Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра

 
 

Слагает человек мысли в своей душе, но речь из уст его — от ГОСПОДА.1
 

Все пути человека безупречны2 в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует3 души.
 

Все дела свои ГОСПОДУ доверь, и задуманное тобой свершится.
 

Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью, и даже нечестивца — для дня бедствия.
 

Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный, не сомневайся, безнаказанным он не останется.
 

Любовью неизменной и верностью искупается грех, благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
 

Если угодны ГОСПОДУ поступки человека, то даже врагов его Он с ним примирит.4
 

Лучше скромный достаток, да в праведности, чем прибыль большая, да без справедливости.
 

Человек сам решает, по какой дороге идти, но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5
 

В слове царя — Божья воля,6 в приговоре своем он не ошибется.
 

Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА, и точные гири в суме Им задуманы.7
 

Мерзость для царей — творить зло,8 престол ведь справедливостью держится.
 

Угодны царю честные уста, любит он тех, кто говорит правду.
 

Гнев царя предвещает смерть, но мудрый человек отвратит гнев.
 

В светлом взоре царя — жизнь, благоволение его — что весенний дождь.9
 

Приобретать мудрость — лучше золота: и обрести разумение — предпочтительней серебра.
 

Дорога честных отведет от зла, сбережет она жизнь всякому, кто с пути своего не свернет.10
 

За гордыней вслед идет погибель, за высокомерным духом — паденье.
 

Лучше со смиренным духом жить среди бедных, чем с надменными делить добычу.
 

Кто вникает в дело11 — обретет благополучие, а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
 

Сердцем мудрый прослывет разумным, а ласковая речь всякого убедит.12
 

Благоразумие — живительный родник для тех, кто им обладает, а глупость — глупцам наука.13
 

У кого в сердце мудрость, у того и речь умна, и слова14 его убедительны.
 

Доброе слово что сотовый мед, душу оно усладит и тело15 исцелит.
 

Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.16
 

Пустой желудок17 заставляет работника трудиться — рот голодный его подгоняет.
 

Нечестивец18 замышляет зло, и на устах его — словно огонь испепеляющий.
 

Коварный человек сеет раздоры, и сплетник разлучает друзей.
 

Злодей обольщает ближнего, увлекает его на путь недобрый.
 

Вот он щурится — значит, коварство на уме, губы закусывает — зло у него наготове.
 

Седина — венец славы, обретается она на праведном пути.
 

Выдержка лучше силы,19 кто собой владеет — сильнее покорителя городов.
 

Бросают жребий в полы одежд, но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20
 

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2  [2] — Букв.: чисты.
2  [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7  [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9  [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10  [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6,23; Иез 21:21−23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18−20.
11  [7] — Букв.: Его дело.
12  [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15  [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; Исх 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17  [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20  [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21  [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22  [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2,7,8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23  [14] — Букв.: уста.
24  [15] — Букв.: кости.
25  [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26  [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; Втор 23:24; Иов 33:20).
27  [18] — Или: развратник.
32  [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33  [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8,1Цар 14:41; 1Цар 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.