем, чтобы мир спасти через Него.

Никто из верующих в Него судим не будет;8 а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.
 
Верующий в Него не подлежит суду, а над неверующим уже свершился суд, ибо он не поверил в единственного Сына Божьего.

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел, а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.
 
А суд — это вот что: в мир пришел свет, но люди полюбили не свет, а тьму, потому что они делают только зло.

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут, дабы не раскрылось содеянное ими.
 
Кто совершает зло, тот ненавидит свет и на свет не выходит, чтобы не раскрылись его дела.

Но кто истине следует во всем, что он делает,10 тот к Свету тянется, и тогда явным становится: всё, что делает он, в послушании Богу делает».11
 
А кто по истине поступает, тот не боится света, потому что при свете видно, что все он делает с Богом.

Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.
 
После этого Иисус с учениками ушел за город, в Иудею; там Он проводил с ними время и омывал людей, погружая их в воду.

Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение
 
А Иоанн омывал в Эноне, недалеко от Салима, потому что там было многоводное место и народ приходил туда омываться.

(это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).
 
Иоанн тогда был ещё на свободе.

Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.
 
Однажды ученики Иоанна поспорили с одним евреем об очищении.

Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».
 
Они подошли к Иоанну и спросили: — Рабби, помнишь ли ты Человека, Который подходил к тебе на том берегу Иордана и на Которого ты указывал? А теперь Он омывает и все идут к Нему.

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, — если не дано ему то Небом.12
 
Иоанн ответил: — Невозможно взять на себя то, чего не дано тебе небом.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13
 
Я говорил — и вы мне свидетели: «Я — не Помазанник, а лишь идущий перед Ним посланник».

Тот и жених, у кого невеста есть. А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его, радуется и с ликованием внимает голосу жениха. Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.
 
У кого есть невеста, тот — жених. А друг жениха стоит рядом и слушает и, возглас жениха услышав, радуется. Так вот, эта радость пришла ко мне.

Ему — возрастать, мне — умаляться.14
 
Он должен расти, а я — уменьшаться.

Свыше Приходящий выше всех, конечно; а кто от земли — он и есть земной, он и говорит, как земной.15 Приходящий с Небес — [выше всех];
 
Кто приходит свыше, тот выше всех. Кто — от земли, тот земной и говорит о земном. Кто приходит с неба, тот — выше всех.

Он о том свидетельствует, что видел и слышал, но свидетельству Его не внемлют.16
 
Он о том, что видел и слышал говорит, но Его свидетельство отвергают.

Принявший же свидетельство это подтверждает истинность слов Божьих.17
 
Его свидетельство признать — значит подтвердить, что Бог не лжет.

Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова: Бог без меры дает Ему Дух.
 
Ведь Божий посланник говорит слова Божьи, ибо Бог дает дух не частично, а полностью.

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.
 
Отец любит Сына и дал Ему власть надо всем.

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19 а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит — гнев Божий навлекает он на себя».20
 
Кто верит в Сына, тот обрел вечную жизнь, а кто не слушает Сына, тот не увидит жизни, но Божий гнев тяготеет над ним.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.