Послание Иакова 2 глава

Послание Иакова
Под редакцией Кулаковых → Открытый перевод

 
 

Братья мои, пусть вера ваша в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, будет свободна от всякой предвзятости по отношению к людям.1
 
Братья мои, веруя в Господа славы, Иисуса Помазанника, не допускайте пристрастия.

Придут, скажем, к вам на собрание два человека: один — богато одетый и с золотым перстнем, а другой — бедный, в поношенной одежде.
 
Если, например, войдёт в ваше собрание человек, носящий золотые перстни и роскошную одежду, и войдёт бедняк в грязной одежде,

Если, глядя на наряд богатого, скажете ему: «Сюда садись, пожалуйста, здесь лучше», а бедному скажете: «Стань в сторонке или сядь здесь, у меня в ногах», —
 
и вы, взглянув на человека в роскошной одежде, скажете: «Ты сядь здесь, на хорошее место», — бедняку же скажете: «Ты встань вон там», — или: «Сядь на пол у моих ног», —

если так по-разному относитесь вы к братьям,2 не оказываетесь ли судьями, да к тому же еще и со скверными мыслями?
 
разве не произнесли вы в своей душе приговор и не оказались предвзятыми судьями?

Подумайте сами, братья мои возлюбленные: не бедных ли этого мира наделил Бог богатством веры? Не их ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его?
 
Послушайте, любимые мои братья, разве Бог не избрал тех, кто беден в этом мире, быть богатыми в вере и наследовать Царство, которое Он обещал любящим Его?

А вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас по судам?
 
Вы же унизили бедного. Разве не богатые притесняют вас, разве не они тащат вас в суды?

Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали теперь называться.
 
Разве не они поносят славное имя, произнесенное над вами?

Если всегда исполняете Закон вышний3 так, как в Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как себя самого»,4 — хорошо делаете.
 
Но если вы исполняете закон, царящий среди законов Писания: люби ближнего своего, как самого себя, — вы правильно поступаете.

Но если по одежке людей встречаете и по-разному5 к ним относитесь, то грешите и перед Законом вы преступники.6
 
Если же вы действуете пристрастно, то совершаете грех, и Закон обличает вас как преступников.

Кто, соблюдая Закон в целом, согрешает хотя бы в одном чем-то, тот и во всем виновным оказывается.
 
Ибо всякий, кто соблюдает весь Закон, но оступается в чем-либо одном, оказывается виновным в нарушении всего.

Ведь Тот, Кто сказал: «Не прелюбодействуй»,7 Он же заповедал: «Не убивай».8 Так что даже если не прелюбодействовал ты, случись тебе убить — перед Законом ты преступник.
 
Ведь Тот, Кто сказал: «не изменяй жене», сказал также и: «не совершай убийства», и если ты не изменяешь жене, но убиваешь, ты преступаешь Закон.

Говорите и действуйте всегда как люди, которые по закону свободы судимы будут.
 
Говорите и поступайте как люди, которых будут судить по закону свободы.

Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости.9 Ей, которую отвергли они, — торжествовать на Суде.10
 
Ибо суд без милосердия тому, кто не творит милосердия; милосердие торжествует над судом.

Что пользы в том, братья мои, когда говорит кто-то, что верует, а делом этого никак не подтверждает?11 Спасет ли его такая вера?
 
Что пользы, братья мои, если кто-нибудь скажет, что имеет веру, дел же у него не будет? Может ли такая вера спасти его?

Если брат или сестра ваши нуждаются в одежде и голодают,
 
Если брат или сестра наги, и у них нет пищи, чтобы прожить сегодняшний день,

а кто-то из вас скажет им: «Всего доброго вам,12 одевайтесь теплей13 да питайтесь получше », но сам не даст им того, в чем у них нужда, что пользы в словах его?
 
а кто-нибудь из вас скажет им: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», — не дав им при этом ничего для их телесных нужд, — что пользы от этого?

Так и с верой: без дел она мертва, сама по себе ничто.
 
Так же и вера — сама по себе она мертва, если не имеет дел.

Если попробует кто-то возразить на это: «Одному дается вера, а другому — дела»,14 отвечу ему: «Покажи мне эту веру твою, которая без дел, а я тебе свою в делах моих представлю».
 
Но кто-нибудь может сказать: «Ты имеешь веру, а я — дела. Покажи мне твою веру без дел, а я тебе покажу мою веру в делах».

Ты веришь, что только один есть Бог? Хорошо делаешь. Однако ведь и бесы веруют и трепещут притом.
 
Ты веришь, что есть один только Бог — прекрасно! И бесы верят — и содрогаются.

Но не угодно ли тебе, жалкий15 ты человек, признать, что вера без дел тщетна?16
 
Как же ты не понимаешь, пустой человек, что вера без дел бесплодна?

Когда Авраам, отец наш, возложил Исаака,17 сына своего, на жертвенник, разве не за это свидетельство18 веры был он признан праведным?19
 
Авраам, наш отец, не делами ли доказал свою праведность, когда возложил Исаака, собственного сына, на жертвенник?

Ты и сам знаешь, что именно вера Авраама явила себя в делах его и совершенной она в делах этих стала.
 
Ты видишь, вера содействовала его делам, и в делах вера стала совершенной,

Тут всё вышло по Писанию: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».20 И назван был Авраам другом Божьим.
 
и исполнилось Писание, гласящее: «И поверил Авраам Богу, и за это был сочтен праведным, и он был назван другом Божьим».

Так что видите, будет признан человек праведным21 или нет — от дел его зависит, а не от одной только веры.
 
Вы видите, что делами доказывает человек свою праведность, а не одной только верой.

Вот и Раав, блудница, разве не делами по вере ее угодила она Богу,22 когда приняла в дом свой вестников23 и проводила их другой, безопасной дорогой?
 
Подобным же образом Рахав, блудница, разве не делами доказала свою праведность, приняв посланных и отправив их другой дорогой?

Так что снова скажу: вера без дел, как тело без духа, мертва.
 
Ибо как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: имейте веру Господа… без пристрастного отношения (к людям).
4  [2] — Друг. возм. пер.: не делаете ли вы различия между собой.
8  [3] — Букв.: царский.
8  [4] — Лев 19:18.
9  [5] — Букв.: пристрастно.
9  [6] — Букв.: Закон изобличает вас как преступников.
11  [7] — Исх 20:14; Втор 5:18.
11  [8] — Исх 20:13; Втор 5:17.
13  [9] — Букв.: не оказывает милости.
13  [10] — Друг. возм. пер.: милость торжествует над тем, что по справедливости должно было свершиться.
14  [11] — Букв.: а дел не имеет.
16  [12] — Букв.: идите с миром.
16  [13] — Или: грейтесь.
18  [14] — Букв.: ты веру имеешь, а я дела имею.
20  [15] — Букв.: пустой/никчемный.
20  [16] — Или: бесполезна; в некот. рукописях: мертва.
21  [17] — См. в Словаре Авраам и Исаак.
21  [18] — Букв.: разве не от дел; в знач. не в результате ли дел.
21  [19] — Букв.: был оправдан.
23  [20] — Быт 15:6.
24  [21] — Букв.: будет оправдан человек.
25  [22] — Букв.: была оправдана; или: признана праведной.
25  [23] — В некот. рукописях: лазутчиков.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.