По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра

 
 

Некоторое время спустя случилось Иисусу проходить в субботний день засеянными полями. Ученики Его, проголодавшись, начали срывать колосья и есть зерна.
 
Как-то в субботу Иисус проходил по хлебным полям. Проголодавшиеся ученики срывали колосья и ели.

Это увидели фарисеи и сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, что в субботу делать нельзя».
 
Фарисеи увидели и говорят: «Смотри, что делают Твои ученики! В субботу это нельзя».

А Он их спросил: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и бывшие с ним проголодались?
 
Иисус ответил: «А то вы не знаете, что сделал Давид, когда он со своими людьми захотел есть!

Как вошел в Божий Дом он и ел тот хлеб, что кладут перед Богом, хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
 
Он вошел в Божий Дом и ел жертвенный хлеб, хотя этот хлеб нельзя было есть ни ему, ни его людям. Едят только священники.

Или вы не читали в Законе о том, что и сами священники по субботам нарушают в Храме субботу, но это в вину не вменяется им?
 
Вы что, не читали в Законе, что священники в Храме нарушают субботу и все равно виной не обременяются?

Но Я говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм!
 
А Я говорю вам: с тем, что имеет здесь место, не сравнится даже Храм.

Если б вы понимали, что значат слова Писания: „Милосердия Я хочу, а не жертвы“,1 не осудили бы невиновных.
 
Если бы вы знали, что значит “Милости хочу, а не жертвы,” — не стали бы осуждать невиновных.

Ибо Сын Человеческий — Господин субботы».
 
Нет, каждый сам хозяин своей субботы».

Иисус оставил то место и пришел в синагогу их.
 
И ушел. В одной синагоге, куда Он наведался,

Там был человек с сухой рукой. Иисуса спросили, чтобы обвинить Его: «Можно ли исцелять в субботу?»
 
Был калека с сухой рукой. И спрашивают Иисуса, надеясь поймать Его на слове: «Можно исцелять в субботу или нельзя?».

Он ответил: «Если в субботу у кого-то из вас единственная овца упадет в яму, разве не вытащит он ее?
 
Иисус ответил: «Кто из вас не пойдет вытаскивать из ямы свою единственную овцу, если она упала туда в субботу?

Человек не дороже ль овцы?! Стало быть, можно делать добро в субботу».
 
А человек куда больше достоин внимания, чем овца. Давайте делать добро и в субботу».

Потом Он сказал тому человеку: «Протяни свою руку!» Тот протянул — и рука стала такой же здоровой, как и другая.
 
И говорит калеке: «Протяни руку». Тот протянул — и обе руки стали здоровы.

Фарисеи же, выйдя из синагоги, стали решать, как расправиться им с Иисусом.
 
Фарисеи ушли и стали сообща думать, как им погубить Иисуса.

Иисусу стало известно об этом, и Он удалился оттуда, и многие последовали за Ним. Он исцелил всех больных,
 
Иисус это понял и ушел оттуда. За Ним шла большая толпа. Он всех исцелил

но строго им наказал о Нем не говорить никому.
 
И сказал, чтобы никому о Нем не говорили.

Произошло это всё, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю:
 
Это было, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю:

«Вот Слуга Мой, Которого Я избрал; возлюбленный Мой, радость души Моей; наделю Его Духом Моим, и возвестит Он справедливость2 народам.
 
«Вот Раб Мой избранный, любимый Мой Раб, угожденье души Моей. Духом Моим наделю Его, и народам Он возвестит правосудие.

Не будет ни спорить Он, ни кричать; и никто не услышит на улицах голос Его.
 
Он не станет браниться, голоса не возвысит. Крика Его на улицах никто не услышит.

Он надломленного тростника не переломит и фитиля курящегося не угасит, пока не приведет справедливость к победе.
 
Он тростинки надломленной не переломит, фитиля мерцающего не задует. Он даст утвердиться правосудию.

И на имя Его уповать будут народы».3
 
На Его имя будут уповать народы».

В то время привели к Нему одержимого бесом; человек был слепым и немым. Иисус исцелил его, так что стал тот видеть и говорить.
 
К Иисусу привели одержимого бесом, слепого и немого, и Он исцелил его: больной заговорил и стал видеть.

Весь народ пришел в изумление. «Уж не Сын ли Давидов Он?» — вопрошали иные.
 
В толпе были потрясены. Люди говорили: «Уж не сын ли это Давидов?».

Фарисеи же, услышав про это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского».
 
Но у фарисеев было другое мнение: «Ему помогает бесовский деспот Вельзевул, а то как бы Он изгонял бесов!».

Зная помыслы их, Иисус сказал им: «Всякое царство, разделенное на враждующие между собой стороны, обратится в пустыню; и всякий город или дом, где живущие друг с другом не в ладу, не устоит.
 
Иисус прочитал их мысли и сказал: «Междоусобица в стране ведет к запустению. Не устоит ни город, ни дом, если в них междоусобица.

И если сатана изгоняет сатану, то он сам с собою не в ладу. Как же устоит его царство?
 
Если Сатана изгоняет Сатану, если он пошел войной на самого себя, может ли устоять его царство?

И если Я изгоняю бесов силою Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши люди? Они-то и будут вам судьями.
 
Если Мне против бесов помогает Вельзевул, то разве вашим целителям помогает ктото другой? Они сами осудят вас за ваши слова.

Если же Духом Божьим изгоняю Я бесов, тогда Царство Божие пришло уже к вам.
 
Нет, Божьим Духом, вот чем Я изгоняю бесов, и, стало быть, до вас уже дошло Божье Царство.

И еще: разве может кто проникнуть в дом сильного и похитить вещи его, если прежде не свяжет хозяина? Только после того он сможет разграбить его дом.
 
Вор забрался в дом, а там дюжий хозяин. Унесет ли вор так легко вещи? Сперва скрути хозяина, тогда и уноси награбленное.

Вы же знайте: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мной, тот против Меня. Кто не собирает со Мной, тот расточает.

Потому говорю вам: всякий грех и хула любая людям простятся, но хула на Духа не простится.
 
И вот еще что: всякий грех и хула простятся людям, но хула на Святого Духа не простится.

Если скажет кто слово против Сына Человеческого, простится ему, но кто скажет против Духа Святого, не простится ему ни в этом мире,4 ни в грядущем.
 
Кто скажет слово против Сына человеческого, тому простится, а кто скажет против Святого Духа, тому не будет прощения ни в этом веке, ни в будущем.

Или вы признаёте5 хорошим дерево и хорошим же плод его, или плохим признаёте дерево и плохим его плод; по плодам узнаётся дерево.
 
Если дерево хорошее, то и плоды хороши. А если дерево больное, то и плоды плохи. Дерево узнается по плодам.

Отродье змеиное! Как можете доброе говорить, будучи злыми?! Чем полнится сердце, о том и уста говорят.
 
Отродье змеиное! Не потому ли доброго слова от вас не услышишь, что вы сами злы? От родного нутра говорят уста.

Добрый человек из хранимого им добра выносит доброе; а злой человек из зла, им хранимого, злое выносит.
 
Добрый человек из своей доброй кладовой извлекает добро, а злой человек из своей недоброй извлекает зло.

И Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими.
 
Говорю вам, что за каждое свое праздное слово люди ответят в День суда.

От слов твоих и зависит: будешь ли ты оправдан иль осужден».
 
В тот День твои слова оправдают тебя и твои слова осудят тебя».

Иные из книжников и фарисеев, бывшие при этом, сказали Ему: «Учитель! Мы хотим, чтобы Ты явил нам знамение».
 
Книжники и фарисеи говорят Иисусу: «Учитель! Мы хотим увидеть от Тебя чудесное указание».

Но он ответил им: «Нечестивое и безбожное6 поколение ищет знамения, но не будет ему дано иного, кроме знамения пророка Ионы.
 
Иисус ответил: «Клятому, беспутному поколению неймется без указаний. Не будет ему указаний, кроме указания пророка Ионы.

Ибо так же, как Иона пробыл во чреве огромной рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи.7
 
Как Иона во чреве кита пробыл три дня и три ночи, так и Сын человеческий в сердце земли проведет три дня и три ночи.

Во время Суда встанут с людьми нынешнего поколения и будут свидетельствовать против них жители Ниневии, ибо они покаялись, услышав проповедь Ионы. А здесь Тот, Кто больше, чем Иона.
 
С нынешним поколением встанут на Суде жители Ниневии и покажут против него. Они на проповедь Ионы ответили покаянием. А здесь имеет место то, перед чем мал и Иона.

Во время Суда воскреснет с людьми этого поколения царица юга и будет свидетельствовать против них, ибо пришла она с другого конца земли послушать мудрого Соломона. А здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
 
С нынешним поколением встанет на Суде царица Юга и покажет против него. Она с конца земли пришла послушать Соломонову мудрость. А здесь имеет место то, перед чем мал и Соломон.

Когда нечистый дух выходит из человека, то бродит он по безводным краям в поисках места покоя, но не находит его.
 
Нечистый дух оставляет человека и скитается по пустырям, ищет приюта и не находит.

И говорит тогда: „Вернусь в свой дом, оставленный мной“. Возвратившись же, находит его незанятым да еще подметенным и прибранным.
 
И говорит: “Вернусь-ка я к себе домой. Зачем я ушел?” Возвращается и находит дом свободным, выметенным и прибранным.

Идет он, и приводит с собой других семь духов, притом злейших, чем сам он, те входят и живут там, и в конце тому человеку приходится хуже, чем было вначале. То же самое произойдет с нечестивым8 нынешним поколением».
 
Тогда берет и приводит с собой семь других духов, в ком еще больше зла, и все поселяются в доме. И становится тому человеку еще хуже, чем было прежде. Так будет и с этим клятым поколением».

В то время, когда еще Иисус говорил с народом, мать и братья Его пришли и стояли поодаль, желая поговорить с Ним.
 
Пока Иисус говорил с народом, Его Мать и братья ждали снаружи, хотели поговорить с Ним.

[Кто-то сказал Ему: «Там, в стороне, мать и братья Твои стоят: они хотят поговорить с Тобою».]
 
Кто-то сказал: «Мать и братья Твои ждут снаружи, хотят поговорить с Тобой».

«Кто Моя мать и кто братья Мои?» — ответил Иисус тому человеку.
 
Он ответил тому, кто это сказал: «Кто мать Моя и кто братья Мои?» —

И, рукой указав на Своих учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья Мои.
 
И показал рукой на учеников. И говорит: «Вот Моя мать и Мои братья.

Ибо кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и мать».
 
Исполняющий волю Моего Небесного Отца — вот кто Мне и брат, и сестра, и мать».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Ос 6:6.
18  [2] — Или: суд; то же в ст. 20.
21  [3] — Ис 42:1−4.
32  [4] — Или: веке.
33  [5] — Букв.: сделайте (в своем сознании).
39  [6] — Букв.: нарушающее супружескую верность/верность завету.
40  [7] — Иона 2:1.
45  [8] — Букв.: злым.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.