По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Русского Библейского Центра

 
 

Тогда в Царстве Небесном то же самое произойдет, что случилось с десятью девами,1 которые вышли со своими светильниками встречать жениха.
 
«Царство Небесное — это вот как такой случай. Десять девушек вышли с лампами встречать жениха.

Пять из них неразумными2 были, и пять были мудрыми.3
 
Пять девушек было глупых, а пять умных.

Неразумные, взяв свои светильники, не захватили с собой масла,
 
Глупые девушки взяли с собой лампы, а лампадного масла не взяли.

а мудрые взяли вместе со светильниками и кувшинчики с маслом.
 
Но умные вместе с лампами принесли в масленках и масло.

Жених задержался, и девы все задремали, а потом и уснули.
 
Жених все не шел. Девушки задремали и уснули.

Но в полночь раздался крик: „Смотрите, жених! Встречайте [его]!“
 
А в полночь раздался крик: “Идет жених! Выходите встречать!”

Все девы пробудились и поправили свои светильники.
 
Девушки засветили лампы,

Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам масла, а то наши светильники гаснут“.
 
И глупые говорят умным: “Дайте нам масла. Наши лампы гаснут.”

Но мудрые ответили: „У нас не хватит масла и для себя, и для вас.4 Лучше сходите к тем, кто его продает, и купите себе“.
 
Им отвечали: “Тогда не будет ни у нас, ни у вас, а пойдите лучше к лавочнику и купите.”

Пока же они ходили за маслом, пришел жених, и те, кто был готов, пошли с ним на брачный пир, и дверь за ними закрыли.
 
Но пока они ходили покупать, пришел жених, и те, что были готовы, ушли с ним на свадебный пир. Дверь за ними захлопнулась.

Приходят потом остальные девы и просят: „Господин! Господин! Открой нам!“
 
Наконец вернулись глупые девушки и зовут: “Сударь! Сударь! Открой нам!”

„Одно могу сказать вам, — ответил он, — не знаю я вас“.
 
А Он говорит им в ответ: “Одно могу вам сказать: Я не знаю вас.”

Итак, бодрствуйте, ибо не знаете вы ни дня назначенного, ни часа пришествия.
 
Будьте начеку, потому что не знаете ни дня, ни часа.

В Царстве Небесном всё так же будет, как у человека, который, уезжая из дома, созвал своих слуг и поручил им распорядиться его достоянием.
 
Или еще такой случай. Собираясь в дальнюю дорогу, хозяин вручил слугам свои сбережения.

Одному дал он пять талантов,5 другому — два, и третьему — только один, каждому в соответствии с их способностями, сам же уехал.
 
Одному дал пять талантов, другому два, третьему один, каждому по сноровке, и уехал.

Тот, что получил пять талантов, тотчас пустил их в оборот и нажил еще пять.
 
Первый взял пять талантов и сразу употребил их в дело, приобрел другие пять талантов.

Получивший два таланта таким же образом нажил еще два.
 
Тот, кто получил два таланта, тоже прирастил к ним другие два.

А тот, который получил один талант, пошел, выкопал в земле яму и спрятал в ней деньги своего господина.
 
А третий взял талант и закопал его, спрятал серебро хозяина.

Прошло немало времени, вернулся господин тех слуг и потребовал у них отчета.
 
После долгого отсутствия приезжает хозяин и требует их к себе для отчета.

Получивший пять талантов пришел и принес с собой еще пять. „Господин, — сказал он, — ты дал мне пять талантов, вот еще пять, которые я нажил“.
 
Слуга, которому он вручил пять талантов, принес ему другие пять и говорит: “Сударь! Ты дал мне пять талантов. Вот другие пять, которые я на них приобрел.”

„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин Его, — ты был верен в малом, и я многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
 
Хозяин сказал ему: “Ты сослужил мне хорошую службу. За усердие в малом дам под твою руку много. Порадуйся и ты со своим хозяином.”

Подошел и получивший два таланта. „Господин, — сказал он, — ты дал мне два таланта, вот еще два таланта, которые нажил я“.
 
Пришел слуга, у которого было два таланта, и говорит: “Сударь! Ты дал мне два таланта. Вот другие два, которые я на них приобрел.”

„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин его, — ты был верен в малом — многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
 
Хозяин сказал ему: “Ты сослужил мне хорошую службу. За усердие в малом дам под твою руку много. Порадуйся и ты со своим хозяином.”

Подошел и тот, что один получил талант. „Господин, — сказал он, — я знал, что ты человек жестокий: жнешь ты там, где не сеял, и там собираешь, где не рассыпал.
 
Пришел и тот, у кого был один талант, и говорит: “Я знаю тебя, ты человек лихой. Не свои посевы косишь, не со своих токов собираешь.

В страхе пошел я и зарыл твои деньги6 в землю. Вот они, возьми свое!“
 
Я побоялся и закопал серебро. Вот тебе твое.”

И сказал ему господин его: „Нечестивый и ленивый слуга! Так ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал?
 
Хозяин ответил ему: “Слуга негодный, нерадивый! Ты знал, что я не свои посевы кошу, не со своих токов собираю.

В таком случае, следовало тебе отдать мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, получил я свое с прибылью.
 
Но поэтому и следовало тебе пустить деньги в оборот: по возвращении я как раз и получил бы свое с прибытком.

Возьмите же у него и этот талант и отдайте его тому, у кого десять талантов.
 
Заберите у него талант и отдайте тому, у кого десять.

Ибо, у кого есть, тому и еще будет дано, и дано в изобилии. У того же, у кого нет, будет взято и то, что есть у него.
 
Имущему дастся и прибавится, а у неимущего отнимется и то, что есть.

А негодного этого слугу возьмите и выбросите вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
 
А негодного слугу выбросьте в запредельную тьму — там будет плач и зубовный скрежет.”

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и с Ним все Его ангелы, сядет Он на Свой царский престол,7
 
Придет Сын человеческий во всей Своей славе, и все ангелы с Ним, и сядет на престоле славы.

и будут собраны перед Ним все народы, и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овечье стадо от козьего.
 
Соберутся перед Ним все народы, и Он разведет их на две стороны, как пастух разводит овец и козлов.

Он поставит овец по правую, а козлов по левую сторону.8
 
Он поставит овец по правую Свою руку, а козлов — по левую.

И скажет Царь стоящим справа от Него: „Придите все, кого благословил Отец Мой! Владейте9 Царством, приготовленным для вас от сотворения мира.
 
И скажет Царь тем, кто справа: “Со дня сотворения мира Мой Отец благословил вас и приготовил вам Царство. Идите, владейте.

Ибо Я был голоден — и вы дали Мне есть, жаждал — и вы дали Мне пить, пришельцем был — и вы приютили Меня,
 
Я был голоден — вы дали Мне есть, жаждал пить — вы дали Мне напиться, был странником — вы приютили Меня,

был наг — и вы одели Меня, болен был — и вы посетили Меня, в тюрьме был — и вы навестили Меня“.
 
Был в лохмотьях — вы одели Меня, был болен — вы навестили Меня, был в темнице — вы пришли ко Мне.”

Тогда праведные спросят Его: „Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Когда жаждавшего Тебя напоили мы?
 
Праведники скажут Ему на это: “Господи! Когда было, что мы видели Тебя голодным и дали есть или жаждущим и дали напиться?

Когда мы видели Тебя пришельцем и приютили или нагого одели Тебя?
 
Когда было, что мы видели Тебя странником и приютили или в лохмотьях и одели?

Когда мы навещали Тебя больного или в тюрьме посетили Тебя?“
 
Когда было, что мы видели Тебя больным или узником и пришли к Тебе?”

И ответит им Царь: „Скажу Я вам, сделав это одному из братьев Моих меньших, вы сделали это Мне“.
 
Царь скажет им в ответ: “Говорю вам: было! Вы сделали это одному из меньших Моих братьев, а стало быть, сделали Мне.”

А тем, кто по левую сторону, скажет Он: „Уйдите прочь от Меня, проклятье на себя навлекшие.10 Ступайте в вечный огонь, приготовленный дьяволу и ангелам его!
 
Скажет Он и тем, кто стоит слева: “Подите от Меня прочь, окаянные, в огонь вечный, разожженный для Дьявола и его ангелов!

Ибо Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал — вы не напоили Меня,
 
Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал пить — вы не дали Мне напиться,

пришельцем был — вы не приютили Меня, нагим Я был — вы не одели Меня, был болен и был в тюрьме — вы не навестили Меня“.
 
Был странником — не приютили Меня, был в лохмотьях — не одели Меня, болен и в темнице — не навестили Меня.”

Они же спросят Его: „Господи, когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, пришельцем, нагим, больным или в тюрьме — и не позаботились о Тебе?“
 
И эти тоже скажут Ему свое: “Когда было, что мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или в лохмотьях, или больным, или узником, — и не позаботились о Тебе?”

Тогда Он ответит им: „Скажу Я вам, не сделав11 этого для одного из Моих меньших братьев, вы не сделали этого и для Меня“.
 
И Он ответит им: “Говорю вам: было! Никому из меньших вы этого не сделали, а значит, не сделали Мне.”

И пойдут они прочь: удел таковых — наказание вечное, а праведных — вечная жизнь».
 
И пойдут они примут вечную муку, а праведники — вечную жизнь».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Царство Небесное можно сравнить с десятью девами.
2  [2] — Или: глупыми/безрассудными.
2  [3] — Или: умными.
9  [4] — Друг. возм. пер.: как бы не оказалось недостатка у нас и у вас.
15  [5] — Талант — наибольшая в то время денежная единица. См примеч. к 18:24.
25  [6] — Букв.: твой талант.
31  [7] — Букв.: на престоле славы Своей.
33  [8] — Обычно в Палестине козы и овцы днем паслись вместе, а на ночь разделялись пастухом на два отдельных стада.
34  [9] — Букв.: наследуйте.
41  [10] — Букв.: проклятые. В отличие от благословения, которое исходит от Бога (ср. ст. 34), это проклятие и, как следствие, наказание явилось результатом выбора тех, кто не захотел творить добро.
45  [11] — Или: поскольку вы не сделали.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.